Управление инвестициями организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 01:19, курсовая работа

Краткое описание

Процесс управления инвестициями в организации многоступенчатый и сложный, однако, он является одним из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности. Как правило, управление инвестициями начинается с разработки инвестиционной стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………….5
1.1.Сущность понятия инвестиции………………………………..................5
1.2. Инвестиционный процесс как система………………………………….6
1.3. Подходы к выделению стадий управления инвестициями……………9
2. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ…………………………………11
2.1. Прединвестиционный этап……………………………………………..11
2.1.1. Разработка инвестиционной стратегии ….………………………11
2.1.2. Поиск и оценка возможностей инвестирования…...…………….12
2.1.3. Формирование инвестиционных ресурсов ……………………...14
2.1.4. Формирование инвестиционного портфеля………...……………16
2.2. Инвестиционный этап…………………………………………………..17
2.3. Постинвестиционный этап……………………………………………..19
3. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………21
3.1. Стадия зарождения и становления…………………………………….21
3.2. Стадия роста и расширения…………………………………………….25
3.3. Стадия зрелости…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Определение соотношения  различных объектов инвестирования в инвестиционном портфеле связано с действием следующих факторов:

  • функциональная направленность деятельности предприятия. Предприятия – институциональные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность преимущественно в акции, облигации, сберегательные сертификаты и другие фондовые инструменты. У предприятий осуществляющих производственную деятельность, преимущественной формой инвестирования будут реальные вложения  ;
  • стадия жизненного цикла предприятия определяет потребности и возможности осуществления различных форм инвестирования;
  • размеры предприятия влияют на соотношение форм реального и финансового инвестирования опосредованно через возможный объем формирования инвестиционных ресурсов.

В зависимости от совокупного  воздействия указанных факторов, а также исходя из стратегических целей инвестиционной деятельности организации, формируется собственный уникальный для каждой организации инвестиционный портфель из проектов с разной доходностью, разной длительностью, находящихся на разной стадии эксплуатации. Процесс реализации инвестиционного портфеля представляет собой следующий этап управления инвестициями.

2.2. Инвестиционный этап

      Инвестиционный  этап включает в себя широкий  спектр консультационных и проектных  работ, главным образом в области управления проектом. Начинается этап ответов на вопросы инвестора, которые можно подразделить на три группы: финансы, юридическая структура и бизнес компании. Перед этим подписывается договор о конфиденциальности. Если ответы удовлетворяют инвестора, стороны переходят к переговорам по условиям и стоимости бизнеса. Результаты переговоров закрепляются в документе «Условия сделки». Он, как правило, не окончательный, фактически это «Договор о намерениях». На следующем этапе инвесторы проверяют полученную информацию: общаются с менеджерами компании, встречаются с клиентами, банкирами, обслуживающими бизнес. Если не возникает серьезных несоответствий, стороны оформляют сделку в виде обязательных к исполнению договоров о покупке акций, инвестициях. Инвестиционный этап можно условно разделить на две стадии: планирование и организация.

Стадия планирования заключается  в принятии стратегических плановых решений, которые должны позволить  инвесторам определить объемы и сроки  инвестирования, а также составить  наиболее оптимальный план финансирования. При этом необходимо утвердить составленный бизнес-план и определить потенциальных кредиторов, а также подготовить необходимую информацию для инвесторов. Основными требованиями к информации, предоставляемой инвесторам, является ее полезность при принятии инвестиционных решений. Основным инструментом реализации инвестиционного проекта является бизнес-план, отражающий технико-экономическое и финансовое обоснование эффективности производимых инвестиций. Разработка бизнес-плана является одним из важнейших этапов на пути получения и использования инвестиций. Однако кроме производственно-финансовой стороны вопроса, компания должна еще убедить своего потенциального инвестора в своей способности грамотно и эффективно наладить предполагаемый бизнес и управлять им. В бизнес-планах,  прежде всего, дается развернутая характеристика инициатора инвестиционного проекта — предприятия, которое предполагает использовать объекты, созданные в результате реализации инвестиционного проекта (4; с.12). Кроме задач привлечения инвестора бизнес-план также является документом внутрифирменного планирования, своего рода оценкой собственных способностей фирмы к ведению предпринимательской деятельности, понимание своего места на рынке, стратегия поведения и источников финансирования (19; с.26).

Стадия организации. В рамках этой стадии осуществляется непосредственный контакт с инвесторами, заключение контрактов и договоров подряда, открытие кредитной линии, проводятся капитальные вложения, строительство объектов, пуско-наладочные работы, то есть происходит непосредственная реализация инвестиционного проекта.

При реализации инвестиционного проекта  соблюдаются следующие принципы:

1. принцип финансового соотношения сроков (соблюдения сроков получения и расходования средств);

2. принцип сбалансированности рисков: особенно рисковые инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств;

3. правило предельной рентабельности – выбирают капитальные вложения, обеспечивающие максимальную доходность;

4. чистая прибыль от данного вложения капитала должна превышать ее величину от помещения денежных средств на банковский депозит

5. рентабельность инвестиций должна быть выше среднегодового темпа инфляции;

6. рентабельность инвестиционного проекта с учетом фактора времени всегда больше доходности альтернативных проектов;

7. рентабельность активов предприятия после реализации проекта увеличивается и превышает ставку банковского процента;

8. инвестиционный проект должен соответствовать главной стратегии предприятия на товарном рынке с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости инвестиционных затрат, наличия финансовых источников покрытия затрат и обеспечения стабильности поступления доходов в течении периода эксплуатации проекта (3; с.10).

 2.3. Постинвестиционный этап

На данном этапе управления инвестициями организуется подсистема контроля в рамках единой системы  контроллинга на предприятии. Процесс  отслеживания правильности выполнения инвестиционных проектов осуществляется параллельно с процессом реализации намеченных мероприятий. Основным содержанием инвестиционного контроллинга является сопоставление результатов реализации проекта с запланированным ходом действий. В случае обнаружения отклонений принимаются корректирующие меры. Постинвестиционный контроль позволяет:

  • убедиться, что затраты и технические характеристики проектов удовлетворяют первоначальному плану;
  • повысить уверенность в том, что инвестиционные проекты тщательно проработаны и четко оценены;
  • улучшить оценку последующих инвестиционных проектов (6; с.60).

Особое значение на стадии контроля имеет текущий мониторинг реализации проекта, то есть проводятся анализ и оценка основных показателей (индикаторов) реализации проекта, а  также анализ соответствия фактических затрат и других показателей плановым. Система мониторинга реализации инвестиционных программ представляет собой разработанный на предприятии механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами реализации всех инвестиционных проектов в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры инвестиционного рынка.

Построение системы  мониторинга реализации инвестиционных программ базируется на использовании  следующих основных принципов:

  1. Выбор для наблюдения наиболее важных направлений инвестиционной деятельности.
  2. Построение системы информативных (отчётных) показателей по каждому направлению реализации инвестиционных проектов.
  3. Разработка системы обобщающих оценочных (аналитических) показателей по каждому направлению реализации инвестиционного проекта.
  4. Установление периодичности формирования отчётной базы данных (информативных и оценочных показателей).
  5. Анализ основных причин, вызвавших отклонение фактических результатов от предусмотренных.
  6. Выявление резервов и возможностей нормализации хода реализации отдельных инвестиционных проектов.
  7. Обоснование предложений по изменению календарного плана и бюджета реализации отдельных инвестиционных проектов (5; с.84).

Текущая корректировка  портфеля и постинвестиционный контроль направлены на улучшение будущих  инвестиционных решений. Они обеспечивают подведение итогов инвестиционных проектов портфеля.

 

3. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Одним из факторов, определяющих разработку и реализацию инвестиционной стратегии организации, является этап ее жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла организации присущи  характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Рассмотрим описание модели, которая чаше других встречается в литературе - это органистическая (или естественная) модель. Жизненный цикл организации в органистической модели понимается как совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства. Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами):

  1. зарождение и становление;
  2. рост и расширение, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка;
  3. зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем;
  4. старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (13; с.21-23).

3.1. Стадия зарождения и становления

Стадия становления  организации имеет следующие  отличительные черты: на этом этапе жизненного цикла предприятие начинает физическое существование, появляются работники, клиенты, бизнес-процессы. Это стадия борьбы за выживание в условиях постоянного кризиса. На стадии становления цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения, контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта (20; с.5-6, 22; с.8-9).

На стадии становления  предприятие формулирует основные инвестиционные цели на уровне обеспечения  высоких темпов реального инвестирования, безубыточности инвестиционной деятельности. Как таковой инвестиционной стратегии еще не сформулировано, есть только текущие задачи. Основная цель, а также основная проблема данной стадии - поиск стартовых инвестиций. Недавно созданные компании обычно испытывают дефицит денежных средств. В связи с тем, что на стадии зарождения бизнеса в активе предпринимателя, как правило, только идеи, патенты или единичные образцы продукции, риски инвесторов оцениваются как высокие. Отсюда следует вторая проблема - узкий круг возможных инвесторов. Институциональные инвесторы, такие как коммерческие банки и другие финансово-кредитные институты, как правило, требуют залога или поручительства, что для организации на стадии становления малодоступно. Формальные источники капитала зачастую являются недоступными для молодого, развивающегося предприятия.

Внешними инвесторами  на этой стадии могут стать на 90% вероятности только родственники, друзья или частные лица, имеющие опыт работы в данной отрасли и склонные к рискованным, так называемым венчурным, инвестициям. Венчурных инвесторов называют также бизнес-ангелами.  Привлечение венчурного инвестора на стадии становления позволит организации не беспокоиться о скором возврате инвестиций, и она может полностью сосредоточиться на улучшении эффективности своего бизнеса, налаживании связей на рынке, построении производственного цикла, повышении конкурентных качеств продукта и др. А стратегический инвестор будет постоянно ее консультировать, искать партнеров, помогать в управлении, но при этом он не выкупает контрольного пакета и зачастую совершенно не участвует и не настаивает на участии в управлении предприятием, оставляя это полностью в руках собственника бизнеса. Но так как риск невозврата денег в данном случае велик, то и отдача бизнеса должна быть весомой – не менее 30–40 % годовых. Еще одно неоспоримое преимущество венчурного кредитования – как правило, инвесторы, заинтересованные в быстром развитии бизнеса, не требуют ежегодной выплаты дивидендов, а всю прибыль реинвестируют в производство(19; с.24, 20; с.5-6).

Другой источник привлечения  ресурсов - спонсорский. Начинающая организация  может обратиться в  региональный бизнес-инкубатор. Он создан для поддержки  предпринимателей на ранней стадии их деятельности (предприятие должно работать не более года). Зачастую он предоставляет в аренду нежилые помещения с полным спектром офисных услуг. Таким образом, можно решить основную проблему – где и на что начать работать. Существуют и такие виды государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности как налоговые льготы и субсидии, содействие в прохождении разрешительно-согласовательных процедур и т.п. Какой из способов лучше – решать надо в каждом конкретном случае индивидуально, просчитав стоимость привлекаемого капитала для выбора наиболее оптимального варианта.

Привлеченные инвестиционные ресурсы организация на стадии становления, как правило, направляет на внутреннее развитие: приобретение или аренду оборудования; на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и др. Все ресурсы направляются на совершенствование продукта, технологии, решение проблем производства и эффективности. При отборе объектов инвестирования предпочтение отдается формам реального инвестирования.

Инвестиционная стадия управления в молодой организации отличается необходимостью тщательного планирования инвестиционной деятельности. Круг задач, стоящих перед организацией на данной стадии ограничен и весьма специфичен: расширение клиентской базы, переход на следующую стадию роста, практическое освоение технологии бизнеса. Это и определяет специфику планирования бизнеса. Следует большее внимание уделять стратегическим элементам планирования, при этом долгосрочные цели должны быть достаточно скромными и соответствовать имеющимся в наличии ресурсам. К разработке текущих планов следует подходить с особой тщательностью, что бы избежать ошибки, которые могут иметь весьма губительные последствия. В случае привлечения инвестиций на создание нового бизнеса, предоставляемый инвестору бизнес-план должен быть достаточно  подробным. Рекомендуется получить маркетинговое исследование рынка в том сегменте, в котором планируется реализация проекта. При этом,  разработку бизнес-плана организация может осуществить самостоятельно, используя типовые формы, либо обратиться в специализированную компанию. В данном вопросе нет единого мнения. С одной стороны, самостоятельное составление бизнес-плана позволит учредителям четко сформулировать цели и задачи, поможет заранее увидеть возможные проблемы начинающегося бизнеса и решить их на начальном этапе(3; с.13). К тому же самостоятельное составление бизнес-плана позволит проверить самоорганизованность и готовность начать дело, изучить всю его специфику, познакомиться с конкурентной средой и рынком сбыта, изучить потенциальный спрос и создать портрет своего потребителя, проанализировать финансовые потоки, оценить будущие риски. С другой стороны, в начинающей организации может отсутствовать персонал, обладающий соответствующими знаниями в области инвестиций и способный применить их на практике в процессе разработки инвестиционных проектов компании. А также для молодой организации проблемой может стать отсутствие необходимой информации для принятия обоснованных решений по инвестиционным проектам, как в части планирования капитальных вложений, так и в части контроля за их исполнением. В данном случае целесообразным будет привлечение внешнего консультанта для помощи в составлении бизнес-плана.

Информация о работе Управление инвестициями организации