Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 10:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие и формы прямых иностранных инвестиций.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи: Рассмотреть прямые иностранные инвестиции: понятие, формы. Описать методы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Проанализировать стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Введение………………………………………………………………….3
1. Прямые иностранные инвестиции: понятие, формы……………….4
2. Методы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций ……………………………………………………………………..9
3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь…………………………………………………………17
Заключение …………………………………………………………….35
Список использованных источников ………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Прямые иностранные инвестиции: понятие, формы……………….4
2. Методы государственного
3. Стратегия привлечения прямых
иностранных инвестиций в Республику
Беларусь…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………….35
Список использованных источников ………………………………...38
Приложение А. Мероприятия по улучшению инвестиционного
климата в Республике Беларусь…………………………………………………………
Приложение Б. Формы прямых иностранных инвестиций
в традиционные виды экономической деятельности………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы «Прямые иностранные инвестиции: понятия, формы. Методы государственного регулирования прямых иностранных инвестиции» обусловлена тем, что в настоящее время иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на развитие экономики Республики Беларусь, инвестиционная политика нашего государства с каждым днем становится все приоритетней, пришло понимание необходимости привлечения большего количества иностранных инвестиций. Современный этап структурной перестройки белорусской экономики выдвигает на первый план проблему привлечения прямых иностранных инвестиций. В нынешней сложной экономической ситуации, характеризующейся, в том числе, острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных зарубежных инвестиций для Белоруссии трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание нашей экономики по большинству позиций, Белоруссии необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для нашей Республики) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала. Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Таким образом, к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал. Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие и формы прямых иностранных инвестиций.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи: Рассмотреть прямые иностранные инвестиции: понятие, формы. Описать методы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Проанализировать стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Предметом курсовой работы являются прямые иностранные инвестиции. Объектом – Республика Беларусь. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников насчитывает 27 наименований.
1. Прямые иностранные инвестиции: понятие, формы
Иностранные инвестиции — это вложения иностранными юридическими и физическими лицами финансовых и материальных средств в различные объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта [1, c.99].
В соответствии с действующим законодательством объектами иностранных инвестиций могут быть предприятия и организации, которые занимаются деятельностью, не запрещенной в республике; строения и имущество белорусских юридических и физических лиц; банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; научно-техническая продукция; природные ресурсы и др.
Субъектами иностранных инвестиций могут быть иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь регулируются путем регистрации субъектов, лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций, таможенным режимом.
Иностранные инвестиции необходимы в тех отраслях экономики, где нужны значительные средства для вывода их из кризиса, уменьшения социальных противоречий в обществе. Такими отраслями для нашей страны являются производство продовольствия, товаров повседневного спроса, медикаментов и др. В большинстве развивающихся стран, странах СНГ в реконструкции и модернизации нуждаются практически все предприятия агропромышленного комплекса, топливно-энергетические отрасли, лесное хозяйство.
Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право на осуществление инвестиционной деятельности за пределами Республики Беларусь в следующих формах:
создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;
приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости, доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств, ценных бумаг, в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь [9].
Иностранные инвестиции целесообразны в любой стране с рыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся странам, вступившим на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов (как, например, Республика Беларусь).
Используя передовые зарубежные технологии, научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса, принимающая страна может модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику. Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.
Иностранные инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранный капитал (Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.). Неоспорим вклад иностранного капитала в достижение высоких уровней экономического развития таких стран, как США, Франция, Германия, Италия, Швейцария и др.
В силу вышеизложенного привлечение иностранных инвестиций определено в качестве важнейшего направления инвестиционной политики нашего государства. Потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период до 2014 г. оценивается в 13 млрд. дол. США (36 % общего объема инвестиций).
Чрезвычайно важным фактором, способствующим притоку иностранного капитала в Республику Беларусь, станет ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Существует много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из них. Как правило, разделяют инвестиции на портфельные - инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы - инвестиции в физические активы. Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:
1. Инвестиции в повышение
2. Инвестиции в расширение
3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые товары;
4. Инвестиции ради
Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета, анализа и планирования. Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные - если период окупаемости составляет больше 1 года. Валовые инвестиции - это общий объем инвестированных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товароматериальных запасов. Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые - осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств. Непрямые - при опосредуемом участии инвестора другими лицами.
По формам собственности: частные; государственные; иностранные; совместные. По региональному признаку: инвестиции внутри страны; инвестиции за рубежом [25, c.222].
Иностранный капитал поступает в Республику Беларусь в форме частных инвестиций (прямых и портфельных), а также в форме кредитов и займов. Последние предоставляются как международными финансово-кредитными организациями, так и отдельными странами и банками.
Анализ государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития иностранных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.