Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:25, курсовая работа
Цель работы провести анализ состояния, перспектив развития малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции предпринимательства, а также его виды и формы;
- изучить тенденции развития предпринимательской деятельности и также особенности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- изучить проблемы ведения бизнеса, направления реформирования бизнес-климата и роль малых предприятий в решении проблем безработицы.
Введение 4
1 Содержание и особенности малого бизнеса 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Проблемы и перспективы малого бизнеса 10
2 Практика функционирования малого инновационного бизнеса в Республике Беларусь и зарубежом 13
2.1 Развитие малого предпринимательства Республики Беларусь 13
2.2 Развитие малого бизнеса зарубежом 15
3 Перспективы улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь 19
Заключение 23
Список использованных источников 26
Приложения…………
Термин “малый бизнес” в основном получил распространение в англоязычных странах. В Европе, США и Японии используют термин «мелкие и средние предприятия». В связи с тем, что в Республике Беларусь законодательно не закреплено отнесение предприятий к микро– и средним, нами рассматриваются малые предприятия и малое предпринимательство в целом.
Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже – оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.
Критерий «количество работников» является основным, так как отвечает следующим требованиям:
– инфляционно устойчив – на него не влияют колебания покупательской способности валюты;
– является прозрачным - легко определяется и понимается;
– является сопоставимым – он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;
– является доступным – данные легко получить [14, c. 25].
Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, по определению Администрации малого бизнеса США, малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 6 млн. у.е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Германии также к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел.
В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся предприятия со следующей среднесписочной численностью работников:
– в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;
– в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 чел.;
– в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел.;
– в бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 чел.;
– в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.
Согласно Рекомендации ЕC 2003/361, вступившей в силу с 1 января 2005 г., к «средним предприятиям в Республике Беларусь относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 чел. и годовым оборотом до 50 млн. евро».
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что авторы практически единодушны в своем понимании бизнеса. Однако полнота их определений несколько различна. В понятие малый бизнес входят: малое предпринимательство, малые предприятия и предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными.
Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.
В дальнейшем (в
курсовой работе) к малому бизнесу (малому
предпринимательству) будем относить
малые предприятия и
В широком смысле производственное предпринимательство может рассматриваться как создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары. К малому производственному бизнесу относятся субъекты малого предпринимательства, занимающиеся следующими видами деятельности:
Из списка видно, что сфера производственного бизнеса достаточно широка. В современных условиях малый производственный бизнес привлекателен, поскольку достаточно стабилен и предполагает мобильность, высокий доход, а также быстрые обороты. В то же время в Беларуси производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как пока у нас нет благоприятных условий для его развития.
Производственный бизнес предполагает соединение трех главных условий:
Проблематика малого производственного бизнеса
1. Проблема нехватки производственных помещений
По мнению большинства
предпринимателей, основная проблема
производственного бизнеса
2. Несовершенство нормативно-правовой базы
Эту проблемы наши эксперты видят в двух главных аспектах:
А. Отсутствие законодательных актов, регламентирующих порядок и условия деятельности субъектов малого производственного бизнеса;
Б. Проблема полномочий контролирующих органов.
2. Кадровая проблема
Эксперты отмечают, что объемы производства растут, а уровень подготовленности кадров падает.
3. Проблема финансирования
Имеются в виду трудности, которые испытывают малые производственные предприятия в доступе к финансовым ресурсам. В частности, специалисты назвали отсутствие у предпринимателей собственности, которую можно заложить для развития бизнеса; нехватку оборотных средств; а также нормативы банков, по которым они выдают кредиты.
4. Система налогообложения
Налогообложение на отчисления в заработную плату тормозит развитие бизнеса.
5. Проблема слабого
взаимодействия крупного и
Уже очевидно, что
малый и средний
6. Проблема подключения к сетям
Основные действия, которые должны способствовать развитию малого производственного бизнеса, сводятся к следующему:
1. Решение налоговой проблемы (снизить налоги на имущество и налоги на выплату заработной платы);
2. Создание техноцентров,
которые призваны развивать
3. Развитие субконтрактинга. Решить многие проблемы малого производственного бизнеса можно, объединив усилия и крупного, и среднего, и малого предпринимательства.
Прогнозируя ситуацию с малым производственным бизнесом, отметим как негативные, так и позитивные моменты:
К негативным отнесем следующую перспективу: конкуренция между производственными предприятиями растет, только это борьба между западными компаниями. В Беларусь приходит все больше сильных европейских филиалов, и наше трудоспособное население превращается лишь в рабочую силу. Хотя могло бы самостоятельно организовать производственный бизнес.
В качестве положительной перспективы отметим следующую: в основном, проблемы малого бизнеса такие же, как и на крупных предприятиях, только в малом бизнесе они стоят более остро. Решив их на уровне малого бизнеса, на 80% проблемы решатся и в промышленности в целом. Страна, наконец-то, завершит затянувшийся процесс индустриализации. В это верит большинство наших консультантов.
Итак, производственное предпринимательство включает в себя выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.
В ходе работы мы выделили самые насущные проблемы малого промышленного бизнеса, среди которых:
При всей своей рискованности производственный бизнес имеет ряд преимуществ:
Вполне очевидно, что проблем явно больше, чем преимущества производственного бизнеса. Однако для развития малого предпринимательства уже сделаны определенные шаги.
Что касается предпринимательства, то история его становления в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.
В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».
Закон 1991 г. «О предпринимательстве»
открыл широкие возможности для
осуществления хозяйственной
Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.
В 1993 г. принимаются
законы «О приватизации и разгосударствлении
государственной собственности»
По состоянию развития предпринимательства в Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном секторе экономики насчитывалось более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации.
По мере развития
рыночных отношений в Беларуси, значение
малых или частного бизнеса будет
возрастать. Это связано с их естественной
ролью в переходной экономике, направленной
на сглаживание негативов