Учет и контроль
Контролировать пожертвования
важно не столько потому, чтобы
кого-то схватить за руку. Это важно
для того, чтобы убедиться: остальные
не воруют.
Способов контроля несколько.
Можно поручить его кому-то из сотрудников,
отвечающим за связи с общественностью, или независимой организации.
Методы контроля:
- требование полного отчета о расходовании выделенных финансов с приложением отчетных документов;
- ежегодные отчеты (особенно при постоянной поддержке организации).
- внезапное посещение. На многое может открыть глаза внезапный визит в офис благотворительного общества, но такой визит может и ввести в заблуждение. Работа в благотворительной организации не являет собой образец организованности и структурированности, но это вовсе не означает, что работа не ведется. Четкого рабочего дня, привычной упорядоченности здесь нет. Лучше всего позвонить незадолго.
- внедрение шпиона. Это крайняя мера, нужная тогда, когда в организацию или проект вложены большие деньги, и есть подозрения, что деньги вовсе не там, где должны быть, а дело не делается. Можно прислать своего сотрудника под видом клиента или партнера в делах. Он все сможет увидеть изнутри.
- назначение независимой аудиторской проверки. Мера дорогая и тоже крайняя, когда речь идет о больших вложениях и больших подозрениях.
- посещение мероприятия по приглашению. Здесь как раз можно своими глазами убедиться, что вложения были сделаны не зря.
Государственные
и негосударственные учреждения
Иногда кажется, что
деньги надо выделять государственным
учреждениям: за это говорит и наличие контроля, и
полная ясность, чем организация занимается,
и возможность посетить в любой момент.
Государственные организации сегодня
в России - лидеры в сборе пожертвований
с коммерческих структур. Но существует
ряд минусов в поддержке государственных
организаций.
- Государственные учреждения, пусть даже они и являются теперь самостоятельными юридическими лицами, - организации подневольные. Если, допустим, были сделаны вложения в больницу для закупки лекарств, местный департамент здравоохранения вправе пустить их на выплату зарплаты своим сотрудникам. Поэтому цель пожертвования государственному учреждению должна документально оговариваться, и деньги должны идти на счет самого учреждения.
- Государственные учреждения, как правило, работают очень традиционно. Например, в детских домах, куда организация собирается перевести деньги, например, на конфеты, - больше заботят внешний вид и сытость подопечных. В то время как благотворительные организации, работающие с сиротами, причем не фонды, собирающие деньги, а службы помощи, трудоустройства и т.д., основаны на иных принципах. Их волнует больше внутреннее состояние детей, их образование, устремления в жизни. Поэтому здесь нужно определить, что является большим приоритетом для спонсора.
- Начиная помогать государству, спонсор может наладить хорошие контакты с местной администрацией, но и одновременно попасть в ее сети. От него будут ждать пожертвований ко всем остальным конкретным датам, на все целевые мероприятия. В этом случае придется выделять дополнительную статью расходов на «пожертвования в местный бюджет», либо просто избегать финансировать государство. Как правило, крупные фирмы и банки города или области в любом случае не могут избежать фандрайзеров в лице мэра или главы администрации. Понимая, что пожертвований не избежать, можно попробовать влиять на политику расходования средств, предлагая более эффективные способы их использования.
В завершение темы спонсоринга
целесообразно затронуть такой
вопрос, как попечительство.
Попечитель - это человек, который постоянно заботиться
о каком-либо деле, влияющем на решение
социальных проблем. Как правило, так называют
членов Попечительских советов, которые
создают при себе государственные и негосударственные
организации.
Попечительский совет
в России не управляет организацией. Его члены
наблюдают за деятельностью организации,
дают советы и рекомендации, иногда помогают
финансами и связями, позволяют пользоваться
своим именем при рекламе организации
или сборе средств, являются гарантами
благополучия организации и ее хорошей
репутации.
Членство в Попечительском
совете дает уважение, повышает социальный
статус и значимость человека. Это
признание заслуг, таланта, опыта.
Быть попечителем в
России несложно. В Великобритании
и США попечительство - большая ответственность, она требует затраты
некоторых усилий, постоянной заботы об
организации. В России попечитель должен
только несколько раз в год появляться
на заседаниях Попечительского совета
и иногда помогать организации, чем может:
советом, связями, финансами, специалистами.
Членство в Попечительском совете может
быть первым шагом в благотворительной
деятельности, не требующим немедленных
расходов, но придающим соответствующий
статус.
ФАНДРАЙЗИНГ
Окидывая взором опыт
сбора средств и опыт успешных
сделок на этом поприще, можно смело утверждать,
что если не подготовить хотя бы самый
элементарный план, трудно рассчитывать
на быстрый успех. Это не значит, что спланировав
все в деталях, организация немедленно
получит желаемую сумму, но вероятность
эффективного поиска денег растет пропорционально
уровню подготовленности.
Определение
необходимых затрат
Подготовка начинается
обычно с того, что определяется,
сколько и какие ресурсы необходимы:
т.е. каковы предполагаемые расходы.
Ежемесячно организация
должна платить в разные инстанции примерно одинаковые
суммы: например, плату за аренду и коммунальные
услуги, за пользование телефоном, налоги
и отчисления во внебюджетные фонды, а
также выплачивать заработную плату сотрудникам.
Могут быть и другие расходы, независимо
от того, ведется ли какая-нибудь практическая
деятельность или нет. В противном случае
начнут приходить квитанции на штрафы,
увольняться сотрудники, организация
может лишиться офиса.
Вот примерный перечень
позиций, которые обязательно должны
отражаться в статьях расходов как необходимый минимум:
- Персонал (административные работники: директор, бухгалтер, постоянно работающие специалисты): заработная плата, социальное обеспечение, медицинское страхование, премиальные и другие выплаты;
- Налоги (если организация должна их платить. Вопрос должен быть урегулирован с юристом).
- Аренда и коммунальные услуги, ремонт оборудования.
- Транспортные расходы: командировочные, расходы на топливо, билеты, аренда транспорта для коллективных дальних поездок;
- Связь (телефон, подключение к Internet);
- Представительские расходы;
- Почтовые расходы;
- Расходы на печать (информационные бюллетени, листовки, анкеты, отчеты, рекламные материалы);
- Оплата банковских услуг.
- Долги.
Следующим шагом должен
стать перечень расходов, необходимых для осуществления деятельности
организации. Эти расходы могут превышать
ежемесячные необходимые траты, могут
быть и меньше их - их суть принципиально
иная. Перечень их меняется также, как
меняются и суммы:
- Разовые расходы (покупка мебели, ремонт только что полученного в аренду помещения);
- Оплата труда работников, нанятых по контракту для выполнения разовых работ (те люди, которые не работают постоянно в организации, а нанимаются только в связи с определенным проектом или конкретной акцией);
- Социальные выплаты на фонд заработной платы временных работников;
- Оборудование и материалы, необходимые для выполнения проекта/программы/акции;
- Публикации в рамках проекта/программы/акции;
- Иные специфические расходы, связанные с конкретным проектом.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Фандрайзинг может принимать
различные формы. Если говорить о
наиболее традиционных для сегодняшней
России источниках финансирования, то
мы увидим, что в первую очередь -
это пожертвования, вложения спонсоров, которые приходят от частного и государственного
бизнеса. Затем следуют:
- проведение целевых / благотворительных мероприятий по сбору средств;
- гранты, распределяемые зарубежными фондами (российские пока слишком малочисленны и слабы);
- финансирование из бюджета (обычно - из местного, на уровне городских или областных комитетов по культуре, по делам молодежи и т.д.);
- создание малых предприятий, кооперативов, акционерных обществ с целью доходов от обственной коммерческой деятельности;
- пожертвования частных лиц;
- доходы от сбора членских взносов.
Мы остановимся подробней
на первых трех источниках финансирования
- на спонсорских вложениях и на
грантах.
РАБОТА СО СПОНСОРАМИ
Если организация приняла
решение обратиться к спонсорам
(юридическим или физическим), то
в первую очередь нужно сформулировать миссию организации, подтверждающую
ее уникальность, показывающую принципиальные
отличия от других подобных ей. Для каждой
творчески работающей организации это
обычно не составляет труда, так как наличие
концепции - обязательное условие успешности
работы. Для спонсоров же всегда важно
поддерживать именно инновационные формы
работы.
Разумеется, чем в менее популярной
для пожертвований сфере действует
организация, тем более тщательно
придется готовить аргументацию для
убеждения спонсоров и выбирать
метод сбора средств, который подходит
наилучшим образом. Но сначала необходимо
определить основные мотивы, которые движут
людьми, когда они соглашаются финансировать
деятельность организации, а также, что
мешает им это сделать.
Вопрос номер один: на
что в России более охотно выделяются
средства? Серьезное исследование в этой области
еще не проведено, но результаты локальных
опросов и опыт многих организаций позволяют
проследить следующую тенденцию в финансировании
(в порядке убывания популярности):
- социальная помощь, включая социальную и медицинскую реабилитацию;
- помощь детям
- культура и искусство;
- медицинская помощь;
- экология;
- социальные услуги;
- образование;
- защита прав граждан.
При этом следует помнить,
что на реализацию конкретных программ
и акций средства выделяются с большей охотой,
чем на долгосрочные проекты или просто
на поддержание жизни организации.
Вопрос номер
два: почему выделяются средства? Какие мотивы побуждают банки, фонды,
твердо стоящие на ногах коммерческие
организации вкладывать немалые деньги
на социальные и культурные программы?
- В семи-восьми обращениях благотворительных организаций из пятнадцати совершенно неясно и туманно сформулирована сама просьба - что же конкретно требуется? Несколько нелогично и странно обращаться в банк за «поддержкой» вообще, и в то же время логично попросить у него десять тысяч рублей на организацию спортивных занятий с трудными подростками - на инвентарь, на выезд, на загородную спортивную площадку, на призы для победителей и т.д. Когда просьба конкретна, ясны способы расходования средств, результаты - почему бы и не дать?
- «Филантропия» - помощь по «зову сердца». Далеко не все бизнесмены ищут конкретной выгоды и расчета, равно как и не все чиновники - коррумпированные взяточники. Иногда они просто хотят помочь.
- Личная заинтересованность в решении проблемы. Особенно, если она касается самого объекта фандрайзинга, его родных и близких (например, медицинская помощь; поддержка молодых талантливых художников и т.п.).
- Прямая выгода (налоговые льготы). В то же время нельзя говорить о выгоде в абсолютной сумме, если сделаны пожертвования. Даже использовав льготы по налогу на пожертвованную сумму, бизнесмен все равно отдаст денег больше, чем уплатив весь налог и не выделяя пожертвования.
- Большой общественный интерес к проекту (как, например, было с Храмом Христа Спасителя).
- Реклама. Очень часто благотворительные организации прелагают сделать бизнесу определенную рекламу (сообщить вместе с благодарностью фирме ее координаты, сферу деятельности). Но чаще всего коммерческие организации заинтересованы в том, чтобы самим сделать рекламу - в этом случае благотворительная организация только обеспечивает доступ к «рупору», направленному в массы.
- Хорошая репутация.
- Амбиции («наша организация не хуже и не беднее другой, которая на прошлой неделе пожертвовала пять тысяч долларов на проведение выставки).
- Религиозные побуждения.
- Чувство обязанности кому-либо (осознанное или не совсем чувство вины, чувство «взаимного обмена» - психологический фактор).
- Область интересов банкира/бизнесмена. Может быть, тот проект, которым занимается организация, реализует давн<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0