Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:59, реферат
Целью данной работы является изучить сущность и роль инвестиций в экономике РФ. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды инвестиций;
выделить основные функции инвестиций;
изучить роль инвестиций в российской экономике.
Введение 3
1. Сущность и виды инвестиций 4
2. Функции инвестиций 9
3. Роль инвестиций в российской экономике 10
Заключение 22
Список использованной литературы 23
3. Роль инвестиций в российской экономике
Вопрос об инвестиционном климате в России в настоящее время выходит на передний план. От его решения, может быть, больше, чем от всех других факторов, зависит будущее российской экономики. Для реализации всего комплекса проблем России необходим экономический рост - не менее 4-5 % в год в течение 20 лет8. Для этого важен масштабный приток инвестиций, поскольку повышение загрузки имеющихся мощностей позволит увеличить ВВП не более чем на 8-12%. Возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка. Требуются частные инвестиции - отечественные и иностранные. Но для них надо создать благоприятный инвестиционный климат с тем, чтобы Россия могла конкурировать на международных рынках капиталов и, что особенно важно, прекратить отток капиталов из страны.
Изучение финансовых потоков должно осуществляться в увязке с результатами нефинансовых операций. Известно, что валовой внутренний продукт можно представить в виде первичных доходов различных секторов экономики: оплаты труда, валовых смешанных доходов (к которым относятся прибыль, предпринимательские доходы и т.п.), чистых налогов (за вычетом полученных субсидий) на производство и импорт. Сектора экономики получают также доходы в виде процентов по банковским кредитам и вкладам, доходы по ценным бумагам и т.п. Кроме того, происходят безвозмездные (трансфертные) передачи между секторами, увеличивающие (уменьшающие) доходы. Так, сектор государственного управления выплачивает пенсии, пособия. Нефинансовые предприятия, домашние хозяйства и другие сектора, в свою очередь, платят обязательные налоги и сборы и т.п. В результате в каждом секторе формируется так называемый располагаемый доход, величина которого зависит не только от конкретных результатов производства, но и от действующей налоговой системы, денежно-кредитной политики9.
Располагаемый доход расходуется не в полном объёме на цели конечного потребления. Разница между валовым располагаемым доходом и расходами на конечное потребление представляет собой величину валового сбережения. В совокупности с капитальными трансфертами - это сумма ресурсов капитала. Избыток или дефицит средств - это соответственно чистое кредитование или чистое заимствование.
Движение средств различных секторов экономики связано между собой, то есть доходы одних являются расходами других, недостаток финансовых ресурсов в одних секторах компенсируется привлечением ресурсов из других секторов. Таким образом, соблюдается балансовое равенство, как по секторам, так и по операциям. Поэтому сопоставление непосредственных результатов нефинансовых операций с балансом финансовых операций (как способом их финансирования) в целом должно давать балансовый результат, то есть ноль.
Полученные результаты могут быть положены в основу разработки макроэкономической и денежно-кредитной политики на предстоящий период. При этом возможны различные подходы к организации данной работы.
Один из подходов заключается в том, что составляются сценарные условия финансовых потоков в зависимости от политики регулирования денежной массы, процентных ставок и прочих элементов денежно-кредитного рынка. При этом по каждому сектору должны определяться возможные способы финансирования через варианты распределения наличных и безналичных денежных средств в национальной и иностранной валюте, кредитов, небанковских займов, прироста международных активов и т.д.
Другой подход ориентирован на формирование сценарных условий по нефинансовым операциям на основе существующей налоговой системы, политики доходов и т.д. В зависимости от полученных результатов формулируются основные требования к денежно-кредитной, внешнеэкономической политике, согласно которым может быть обеспечен баланс по экономике в целом за счет соответствия результатов нефинансовых и финансовых операций.10
Однако, полученные в ходе исследований результаты нефинансовых и финансовых операций по секторам экономики различаются между собой. Это расхождение объясняется тем, что с одной стороны, формирование финансового счета базируется на информации, отличной от той, которая лежит в основе построения нефинансовых счетов, с другой стороны - не до конца решены некоторые методологические проблемы построения счетов. Кроме того, на данном этапе работы над нефинансовыми и финансовыми потоками пока еще недостаточно исследованы вопросы согласования статистических данных различных ведомств, поэтому при анализе результатов нефинансовых операций и их сопоставлении с финансовыми потоками рассматривались данные по каждому сектору в отдельности.
Общей характеристикой экономических систем, находящихся в переходном состоянии, является распад существовавших ранее способов организации воспроизводственных процессов. Разрушение системы инвестирования, существующей прежде в рамках централизованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки. Процесс формирования новой системы воспроизводственных отношений представляет собой, длительный процесс закономерности которого недостаточно осознаны как на теоретическом уровне, так и в области их практической реализации.
Изучение процессов формирования инвестиционного рынка является основой для создания концепции управления рынком, то есть сознательного использования возможностей, предоставленных рынком, для реализации, выдвинутых обществом целей, с помощью механизмов и инструментов, адекватных сложившейся форме организации рынка инвестиций.
Анализ фактического материала, отражающего процесс формирования российского инвестиционного рынка, позволяет сделать ряд предположений об основных характеристиках формирующейся в России модели инвестиционного рынка11.
Во-первых, с самого начала создания российской финансовой системы кредитно-банковские институты имели универсальный характер, т.е. они обладали возможностями совмещать кредитно-банковские виды деятельности - всеми операциями на рынке ценных бумаг. Так как по величине активов и объему операций банки существенно превосходят инвестиционные институты, то они имели возможность фактически монополизировать наиболее доходные сегменты рынка.
Инвестиционные институты были в большей степени ориентированы на операции с финансовыми инструментами, которые находились вне круга кредитно-банковских учреждений (например, на первом этапе формирования фондового рынка - приватизационные чеки, позднее - финансовые инструменты низкого качества типа билетов, расписок, еще позднее - корпоративные ценные бумаги) либо в силу малой доходности вложений, либо повышенного риска, присущего таким типам инвестиций. В то же время банковские институты, по мере привлекательности сегмента, увеличивают свое присутствие в нем.
Во-вторых, в рамках складывающейся модели банковско-кредитные, финансовые и инвестиционные институты играют пока незначительную роль в финансировании инвестиций в реальный сектор. Однако это предположение неверно по отношения к наиболее крупным предприятиям российской экономики, для которых фондовый рынок и рынок долгосрочных кредитов уже стали существенными источниками инвестиционных ресурсов. Для таких предприятий уже доступными являются как отечественные, так и иностранные инвестиции.
Важные ограничения на возможности увеличения влияния финансовых институтов на производственные предприятия представлены запретом на перекрестное влияние акциями в рамках финансово-промышленных групп, а также ограничениями на владение банковскими институтами промышленной собственности. Основная цель такого рода запретов - снижение совокупного риска, которому подвергаются вложения инвесторов, - не достигается, приводя к обратному результату12.
В-третьих, структура корпоративной собственности. Тенденции в ее изменении едва уловимы в силу малодоступности информации и существования номинальных владельцев и многозвездной системы дочерних и зависимых компаний. Динамика изменения структуры корпоративной собственности менее достоверна и опирается преимущественно на данные обследований. Тем не менее, можно считать, что сформированная в результате приватизации структура промышленной собственности не является устойчивой. Основная тенденция ее изменения - это увеличение доли крупных акционеров за счет сокращения мелких. При этом вероятно отраслевая дифференциация инвесторов на финансовых, ориентированных на доходов прибыли без участия в управлении, и нефинансовых, тяготеющим к стратегическим инвестициям.
В-четвертых, в условиях рынка основные каналы контроля мелких инвесторов над корпорациями заключаются в доступности информации об объекте их инвестиций и наличии ликвидного рынка инвестиций, который создает возможность избавиться от своего вложения или заменить его на более привлекательное. В условиях развивающегося рынка мелкие инвесторы и акционеры реально не имеют механизмов контроля за корпорациями, а взаимоотношения крупных инвесторов с объектом инвестиций находятся в недостаточно развитом правовом поле, что приводит к индивидуализации каждого конкретного случая и применения, неэкономических мер воздействия.
В-пятых, пространственная локализация инвестиционного рынка определяется, прежде всего, размещением институтов-посредников и институтов, аккумулирующих ресурсы. Инвесторы и потребители инвестиций в общем случае могут быть территориально разделены, а в наших условиях крупнейшие потребители инвестиций чаще всего отделены от источников инвестиций. Следовательно, именно уровень инфраструктуры рынка на территории определяет место его нахождения. С этой точки зрения в России формируется моноцентрическая модель инвестиционного рынка с единым перераспределенным центром в г. Москва13.
В-шестых, Россия ограничена присутствием иностранного капитала. Это ограничение более мягкое на рынке ценных бумаг, который можно разделить на рынок корпоративных бумаг, присутствие иностранных инвесторов на котором регулируется, прежде всего, антимонопольным законодательством, и рынок государственного долга.
Законодательные ограничения на деятельность иностранного капитала не подкреплены действенными мерами контроля за их выполнением, что приводит к незащищенности и подчинению внутреннего инвестиционного рынка международному рынку.
Использование иностранного капитала для финансирования дефицита государственного бюджета в общем случае носит чрезвычайный характер и может рассматриваться только в качестве временной и вынужденной меры.
В-седьмых, разнообразное сочетание вышеперечисленных параметров модели национального рынка капиталов создают объективные потребности для конкретных форм регулирования процессов функционирования рынков. Система государственного регулирования к настоящему времени не является сложившейся наряду с очагами более продвинутого регулирования (банковская деятельность). Особенности складывающегося российского рынка налагают повышенные требования к уровню регулирования как в силу неустойчивости его структуры и низкого уровня защиты инвесторов, так и его подверженности системным кризисам. Существующая система государственного регулирования пока не отвечает этим требованиям14.
Перечисленные выше основные параметры российской модели инвестиционного рынка определяющим образом влияют на формы и процессы взаимодействия реального и финансового секторов экономики.
Что же касается иностранных инвестиций, то отношение к ним в стране зависит от тех целей, которые она при этом ставит. Например, Правительство России до последнего момента считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назначению, но и укрепляют престиж России как заемщика на мировых финансовых рынках.
Прямые инвестиции фирм рассматриваются не только как дополнительный источник внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем, здесь имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.
Иностранные инвестиции определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.15
Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России они подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
Прямые – это те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов).
Портфельные инвестиции – покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия. Для их владельца имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует.