Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить иностранные инвестиции в экономике России.
Задачи:
- изучить понятие, сущность, роль иностранных инвестиций в экономике России;
- определить законодательную основу иностранных инвестиций в экономике России;
- рассмотреть динамику поступлений иностранных инвестиций в экономику России;

Содержание

Введение 3
1 Роль и законодательная основа иностранных инвестиций
в экономике России 5
1.1 Понятие, сущность, роль иностранных инвестиций в экономике
России 5
1.2 Законодательная основа иностранных инвестиций в экономике
России 9
2 Структура иностранных инвестиций в экономику России 13
2.1 Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику
России 13
2.2 Портфельные иностранные инвестиции в экономике России 16
2.2 Прямые иностранные инвестиции в экономике России 18
3 Проблемы улучшения инвестиционного климата российской
экономики 22
3.1 Проблемы улучшения инвестиционного климата в России 22
3.2 Основные направления стабилизации инвестиционного климата
в России 24
Заключение 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

иностран инвестиции Манин.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

- разочарование некоторой части инвесторов;

- слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;

- неразвитость отдельных составляющих  инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;

- неэффективность существующего  механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;

- низкая правовая культура потенциальных  инвесторов;

- не высокий уровень практики  корпоративного управления, который  оказывает негативное воздействие  на эффективность инвестиций, а  также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне. [27, с.22]

Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Такое положение связано с отсутствием эффективных собственников, призванных реализовывать и оптимально сочетать свои явно частные и общественные функции и, тем самым, прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства его социальных групп.

Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стабилизации инвестиционного регулирования в экономике России в условиях финансового кризиса.

Конечно, отдельные льготы еще недостаточны для активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены одновременно все элементы системы стимулирования этого процесса. [32, с.107]

Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к  корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.

В наиболее общем виде основные направления стабилизации инвестиционного климата в России может включать следующие основные элементы:

1. разработка  и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс в условиях финансового кризиса;

2. предоставление  гарантий сохранности частного  капитала;

3. предоставление  налоговых и иных льгот, нефинансовых  стимулов;

4. создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

5. содействие  в разработке, проведении экспертизы  и сопровождении инвестиционных проектов;

6. содействие  становлению институтов региональной  инвестиционной инфраструктуры. [32, с.109]

Таким образом, специальным инструментом поощрения иностранных инвестиций являются государственные гарантии. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Иностранные инвестиции — это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

Минувшее десятилетие стало для российской экономики (вплоть до кризиса 2008-2009 гг.) периодом активного инвестиционного развития, позволившего не только полностью преодолеть последствия кризисных процессов 1990-х гг., но и добиться заметного экономического роста.

В 2009 году в экономику России поступило $81,9 млрд иностранных инвестиций, что на 21% меньше, чем в 2008 году. По итогам 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 323,2 млрд. долларов США, что на 21,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец сентября 2010 г. - 54,6%), доля прямых инвестиций составила 39,1% (41,4%), портфельных - 2,6% (4,0%).

Иностранные прямые и портфельные инвестиции составляют определенную величину в общем объеме инвестиций в основной капитал России, однако в условиях международной конкуренции вектор их значимости носит несколько другой характер, чем внутренних инвестиций, что связано с привлечением не просто денежных средств, но одновременно современных технологий, методов управления компаниями, менеджеров, имеющих высокую квалификацию. Процесс эффективного использования зарубежных инвестиций требует координации соответствующих направлений и приоритетов (речь в данном случае идет о прямых инвестициях), что реализуется через политику привлечения прямых иностранных инвестиций, формирования соответствующего инвестиционного климата и выработки концепций (программ) развития тех или иных сфер экономики.

Проблемной можно признать и функциональную структуру поступающих в Россию иностранных инвестиций. Более 70% поступающих инвестиций приходится на средства, привлекаемые на возвратной основе (кредиты), что не способствует их использованию в целях долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Таким образом, хотя объем поступающих в страну капиталов до кризиса был значителен, однако ни количественно, ни качественно он не отвечал потребностям долговременного устойчивого развития российской экономики.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Таким образом, в современных условиях, для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности. Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стабилизации инвестиционного регулирования в экономике России в условиях кризиса.

Можно сделать вывод, что тема курсовой работы полностью раскрыта, цель достигнута, реализованы все поставленные задачи.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.- ред. от 06.12.2011 (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011) // Собрание законодательства РФ
  2. Андреев, В.А. Особенности инвестирования в российские инновационные компании / В.А. Андреев // Финансы. 2009. N 10. С.65-69.
  3. Анискин, Ю. Инвестиционная активность и экономический рост / Ю. Анискин  // Проблемы теории и практики управления. 2011. N 4. С. 77-82.
  4. Апокин, А. Повышение стимулов для инвестиций в основной капитал и технологии: основные направления экономической политики / А. Апокин // Вопросы экономики. 2011. N 6. С. 33-48.
  5. Бадалов, А.Л. Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов / А.Л. Бадалов // ЭКО. 2011. N 6. С.129-141.
  6. Вознесенская, Н.Н. К вопросу о правовом регулировании иностранных инвестиций в России. / Н.Н.  Вознесенская // Государство и право. 2011. С. 81-88.
  7. Григорьев, Л. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций / Л. Григорьев, А. Иващенко // Вопросы экономики. 2011. N 6. С. 3-20.
  8. Гришина, И. Территориальные особенности размещения инвестиций в капитальные активы в пореформенной России / И. Гришина // Инвестиции в России. 2012. №1. С. 10-15.
  9. Дубенецкий, Я.Н. Экономический рост и инвестиции: новые возможности и проблемы / Я.Н. Дубенецкий // Пробл. прогнозирования. 2011. N 5. С.3-8.
  10. Замараев, Б. Возвращение российской экономики на траекторию роста: время подводить посткризисные итоги / Б. Замараев, А. Киюцевская, А. Назарова, Е. Суханов // Вопросы экономики. 2011. N 6. С.21-32.
  11. Зименков, Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах // Р.И. Зименков // США-Канада: экономика, политика, культура. 2010. N 7. С.3-20.
  12. Зубченко, Л.А. Иностранные инвестиции. / Л.А. Зубченко. – М.: Владос, 2012. 184 с.
  13. Ивасенко, А.Г. Иностранные инвестиции / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2011. 272 с.
  14. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики.  М., 2011.
  15. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. М., 2010.
  16. Ищенко, Е. О тенденциях инвестиционного процесса / Е. Ищенко // Экономист. 2010. N 4. С.61-67.
  17. Кондратьев, В. Особенности инвестиционной модели России / В. Кондратьев // Проблемы теории и практики управления. 2010. N 3. С.26-28
  18. Кочетков, И. О государственной поддержке инвестиционной деятельности / И. Кочетков // Экономист. 2009. N 12. С.79-83.
  19. Лучко, М. Прямые иностранные инвестиции: движение и значение / М. Лучко // Экономист. 2011. N 8. С.22-32.
  20. Мальцев, Г.Н. Иностранные инвестиции в российскую экономику / Г.Н. Мальцев, И.Г. Мальцева // ЭКО. 2009. N 10. С.20-32.
  21. Мусатова, М. Альтернативные инвестиции в России и на развивающихся рынках / М. Мусатова // Пробл. теории и практики управл. 2009. N 8. С.69-78.
  22. Нарышкин, С.Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития / С.Е. Нарышкин // Вопросы экономики. 2010. N 5. С. 42-66.
  23. Нарышкин, С.Е. Основные направления привлечения и реализации иностранных инвестиций в России // Экономика и управление: сб. научных трудов. Ч. IY/ под ред. А.Е. Карлика. – СПб.: СПбГУЭФ, 2009. 219 с.
  24. Нешитой, А. С. Инвестиции: Учебник. / А. С. Нешитой. М.: Дашков и К, 2008. 372 с.
  25. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам, Росстат: Статистический сборник. М., 2011.
  26. Орлова, Е.Р. Иностранные инвестиции в России. Учебное пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина – М.: Омега-Л, 2010. 203 с.
  27. Сухарев, О. «Новая» макроэкономика и финансовая система (что будет с инвестициями?) / О. Сухарев // Инвестиции в России. 2011. №11. С. 19-27.
  28. Сухарев, О.С. Синергетика инвестиций: учеб.-метод. пособие / О.С. Сухарев, С.В. Шманев, А.М. Курьянов. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М. 2009. 367c.
  29. Устинкин, С. Инвестиционная политика в Российской Федерации / С. Устинкин // Власть. 2010. N 2. С.8-10.
  30. Хазанович, Э.С. Иностранные инвестиции. / Э.С. Хазанович. – М.: КноРус, 2009. 320 с.
  31. Шарп, У.Ф. Инвестиции: пер. с англ. / У.Ф. Шарп, Г.Дж. Александер, Дж.В. Бэйли. М.: ИНФРА-М, 2009. 1027с.
  32. Яковлев, А. Кто планирует инвестиции, несмотря на кризис, и что им мешает / А. Яковлев  // Вопросы экономики. 2009. N 12. С.100-110.

 

 

Приложение А

 

 

Таблица 1 - Поступление иностранных инвестиций (по отдельным странам-инвесторам) (млн. долларов США)

 

Поступило

в январе-сентябре 2011г.

В % к итогу

по виду

экономической

деятельности

В том числе

прямые

порт-

 фельные

прочие

Сельское хозяйство, охота

 и лесное хозяйство

из них:

473

100

317

0,0

156

Кипр

205

43,3

187

0,0

18

Ирландия

65

13,8

-

-

65

Дания

63

13,3

10

-

53

Добыча полезных ископаемых из них:

16036

100

3807

36

12193

Нидерланды

6670

41,6

1558

19

5093

Германия

2042

12,7

712

-

1330

Соединенное

 Королевство

(Великобритания)

1311

8,2

28

9

1274

из итога по добыче

 полезных ископаемых:

добыча топливно-энергети-

 ческих полезных ископаемых

12850

100

3466

36

9348

из них:

 Нидерланды

4770

37,1

1511

19

3240

Германия

2007

15,6

678

-

1329

Соединенное

 Королевство

(Великобритания)

1288

10,0

5

9

1274

Обрабатывающие производства

27714

100

3136

91

24487

из них:

 Кипр 

5396

19,5

478

10

4908

Швейцария

4496

16,2

25

0,4

4471

Германия

4127

14,9

400

0,0

3727

из итога по обрабатывающим

 производствам

производство пищевых

 продуктов, включая

 напитки и табака

1965

100

491

1

1473

из них:

 Нидерланды

379

19,3

20

-

359

США

279

14,2

-

-

279

Франция

231

11,8

11

-

220

обработка древесины и про-

 изводство изделий  из дерева

720

100

198

-

522

из них: Австрия

245

34,0

-

-

245

Кипр

192

26,7

108

-

84

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

623

100

276

5

342

из них: Австрия

157

25,1

95

-

62

Финляндия

92

14,7

53

-

39

Германия

64

10,3

1

-

63

производство кокса и

 нефтепродуктов

9997

100

31

55

9911

из них: Кипр

3967

39,7

22

0,0

3945

Соединенное Королевство (Великобритания)

3272

32,7

-

-

3272

Швейцария

1386

13,9

-

0,0

1386

химическое производство

3636

100

726

9

2901

из них:

 Германия

985

27,1

0,0

0,0

985

Швейцария

855

23,5

1

-

854

Нидерланды

615

16,9

567

-

48

металлургическое производство

 и производство готовых  метал-

 лических изделий 

6118

100

233

3

5882

из них: Швейцария

2068

33,8

2

0,4

2066

Германия

2053

33,6

1

0,0

2052

Люксембург

500

8,2

-

-

500

производство машин и

 оборудования

809

100

155

0,0

654

из них:

 Германия

149

18,4

75

-

74

Республика Корея

131

16,2

-

-

131

Казахстан

110

13,6

-

-

110

производство транcпортных

 средств и оборудования

1845

100

395

0,3

1450

из них:

 Республика Корея

417

22,6

3

0,3

414

Нидерланды

216

11,7

210

-

6

Германия

177

9,6

79

-

98

Производство и распределение

 электроэнергии, газа  и воды

541

100

249

133

159

из них: Кипр

303

56,0

240

63

0,3

Нидерланды

111

20,6

7

-

104

Строительство

541

100

305

0,1

236

из них: Кипр

201

37,1

110

0,1

91

Германия

141

26,0

140

-

1


 

 

 

 

 


 



Информация о работе Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики