Организационная бюррократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Краткое описание

Бюрократическая организация - это организация, в основе которой заложены имеющие тенденции к "застыванию" линейные связи, она имеет вид вертикальной пирамидальной конструкции, в ней очень развита приверженность различным формальностям и традициям.

Вложенные файлы: 1 файл

Все мы в жизни ни раз сталкивались с таким явлением.docx

— 184.04 Кб (Скачать файл)

        Однако производственное предприятие  как единая система характеризуется  синергией различных составляющих  структур: 

-           производственная  структура   –  это  форма  упорядоченности  производственных цехов и участков, передаточных устройств, складов и других элементов производственно-технической  базы  с  точки  зрения  их  расположения  и  взаимосвязи  на  производственных площадях; 

-           технологическая структура –  внутреннее строение материально-энергетических  процессов, состав и соотношение  оборудования; 

-           социальная структура характеризуется  с одной стороны распределением работников предприятия по профессонально-квалификационному, половозрастному признакам,уровню образования, а с другой строением и взаимодействием подразделений социальной сферы; 

  -           информационная структура - относительное  расположение источников и получателей  данных, состав и взаимосвязи  носителей информации, направленность, конфигурация и оперативность  коммуникационных сетей; 

  - ОСП –  это взаимоотношения подразделений  и должностей в организации, распределение ролей,  полномочий  и  ответственности  между  ними,  а  также  порядок  функционально-технологических  связей,  возникающих  в  процессе  управления. 

Способ  интеграции  всех составляющих структур для достижения целей предприятия. 

Как и любая  система, ОСП может быть структурирована  до менее крупных составляющих:  на  уровне  производственного  объединения  –  предприятие;  на  уровне  предприятия – цех, служба; на уровне службы – отдел, сектор; на уровне отдела бюро; элементарным звеном является работник. 

           Все компоненты, ОСП упорядочены  по степени важности и делятся  на объекты и субъекты управления. Объектом управления считаются  те элементы, на которые направлены  управленческие воздействия. Субъект  управления - это те, которые реализуют  процессы управления на основе  использования специфических трудовых, информационных и материальных ресурсов. Причем, в зависимости от уровня структуризации системы элемент может выступать в качестве, как объекта, так и субъекта управления. Тех работники, которые принимают решения по организации только своих действий, называют исполнителями, тех, которые принимают решения по организации своих действий и действий других работников - руководителями. 

          Важным для описания структуры  является определение основных  параметров, характеризующих ее. Так как структура отражает взаимоотношения элементов и подсистем, ее основной характеристикой являются существующие типы связей в системе и их интенсивность. 

          Кроме того, следует согласиться  с замечанием Рапопорта В.С., который указывает, что хотя сама по себе структура - это только порядок определенных отношений, описывать,  анализировать  и  изменять  этот  порядок  в  отрыве  от  носителей  этих  отношений  –  элементов и подразделений системы невозможно. Следовательно, рассматривая ОСП, всегда необходимо иметь в виду и особенности организационных звеньев. 

            Любая ОСП должна отвечать, независимо  от своих целей требованиям,  отражающим ее ключевое значение. Эти требования предъявляются  к ОС любого предприятия, а также к любым организациям вне сферы бизнеса. 

  1. Целенаправленность  –  ориентация  на  достижение  ряда  целей,  в  первую  очередь, способствуя реализации организацией миссии. 

    2)      Перспективность – в рамках  ОСП необходима работа не только  над оперативными  проблемами, но  и над определением и проработкой  стратегии, связанной с будущим развитием организации. 

    3)      Оперативность  –  за  время   от  принятия  решения  до  его  исполнения  в  управляемой системе не происходили необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений. 

    4)      Надежность – должна гарантировать  достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других данных, обеспечивать бесперебойность связи. 

    5)      Экономичность  -  достижение  нужного  эффекта  от  управления  при минимальных затратах на управленческий аппарат. 

    6)      Способность  к  развитию  –  в  условиях  совершенствования  производства,  изменений внешних условий функционирования, появляющихся диспропорций ОСП должна быть гибкой 

    для восприятия корректирующих воздействий. 

    7)      Устойчивость – неизменность  основных свойств, целостность функционирования ОСП и ее элементов, в краткосрочном периоде, при различных внешних воздействиях, немедленная выработка контрмер, возвращающих систему в прежнее состояние.  

            Для  того  чтобы  ОСП   соответствовала  предъявляемым  требованиям  необходимо при её анализе и формировании учитывать ряд принципов. 

            С т. з. исторического развития современные ОСП являются результатом прогресса форм собственности и хозяйствования на базе эволюции производительных сил общества. 

    Впервые ОС появились  в тот момент, когда в первобытном обществе возникло разделение труда между членами одного племени. Данные причины привели к выделению в племенах старейшин,  функциями  которых  являлось  распределение  обязанностей  между  своими 

    подчиненными  и выполнение роли судьи, при возникновении  конфликтов. 

            С течением времени у старост  появлялись помощники, так как  стоять во главе увеличивающихся в размерах племён становилось все труднее. 

            В  дальнейшем,  поселения,  образованные  племенами,  перерастали в города,  объединялись между собой, формируя государства, аппараты управления, которых имели уже 

    достаточно  сложные оргструктуры. 

            Процесс  первоначального   накопления  капитала,  охвативший  Западную  Европу  с XV по XVIII века, способствовал возникновению капиталистического способа производства. Буржуазная революция в XVII веке привела к бурному развитию предпринимательства, что, в свою очередь, привело к возникновению крупных частных предприятий, в которых сформировались и организационные структуры управления. 

            Дальнейшее  развитие  рыночных  отношений  привело  к   появлению  конкуренции, характер которой обуславливает рынок, на котором предприятие реализует свои товары и услуги. Сила конкуренции на рынке определяется теми пределами, в рамках которых отдельные  фирмы  способны  воздействовать  на  рыночную  среду.  Появление  конкуренции 

    дало толчок к изучению методов рационального  управления предприятием. Таким образом, рынок, диктуя свои требования, направляет предприятия к формированию более эффективной системы менеджмента. 

            На рубеже XIX – XX веков в США возникла классическая теория организации. К авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление – Ф.В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, X. Манстерберг, X. Эмерсон;  теория  организации -  А.  Файоль,  Дж.  Д.  Лизней,  Л.  Урвик; бюрократическая теория – М. Вебер. 

            Сущность научного управления  выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях: 

    1)    Вместо  волевых решений научно обосновывать  каждый элемент работы; 

    2)    С  помощью определенных критериев  отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу; 

    3)    Тесно  сотрудничать с людьми, обеспечивая  при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки; 

    4)    Обеспечивать  обоснованное разделение труда  и ответственности между руководителем и работниками. 

            С работами Тейлора связаны  такие нововведения на предприятии, как разделение труда, непосредственно в сфере управления, выделение функции планирования, изучение всей производственной деятельности в рамках ОСП на основе количественного анализа. 

            Исследования  теории  организации   на  систематической  основе  стали  проводиться  в период 1890-1940 гг. Разработка проблем научного управления в начале XX века, сосредоточившая внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения организации в целом. Ответом на эту потребность стала работа «Общее и промышленное управление» Файоля, предложившего ряд принципов, которые он считал полез-

    ными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Файоль первым обратил внимание на возможность применения в государственном управлении принципов организа-

    ции и управления, используемых в военном деле, сформулировал основные функции управления: планирование, организация, контроль. 

            Значительным вкладом в развитие  классической теории явилась разработка бюрократической теории М. Вебером, согласно исследованиям которого, бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает схему,  которая  гарантирует  предсказуемость  поведения  наемных  работников.  Бюрократическая структура  истолковывается,  как  система  норм,  отклонение  от  которой  является  дисфункцией, 

    понижающей  эффективность организации. Такой  тип предполагает полную формализацию действий работников, обезличивание персонала. 

            Модель  рациональной  бюрократии  основывается  на  следующих  принципах:  иерархичности  уровней  управления;  соответствия  полномочий  и  ответственности  работников  управле-

    ния месту в иерархии; разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым  функциям;  формализации  и  стандартизации  деятельности;  обезличенности  вы-

    полнения работниками своих функций; квалификационного отбора. 

            Следующим  этапом  являются  исследования  Р.  Лайкерта  в Мичиганском  университете, которые показали, что эффективные ОСП значительно отличаются от неэффективных по ряду 

    структурных  измерений.  Согласно  Лайкерту,  эффективна  та  организация,  которая  побуждает руководителя сосредоточить внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с 

    высокопроизводительными  целями.  Разработанная  Лайкертом  «Система-4»  предполагает,  что организация  строится  на  человеческих  мотивациях,  которые  должны  проявляться  через:  процесс  выдвижения  целей,  принятие  решений,  контроль,  децентрализацию.  Лайкерт  утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффек-

    тивными, так как они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющуюся внешнюю среду. 

            Широкое  распространение   в  ХХ  веке  получила  теория  «человеческих  отношений». Предметом исследования школы явились психологические мотивы поведения людей в процессе 

    производства,  групповые  отношения,  проблемы  конфликта  и  сотрудничества,  формальная  и неформальная  организация.  Школы  «человеческих  отношений»  и «организационного поведения», у истоков которых стояли американские исследователи Э. Мэйо, М. Фоллет, Ч. Бернард, получили признание лишь в конце 50-х годов ХХ века. Один из провозглашенных ими постулатов – индивидуальность потребностей работников и возможность их оптимального использова-

    ния. 

            При  формировании  ОСП  актуальны   концепции  школы  «социальных  систем»,  которая рассматривает  социальную  организацию,  как  систему  с  рядом  составляющих  ее  подсистем: 

    формальная  структура, неформальная структура, физическое окружение. Это образует организационную систему, сложность которой вызывает необходимость выделения структурных под-

    систем. Главным  интегрирующим фактором организации  считается цель. 

      Г. Саймон исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение. Организации могут упростить процесс принятия решений – ограничить цели, на которые направлена деятельность. 

           Организации поддерживают рациональное  принятие решений путем предоставления необходимых  средств  для  их  выполнения.  Инструкции,  информационные  каналы,  стандартные процедуры – все это может рассматриваться в качестве механизмов, как для ограничения спектра решений, так и для оказания помощи при принятии решений. ОСП описывается как «набор планов действий». Модель организационного поведения подчеркивает важность ненавязчивого контроля:  обучение  и  распределение  информации  играют  большую  роль  в  выработке  рационального поведения, чем приказы. 

Информация о работе Организационная бюррократия