Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:27, реферат
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности отраслей …………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и критерии инвестиционной привлекательности отраслей……...5
1.2 Методы оценки инвестиционной привлекательности…………………….18
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………
2. Какие конкурентные силы
Уровень конкуренции определяется
пятью силами: соперничеством между
продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных
товаров-субститутов, возможностью вхождения
в отрасль новых конкурентов,
влиянием поставщиков и способностью
потребителей диктовать свои условия.
Задачей анализа конкуренции
в отрасли является оценка каждой
силы, определение того, насколько
слабо или сильно ее давление и
затем продумывание конкурентной стратегии,
на которую следует
3. Что вызывает изменение в
структуре конкурентных сил
Условия в отрасли и уровень
конкуренции изменятся, поскольку
определенные силы находятся в движении
и способствуют или прямо приводят
к переменам. Наиболее часто встречающимися
движущими силами являются изменения
в долгосрочных тенденциях экономического
роста отрасли, изменения в составе
потребителей, внедрение новых продуктов,
выход на рынок или уход с него
крупных фирм, глобализация, изменение
структуры затрат и производительности,
переход потребительских
4. У каких компаний наиболее сильные / слабые конкурентные позиции?
Разработка карты
5. Кто, скорее всего, определяет,
в какой области пойдет
Этот аналитический шаг
6. Какие ключевые факторы
Ключевые факторы успеха – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. Определение ключевых факторов успеха фирмы с учетом ситуации в отрасли и уровня конкуренции является важнейшей аналитической задачей. Часто фирмы могут достичь значительного конкурентного преимущества, принимая во внимание при реализации своей стратегии ключевые факторы успеха и обеспечивая себе преимущество перед конкурентами именно по этим факторам. Фирмы, которые имеют лишь туманное представление о том, какие факторы являются действительно решающими для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе, вряд ли смогут разработать стратегию, ведущую к победе.
7. Насколько привлекательна
Ответ на этот вопрос является одним
из наиболее важных для стратегии
фирмы. Если делается вывод о том,
что данная отрасль является привлекательной,
на вооружение обычно берется агрессивная
стратегия для создания прочной
конкурентной позиции, расширения продаж
и осуществления инвестиций в
развитие производственной базы и обновление
оборудования. Если отрасль относительно
малопривлекательная, то: а) компании,
не относящиеся к данной отрасли
и рассматривающие вопрос о присоединении
к ней, могут решить его отрицательно
и начать поиск других возможностей,
б) слабые компании могут слиться
с конкурентами или быть поглощены
последними, в) сильные компании могут
ограничить дальнейшие инвестиции и
ориентироваться на стратегии снижения
затрат и/или на инновационные стратегии
(выпуск новой продукции) для повышения
долгосрочной конкурентоспособности
и обеспечения прибыльности. Иногда
отрасль, в целом непривлекательная,
может оказаться
Ответы на перечисленные вопросы
формируют основу для понимания
среды, в которой действует
В рамках рассматриваемого анализа используется набор приемов и методических подходов, который позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии ее развития.
Ключевое место в данном анализе отводится изучению конкурентной борьбы – первый этап7.
Вторым этапом является определение стадии развития отрасли. Для этого используются показатели, характеризующие темпы роста, ее потенциал, эволюцию продуктов и технологии.
На базе сопоставления поэтапных
результатов оценивается
Оценив стадию развития анализируемой
отрасли, специалист по стратегическому
планированию может воспользоваться
базой стандартных
- низкая доходность. Замедляющийся
рост, возросшая конкуренция , периодически
возникающий избыток
- падение темпов роста. Оно
порождает острую конкуренцию
за долю на рынке. Большое
распространение приобретает
- сильное влияние конкуренции
на издержки. Ужесточаясь, она
вынуждает фирмы сокращать
- усиление международной
При анализе внешней среды большое значение придается прогнозированию изменений конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Необходимо также отметить, что каждая отрасль специфична и может оцениваться по разным показателям. Наиболее важными показателями, отражающими динамику развития промышленности, являются8:
- индекс промышленного
- объем промышленного
Анализ инвестиционной привлекательности
региона и анализ инвестиционной
привлекательности отрасли
В связи с этим анализ инвестиционной
привлекательности будем
Рис. 1.4. Схема анализа инвестиционной привлекательности
Отдельно рассмотрим методологии оценки инвестиционной привлекательности регионов и отраслей экономики.
Эффективное обоснование стратегических
(прямых) инвестиций учитывает не только
индивидуальные показатели динамики результатов
хозяйственной деятельности и финансового
состояния предприятия –
Можно выделить две основные методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли10:
а) проблема формализации (количественного выражения результатов оценки). Любая оценка, по определению, должна в конечном итоге выражаться в числовом выражении (цифрах, баллах, рейтинговых таблицах и т.п.), иначе смысл этой оценки будет равен нулю. Особенно это актуально для сравнительного анализа инвестиционной привлекательности данной отрасли с другими отраслями. Чтобы проводить сравнение, нужны определенные, количественно выраженные критерии, унифицированные для отраслей – объектов сравнительного анализа;
б) проблема спецификации методологических подходов исходя из:
- типа инвестиций (прямые
или портфельные), – вида инвестиций
(в расширение
Фактор спецификации методологических
подходов является особенностью именно
отраслевого анализа. Если, допустим,
методология финансово-
Алгоритм проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли включает в себя два этапа: оценку уровня интенсивности конкуренции и оценку стадии ее развития. Ключевое место в анализе инвестиционной привлекательности отрасли отводится изучению конкурентной борьбы, определению ее источников и оценке конкурентных сил. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. В соответствии с этой моделью, на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют такие факторы (движущие силы конкуренции), как угроза входа в отрасль новых производителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя со стороны покупателей, давление на производителя со стороны поставщиков сырья и материалов, угроза со стороны продуктов-заменителей, макросреда и государственная политика. Оценка влияния каждой движущей силы (фактора) на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы11.
Информация о работе Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности отраслей