Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень.
Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству.
В данной работе анализировались труды таких экономистов как И.М. Албеговой, Р.Г. Емцова, А.В. Холопова, В.Е. Черкассова и других, опубликованных источников и монографий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
Теоретические основы государственного регулирования инвестиций …………………………………………………………………….4
Инвестиционное законодательство …………………………….9
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности ……………………………………………….12
Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике ……………………………………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………… ..…22
Список использованной литературы …………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 111.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3

  1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиций …………………………………………………………………….4
  2. Инвестиционное законодательство …………………………….9
  3. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности ……………………………………………….12
  4. Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике ……………………………………………………………………….16

Заключение ………………………………………………………… ..…22

Список использованной литературы …………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инвестиции – процесс, затрагивающий  интересы не только государства, но и  частных компаний, и отдельных  лиц /6, с. 14/. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период. Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране.

Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления  рыночных структур обуславливают необходимость  изменения  роли государства в  экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов  воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного регулирования и формирования новой  концепции влияния государства  на экономические процессы.

Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что  управление инвестициями является важнейшим  средством структурного преобразования производственного потенциала России.

В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие  государства на инвестиционный процесс  приобретает особое значение. Без  резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную  перестройку производства, повысить его технический уровень.

Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса  и создания предпосылок для устойчивого  экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству.

В данной работе анализировались труды  таких экономистов как И.М. Албеговой, Р.Г. Емцова, А.В. Холопова, В.Е. Черкассова и других, опубликованных источников и монографий.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиций

 

Процесс изучения инвестиций предполагает анализ общих основ  и механизма осуществления инвестиционной деятельности как важнейшей составляющей рыночного хозяйствования, выявление  специфики инвестиционных процессов  в условиях российской экономики. Обращение  к трактовке термина «инвестиции» показывает, что в различных формах и направлениях экономической мысли  определения понятия «инвестиций» содержат общую существенную черту  – связь инвестиций с получением дохода как целевой установки  инвестора.

В широком смысле слово  «инвестировать» означает: «расстаться  с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем» /1, с. 85/. В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиций» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.

Развитие рыночных отношений  в российской экономике обусловило необходимость пересмотра толкования категории «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Обобщение различных  подходов ученых-экономистов к исследованию этапов формирования и развития инвестиционного  процесса позволяет выявить его  характерные черты в рыночной среде РФ:

- связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;

- рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);

 - анализ инвестиций не в статике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;

- включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект /8, с. 21/.

Термину «инвестиционная  деятельность» можно дать широкое  и узкое определение. По широкому определению инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная  с вложением средств в объекты  инвестирования с целью получения  дохода (эффекта). Подобная трактовка  содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений». По узкому определению, инвестиционная деятельность, или, иначе говоря, инвестирование, представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения /3, с.55/.

В инвестиционной деятельности выделяют субъекты и объекты отношений.

Субъектами инвестиционной деятельности являются государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические  лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и  другие участники инвестиционного  процесса /2, с. 112/. Все субъекты инвестиционной деятельности подразделяются на физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Объектами инвестиционной деятельности по законодательству РФ являются вновь  создаваемые и модернизируемые  основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного  хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а  также имущественные права и  права на интеллектуальную собственность /2, с. 112/. При этом законодательство специально запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Содержанием инвестиционной деятельности являются действия ее субъектов. Все инвесторы имеют равные перед  законом права. Право на инвестирование — это неотъемлемое право инвестора. В процессе осуществления инвестиционной деятельности инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры  и эффективность инвестиций и  по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги  подряда) физических и юридических  лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Если инвестор не является пользователем объектов инвестиционной деятельности, то он имеет право  контролировать их целевое использование  и осуществлять в отношениях с  пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим  на территории РФ. Свои правомочия по инвестициям  и их результатам он вправе передать по договору (контракту) гражданам, юридическим  лицам, государственным и муниципальным  органам в установленном законом  порядке. По общему правилу, инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться  объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РФ, в соответствии с законодательными актами РФ и республик в составе  РФ. Однако законодательством РФ и  республик в составе РФ могут  быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения инвесторами права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления ими или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов. Условия, на которых инвестор приобретает необходимое ему имущество, могут быть самые различные. Он может приобретать имущество у граждан и юридических лиц как непосредственно, так и через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РФ.

В свою очередь субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

- соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством РФ и республик;

- выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

В особых случаях участники  инвестиционной деятельности, выполняющие  соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности.

Отношения между участниками  инвестиционной деятельности могут  иметь самые различные способы  формализации. В зависимости от характера  эти отношения облекаются или  в форму распоряжения, инструкции, указания, заказа государственного органа, или в форму договора. Однако, в основном, производственно-хозяйственные  и другие взаимоотношения субъектов  инвестиционной деятельности строятся на основе договора (контракта), который  является основным документом, регламентирующим эти отношения. Учитывая центральное  место договора в системе инвестиционных актов, по поводу его природы в  науке существуют различные точки  зрения. Поскольку большинство инвестиционных соглашений заключается с целью  привлечения иностранных инвестиций и субъектом таких отношений  является государство, часть авторов  относят инвестиционные соглашения к области международного права, например, им придается уровень международных  договоров или административно-правовых актов. Другие ученые отстаивают гражданско-правовую принадлежность этих договоров и говорят о том, что инвестиционное соглашение является договором гражданско-правовым, что объясняет его содержание и условия. Наконец, третью, компромиссную точку зрения представляет А. Г. Богатырев, который утверждает, что «инвестиционные соглашения-контракты можно определить как институт международного частного права, являющийся средством конкретизации и индивидуализации норм национального и международного права...» /4, с 74/.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет самых  различных источников, таких, например, как: собственные финансовые ресурсы  и внутрихозяйственные резервы  инвестора (прибыль, амортизационные  отчисления, денежные накопления и  сбережения граждан и юридических  лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.); заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства); привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы граждан, юридических лиц); денежные средства объединений; инвестиционные ассигнования из государственного бюджета, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов; иностранные инвестиции.

Ответственность субъектов  инвестиционной деятельности определяется характером тех отношений, в рамках которых они участвуют. Поскольку  инвестиционная деятельность одновременно охватывает и частные и публичные  отношения, ответственность здесь  также может быть различной, поскольку  она возникает в рамках административных или гражданских отношений. Участники  инвестиционной деятельности при несоблюдении требований действующего на территории РФ законодательства, обязательств, предусмотренных  в инвестиционных договорах, несут  как имущественную, так и иную ответственность. Государственные  органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых или возложенных на них обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность  по своим обязательствам перед другими  субъектами инвестиционной деятельности. Государственные органы при реализации государственных заказов несут  взаимную имущественную ответственность  с другими субъектами инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая  возмещение убытков.

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты /9, с. 95/.

В целом, государственное  регулирование осуществляется:

- в соответствии с государственными  инвестиционными программами; 

- прямым управлением государственными  инвестициями;

- введением системы налогов  с дифференцированием налоговых  ставок и льгот; 

- предоставлением финансовой  помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на  развитие отдельных территорий, отраслей производства;

- проведением финансовой  и кредитной политики, политики  ценообразования (в том числе  выпуском в обращение ценных  бумаг), амортизационной политики;

- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной  собственности, в том числе  объектов незавершенного строительства; 

- экспертизой инвестиционных  проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике