Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на развитие экономики стран
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы прямых иностранных инвестиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность прямых иностранных инвестиций
изучить концепции, особенности и формы прямых иностранных инвестиций
рассмотреть методы регулирования прямых иностранных инвестиций
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности……………….4
2. Методы и формы регулирования прямых иностранных инвестиций …...14
3. Прямые иностранные инвестиции в современных условиях……....……....16
Заключение……………………………………………………………………….25
Практическая часть……………………………………………………………...26
1. Оценка финансовой состоятельности проекта……………………………………………26
2. Оценка эффективности инвестиционного проекта на основе динамических методов…………………………………………………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом Редингского университета Дж. Даннингом. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:
1. Природа и
набор специфических
Каждая фирма обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.
О-преимущества характеризуются:
- величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;
- менеджментом и умением лидировать;
- продуктовыми ноу-хау;
- производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;
- уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);
- уровнем имиджа торговых марок;
- системой организации бизнеса и маркетинга.
2. Природа и
набор местных факторов и
- географическое
распределение ресурсов и
- конкуренцию цен на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;
- политическую стабильность, баланс власти;
- политический
либерализм - низкие тарифы, налоговые
ставки, стимулирующие механизмы
для осуществления ПИИ,
- стабильную правовую систему;
- развитую инфраструктуру
- автомобильные, железные
- социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые отношения;
- долгосрочный
рыночный потенциал (
3. Степень, до
которой компании могут
I-преимущества позволяют:
- снижать издержки,
связанные с исследованием
- добиваться
экономии на масштабе
- компенсировать плохую перспективу развития рынка;
- преодолевать или использовать государственные "барьеры" в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации;
- контролировать
поставщиков и условия
- контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут использоваться конкурентами);
- использовать
возможность субсидирования
Совокупность OLI-преимуществ содержит в себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.
Необходимо изучать и развивать ключевые составляющие L-преимуществ для обеспечения возможности систематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшения конкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования L-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах, где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также в виде эффективного экономического управления, надежной законодательной базы и хорошей перспективы поддержания экономического роста и развития.
2. Методы и формы регулирования прямых иностранных инвестиций
Методы осуществления прямых иностранных инвестиций:
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в России в следующих формах:
Важность привлечения
иностранных инвестиций в отечественную
экономику обусловливается
Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами.
Наибольшее
практической значение имеют двухсторонние
инвестиционные соглашения (Bilateralinvestment treaties,
Основными элементами BITs выступают:
- Декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;
- общее определение ПИИ;
- формы двухстороннего сотрудничества;
- этапы осуществления положений соглашения;
- механизмы защиты инвестиций.
Многие национальные правительства вырабатывают условия допуска иностранных инвесторов в вою экономику, которые могут быть подразделены на следующие основные категории:
А) требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объёме продаж на национальном рынке;
Б) обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы;
В) установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране;
Г) требования по передаче технологии;
Д) обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в развивающиеся страны, призвано играть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Agency Guaranteed Investment MAGI).
Основная функция агентства заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов.
К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии относятся:
Наиболее часто используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций в развитых странах:
3. Прямые иностранные инвестиции в современных условиях
Петру I принадлежит историческая заслуга в закладке российской промышленности. Он первый предложил западным промышленникам перенести свои технологии в Россию и в скором времени в Петербурге, Новгороде и Ярославле были заложены первые заводы. Последующие Романовы продолжили эту деятельность, справедливо полагая, что культурный, финансовый и технологический обмен с европейскими странами принесет России большую пользу. В течение 1895-1914 гг.[притоки иностранного капитала в Россию превосходили национальные инвестиции на 55-60% (для сравнения, сегодня доля ПИИ составляет всего лишь около 1-2%). Основными экспортерами ПИИ в Россию являлись Германия (1913: 28% ПИИ), Франция (19%), Великобритания (17%) и Бельгия (11%). В то время доминировали компании из Западной Европы; доля США в инвестициях в Россию была незаметной (1%) экономики.
Актуальность
привлечения иностранных
Иностранные инвестиции идут в основном в отрасли, связанные с топливно-энергетическим комплексом, обрабатывающей промышленностью, в операции с недвижимым имуществом и в металлургическое производство.
Следует отметить положительную динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю.
В структуре иностранных инвестиций преобладают "прочие" (к ним относятся кредиты и займы). Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественного товаропроизводителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в счет займа. Велика также доля "связанных" кредитов, оговаривающих порядок использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под гарантии государства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию на государственный долг.
Если такое
положение сохранится, то неизбежно
ухудшится платежный баланс страны,
ужесточатся условия
Несмотря на
то, что тенденции и объем
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции: концепции, особенности, методы регулирования