Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:20, контрольная работа
Цель данной работы подробно изучить особенности бизнес-плана инвестиционного проекта.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды инвестиционных проектов;
- изучить фазы развития инвестиционного проекта;
- изучить понятие, сущность и структуру бизнес-плана инвестиционного проекта.
Введение 3
1. Понятие и виды инвестиционных проектов 4
2. Фазы развития инвестиционного проекта 10
3. Бизнес-план инвестиционного проекта 15
Заключение 25
Список использованных источников 26
• объективность и достоверность информации, необходимость и достаточность параметров используемых данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и стадиях его реализации;
• комплексность и системность анализа и отражения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;
• лаконичность и логическая последовательность изложения информативного материала. 4
Бизнес-план должен содержать четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы мероприятий по его реализации. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от ряда факторов: масштабности проекта, сферы деятельности, характера и целевой направленности, степени риска и др. Обычно объем бизнес-плана небольших инвестиционных проектов не превышает 15—20 страниц, развернутый бизнес-план составляют для проектов, требующих крупных капиталовложений, а также венчурных проектов.
Типовые методики составления бизнес-плана разработаны ЮНИДО, МБРР, ЕБРР. С учетом основных принципов, лежащих в основе разработки бизнес-планов в мировой практике, подготовлен ряд отечественных методик, в том числе методики с использованием специальных компьютерных программ (PROJECT EXPERT, «Альт-Инвест» и др.). В соответствии с данными методиками бизнес-план инвестиционного проекта, структура которого не является строго регламентированной, включает ряд основных разделов, каждый из которых характеризует различные аспекты инвестиционного проекта.
Примерная структура бизнес-плана инвестиционного проекта может быть представлена следующим образом:
- общие сведения,
- резюме проекта,
- характеристика предприятия и отрасли,
- сущность инвестиционного проекта,
- оценка рынка сбыта и план маркетинга,
- инвестиционный план,
- производственный план,
- организационный план,
- финансовый план и показатели эффективности проекта,
- оценка рисков и способы их страхования, приложения. 5
Содержание разделов бизнес-плана подробно освещено в специальной литературе, поэтому далее будет представлена лишь краткая их характеристика. Более подробно мы рассмотрим финансовый план, который служит целям обоснования возврата инвестируемого капитала.
Бизнес-план инвестиционного
проекта начинается с титульног
Общие сведения содержат данные об основных реквизитах предприятия — инициатора инвестиционного проекта, его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности предприятия, а также краткое описание цели и сути осуществления инвестиционного проекта (включая технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, возможность сбыта, общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости. Здесь могут указываться сведения об основных источниках финансирования проекта; о методах управления, обеспечивающих устойчивое положение предприятия на рынке продукции и услуг; о форме участия государственных или муниципальных органов в финансовой поддержке проекта; о наличии экспертизы проекта; о коммерческой тайне.
Резюме кратко отражает наиболее существенные характеристики инвестиционного проекта. Оно содержит данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство и сбыт, потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта, возможные экономические, социальные и экологические результаты осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Резюме составляется по окончании разработки всех разделов бизнес-плана, проведения всех необходимых обоснований и расчетов.
Характеристика предприятия и отрасли включает: анализ текущего состояния и перспектив развития производства намечаемой к выпуску продукции в отрасли, данные об объемах производства, реализации продукции (работ, услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли; географическое положение и состояние отраслевого рынка (с указанием перечня и характеристикой потенциальных покупателей, их возможностей, фактического объема продаж, объема неудовлетворенного спроса, тенденций развития рынка). Данный раздел отображает место и положение предприятия — инициатора инвестиционного проекта, предлагаемого к созданию предприятия, производства среди других предприятий отрасли, и служит для обоснования необходимости и возможности производства определенной продукции (работ, услуг) в условиях современного состояния отрасли с учетом тенденций и прогнозов ее развития.
Сущность инвестиционного проекта. Данный раздел является одним из ключевых разделов бизнес-плана. Он включает: описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта; изложение стадий развития проекта; данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке по данным маркетинга; изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (работ, услуг) от отечественных и западных аналогов; обоснование успешной реализации инвестиционного проекта.
Оценка рынка сбыта и план маркетинга. Оценка рынка сбыта нацелена на определение емкости рынка, востребованности намечаемой к выпуску продукции и показателей возможных объемов продаж. При этом анализируются сведения: об основных потребителях продукции; объемах и ценах продаж; размерах, сегментах и тенденциях развития рынков сбыта; экспортном потенциале и возможности его увеличения в связи с реализацией инвестиционного проекта; стратегии сбыта и продвижении продукции к потребителям; потенциальных и действующих конкурентах, их доли на рынках. План маркетинга содержит: мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в результате реализации инвестиционного проекта; оценку возможности просчетов и ошибок и ущерба от них при различных вариантах осуществления проекта; данные о маркетинговой среде реализации проекта; мероприятия по организации рекламы, предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания; перечень конкретных покупателей продукции; методы стимулирования продаж; план реализации продукции — расчет выручки от продаж в соответствии с данными об объемах продукции и ценах.
Инвестиционный план представляет собой календарный план-график важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта в рамках инвестиционной фазы его развития (для инвестиционных проектов, предусматривающих производство продукции, — от начала реализации проекта до выпуска продукции и вывода предприятия, производства, технологической линии на расчетную величину использования производственной мощности). В нем отражаются: перечень этапов; сроки проведения работ по этапам; перечень требующегося технологического и другого оборудования; программа работ по подготовке кадров; прогнозируемые затраты; план вывода предприятия, производства на проектную и расчетную мощности.
Производственный план разрабатывается для инвестиционных проектов, связанных с организацией производства и выпуском продукции. Он составляется на основе плана сбыта продукции, данных о расчете производственных мощностей, издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции. Производственный план обычно включает следующие подразделы: мощности предприятия по проекту; описание технологического процесса, требования к организации производства; программа производства и реализации продукции; поставщики сырья и материалов; численность работающих и затраты на оплату труда; годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции; обеспечение экологической и технической безопасности.
Организационный план содержит принятую концепцию, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Он включает такие подразделы, как: организационная структура управления проектом, требования к управленческому персоналу и сведения о нем, система материального стимулирования и поощрения руководителей и специалистов, финансовая поддержка инвестиционного проекта государством или местной администрацией.
Финансовый план и показатели эффективности проекта. Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно. Финансовый план отражает потребность в капитале, предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты; он также используется для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации.
В зависимости от масштаба и характера инвестиционного проекта финансовый план может структурироваться по-разному. Обычно в нем выделяют следующие подразделы: план финансирования по источникам; финансовые результаты реализации проекта (план доходов и расходов); план денежных поступлений и выплат. Финансовый план может также включать сводный баланс активов и пассивов, где отражаются все средства, вкладываемые в инвестиционный проект, нераспределенная прибыль, получаемая от его реализации.
План финансирования по источникам средств показывает, за счет каких источников будут формироваться средства, необходимые для реализации инвестиционного проекта. Могут быть использованы собственные, а также заемные и привлеченные источники. В случае привлечения кредитов указываются условия их предоставления: процентная ставка, сроки предоставления и погашения кредита, дополнительные требования.
Финансовые результаты реализации проекта представляют собой план доходов и расходов (план по прибыли), который показывает распределение выручки, полученной от реализации продукции, объем чистой прибыли.
План денежных поступлений и выплат содержит систематизированные данные о притоках и оттоках денежных средств. На основе этих данных рассчитывается сальдо (остаток) реальных денег по видам деятельности предприятия (производственной, инвестиционной, финансовой) и стадиям реализации инвестиционного проекта. Сальдо реальных денег — это разность между фактическим поступлением денежных средств и произведенными выплатами.
Сальдо производственной деятельности образуется путем сложения суммы чистой прибыли и амортизации по годам.
Сальдо инвестиционной деятельности равно разности инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации) и полного объема инвестиций.
Сальдо финансовой деятельности исчисляется как разность между суммой заемных средств (включая продажу акций, выпущенных для реализации инвестиционного проекта) и суммой средств, необходимых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.
Финансовый план включает изложение стратегии финансирования инвестиционного проекта.
Оценка эффективности инвестиционного проекта содержит показатели эффективности, на основании которых инвесторы и другие участники реализации инвестиционного проекта принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке параметров проекта, возможных путях повышения его эффективности и т.д.
Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов рекомендуется оценивать как эффективность проекта в целом, так и эффективность участия в проекте.
В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности инвестиционного проекта, предложено рассчитывать: чистый доход; чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности; потребность в дополнительном финансировании; индексы доходности затрат и инвестиций; срок окупаемости; показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия — участника проекта.
Оценка рисков и способы их страхования. При составлении данного раздела бизнес-плана оценивается степень неопределенности и риска инвестиционного проекта с использованием количественного и качественного анализа. Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов рекомендуется использовать для количественного анализа методы укрупненной оценки устойчивости, расчета уровней безубыточности, вариации параметров, оценки ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности. Определяются возможные причины нежелательных экономических последствий, одновременно прорабатываются и описываются мероприятия по предупреждению риска и возможному снижению потерь от него.
Приложения к бизнес-плану содержат данные, использованные при экономических обоснованиях разделов бизнес-плана инвестиционного проекта, а также характеристики применяемого технологического оборудования, технологических процессов, копии лицензий и свидетельств на производство, контрактов и проектов договоров, форм бухгалтерской отчетности, должностные инструкции, экспертные заключения по отдельным техническим и организационным решениям, применяемые методики и др.
Заключение
На основании изучения теоретических аспектов особенностей бизнес-плана инвестиционного проекта можно сделать следующие выводы.
Бизнес-план является одним из важнейших инструментов для принятия управленческих решений на различных этапах развития любой компании, с его помощью упрощается контроль достижения результатов и отслеживание ситуации на основе прогнозов бизнес-плана. Им пользуется руководящий состав, топ-менеджеры, владельцы и акционеры компаний.
Информация о работе Особенности бизнес-плана инвестиционного проекта