Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

В связи с вышеизложенным, целью данной курсовой работы я считаю выявление возможностей применения мирового опыта проектного финансирования в отечественной практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
определить теоретические основы понятия «проектное финансирование»
выявить особенности применения проектного финансирования на основе анализа российского и зарубежного опыта;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проектного финансирования………….5
1.1 Понятия и виды проектного финансирования……………………………5
1.2 Сущность оценки проектов………………………………………………...15
Глава 2. Анализ проектного финансирования в России………………...18
2.1 Особенности проектного финансирования в России……………………18
2.2 Анализ проекта «Сахалин-2» как первого российского опыта проектного финансирования по мировым стандартам…………………………………...22
Глава 3. Перспективы развития проектного финансирования в России……………………………………………………………………………26
3.1 Новые направления в развитии проектного финансирования в России..29
3.2 Использование зарубежного опыта проектного финансирования в российской практике…………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Горбатенко Е.Д. ФМ4-3.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Главными преимуществами проектного финансирования (в отличие  от других технологий инвестирования) для соискателя инвестиций на данный момент являются:    

  • возможность привлечения объемов инвестиционных ресурсов существенно превышающих наличные активы соискателя инвестиций;    
  • реализация «start up» проектов;    
  • снижение проектных рисков и их распределение между несколькими участниками проекта;    
  • отсутствие жестких требований к финансовому состоянию компании-заемщика (для реализации проекта может быть создана новая компания);    
  • возможность минимизации рисков за счет создания проектного общества в стране происхождения капитала, а управляющей компании (как 100% дочки проектного общества) в стране его реализации;  
  • возможность введения моратория на обслуживание интересов инвестора и возврата основного долга на время освоения капитальных затрат и вывода проекта на производственную мощность.

Основные тенденции  развития проектного финансирования определяются конкуренцией между крупными транснациональными банками и разнообразными потребностями в капиталовложениях. Преобладающей тенденцией развития проектного финансирования в промышленно развитых странах Запада является использование всего разнообразия источников и методов финансирования инвестиционных проектов. При уменьшении необходимости в страховании политических рисков и повышении уровня приемлемости российского риска для инвесторов, проекты все в большей степени начали финансироваться одновременно из нескольких источников, одновременного использования нескольких инвестиционных технологий.

Отличительным направлением проектного финансирования является возможность привлечения к реализации проекта широкого круга участников (инвесторов, производителей оборудования, консалтинговых, лизинговых, страховых и финансовых компаний, подрядных и государственных организаций), которые, как правило, связаны между собой сложными, многосторонними договорными отношениями17. Экономическая цель участников – реализовать проект в заданные сроки в пределах согласованного бюджета и в соответствии с утвержденной спецификацией и получить доход.

Основными институтами, организующими инвестиции на условиях проектного финансирования, являются корпорации (реализующие собственные проекты) и стратегические инвесторы (вкладывающие средства в проекты своей отраслевой и региональной ориентации с возможностью последующего поглощения проекта). Не должно быть иллюзий насчет банков, которые в силу российского банковского законодательства не имеют возможности в принципе участвовать в проектном финансировании, хотя практически все имеют соответствующие департаменты.

Соискателям инвестиций для проектов, финансируемых с  использованием технологий проектного финансирования, необходимо понимать:    

  • что на время привлечения инвестиций, необходимо отдать 
    контроль над фирмой (пакет акций и большинство в совете директоров, одну из подписей) инвестору;    
  • неизбежность открытия информации о проекте, соискателе инвестиций;    
  • и принимать требование отдачи инвестору доли прибыли, а не фиксированных процентов за использование инвестиционных ресурсов (до выхода инвестора из проекта);    
  • необходимость оплаты проведения экспертиз, организацию презентаций, в общей сложности объемы предварительных затрат могут составить от 5 до 10%18 от объёма привлекаемых инвестиций;    
  • что процесс организации проектного финансирования проекта занимает от полугода;    
  • что подготовка проекта потребует значительных усилий ТОП-менеджмента соискателя инвестиций;    
  • неизбежность вовлечения в проект части активов соискателя инвестиций;    
  • выполнение всех стадий инвестиционного проектирования – наличия концепции, стратегии развития проекта, бизнес-планов по отдельным объектам инвестирования;    
  • обязательность создания консорциума, в который будут  вовлечены все участники проекта (поставщики, производители оборудования, подрядчики и строители, инжиниринговые и страховые компании, банки и инвесторы).

Можно с уверенностью сказать, что без политической защиты со стороны международного сообщества и государства коммерческое кредитование крупных российских проектов (особенно в области развития экономической инфраструктуры – и, в первую очередь, энергетики, транспорта) на основе классического проектного финансирования не будет доступно еще по меньшей мере несколько лет. Потребуются значительные усилия государства и бизнес-сообщества по развитию коммерческого и финансового законодательства, достижению единообразия его применения, по подготовке специалистов и созданию действенной организационной инфраструктуры.

С учетом важности координации инвестиционной деятельности в России создан Федеральный центр проектного финансирования, целью которого является эффективное содействие привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, и обеспечение реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер. Вместе с тем существующее законодательство осложняет полноценное осуществление проектов. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др. Развитию проектного финансирования в стране препятствуют неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.

3.2 Использование  зарубежного опыта проектного  финансирования в российской  практике

Общеизвестно, что чем  выше риски, возникающие при реализации проекта, тем выше «закладываемая» инвестором в ТЭО проекта прибыль, необходимая для компенсации (самому инвестору, а также тем финансово-банковским структурам, к которым инвестор обратится за заемным финансированием) этих повышенных рисков. В результате инвестор либо в принципе не сможет получить необходимого для реализации проекта заемного финансирования, либо сможет получить его на таких условиях (под столь высокие проценты, необходимые для должной компенсации широкой номенклатуры повышенных рисков), что финансовые издержки реализации проекта «съедят» всю возможную прибыль от его реализации.

Именно поэтому ни один из проектов, реализуемых в  добывающих отраслях России в рамках лицензионной системы недропользования, не финансировался на нормальных коммерческих условиях «проектного финансирования».

Однако ситуация уже  сегодня оказывается кардинально  иной, если вести речь о применении проектного финансирования на базе соглашений о разделе продукции (СРП), поскольку  разработчики этого раздела в  российском инвестиционном и недропользовательском законодательстве изначально ориентировались на его гармонизацию с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования.

Сегодня нефтяные компании используют весь спектр доступных финансовых инструментов для финансирования инвестиционных нефтегазовых проектов. Крупнейшие нефтяные компании предпочитают финансировать нефтяные проекты, особенно не очень крупные, за счет собственных ресурсов, в том числе прибегая при необходимости к корпоративным заимствованиям, которые в ряде случаев могут оказаться для крупнейших МНК с их высочайшими кредитными рейтингами более дешевыми, чем долговое проектное финансирование. Однако множество более мелких МНК, появившихся и укрепившихся на рынке за последние годы, могут иметь не столь высокую капитализацию, профицитный бюджет, лимиты кредитования за счет собственных ресурсов и кредитные рейтинги, как крупнейшие МНК. [Приложения, таблица 3]. В этом случае рейтинг проекта может оказаться более высоким, чем рейтинг компании, обеспечивая ей более низкую цену проектных заимствований по сравнению с заимствованиями корпоративными. 

Для снижения проектных рисков используются различные механизмы. Одним из основных являются различного рода гарантии, на рассмотрении которых мы остановимся подробнее. В общем виде гарантия — это «обязательство (поручительство) гаранта, принимаемое по отношению к бенефициару по поручению другого лица (принципала) в обеспечение выполнения последним своих обязательств перед бенефициаром». Целью гарантий является дополнительное обеспечение финансовых интересов сторон, участвующих в сделке.

С точки зрения основания  для реализации, т.е. выполнения гарантом своих обязательств перед бенефициаром, гарантии делятся на безусловные  и обусловленные. При выставлении безусловной гарантии гарант выполняет свои обязательства перед бенефициаром против его первого простого требования, даже если оно ничем не обусловлено и не подтверждено представлением каких-либо дополнительных документов (наиболее выгодный для бенефициара тип гарантии). Реализация обусловленной гарантии зависит от выполнения определенных условий, в частности представления дополнительной документации.

В большинстве случаев  при проектном финансировании кредиторы  согласны рассматривать только прямые безусловные гарантии, в которых  гарант принимает на себя обязательства гарантируемого им лица в полном объеме. Однако иногда на практике приемлемо использование и других видов гарантий: ограниченных, косвенных, условных и подразумеваемых.

Таким образом, одной из основных проблем при проектном финансировании и в России, и за рубежом является проблема адекватной оценки существующих многочисленных рисков и выбора соответствующих инструментов их уменьшения.

К формам проектного финансирования, которые могли бы успешно использоваться в российских условиях, можно отнести схемы «строить - эксплуатировать - передавать» («build - operate - trans fer» - ВОТ) и «строить - владеть - эксплуатировать – передавать» («built - own - operate - transfer» - BOOT) с привлечением иностранных инвестиций при сочетании финансирования с ограниченным регрессом с финансированием под правительственную гарантию19.

При использовании  схем ВОТ и BOOT происходит распределение проектных рисков между участниками (специальной компанией-подрядчиком, кредитором-банком или их группой и государством), закрепляемое в концессионном договоре или франчайзинг - соглашении, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в его своевременном и эффективном осуществлении. Привлекательность этих схем для государства обусловлена целым рядом обстоятельств:

- государство,  играя важную роль в реализации  проекта, не несет. При этом  расходов, что сводит к минимуму  влияние на его бюджет;

- через определенное  время, определяемое периодом  концессии или франчайзинг - соглашения, государство получает в собственность работающий объект;

- использование  механизма конкурсного отбора, переключение  финансирования на частный сектор  вследствие его более высокой  эффективности позволяет добиться  больших результатов;

- стимулирование  притока высоких технологий, иностранных инвестиций, достигаемое посредством использования этих схем, позволяет решить национально значимые экономические и социальные проблемы.

Использование рассмотренных схем проектного финансирования в России может осуществляться на основе реализации соглашений о разделе продукции, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и на ведение связанных с этим работ, а инвестор осуществляет проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На развивающихся  рынках проектное финансирование дает возможность хорошо структурированным и экономически обоснованным проектам быть реализованными даже в том случае, когда организаторы проекта не в состоянии предоставить необходимый объем финансирования и взять на себя все риски связанные с реализацией проекта. Разработанный механизм разделения инвестиционных затрат, рисков и вознаграждения между заинтересованными сторонами позволяет повысить вероятность привлечения необходимых средств, и соответственно, реализацию проекта.

Результатом данного  исследования являются следующие выводы:

1. Проектное финансирование позволяет мобилизовать значительные средства для реализации отдельных проектов, однако требует значительной работы по выявлению и минимизации рисков. Каждый проект имеет свой набор рисков; простых универсальных правил для работы с ними не существует.

2. Существенное значение


Информация о работе Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России