Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 02:55, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение финансово-промышленных групп как в нашей стране, так и в мире.
Задачи работы:
1.Определение сущности финансово-промышленных групп.
2. Обозначить основные формы финансово-промышленных групп.
3. Рассмотреть развитие финансово-промышленных групп в России и за рубежом.
4. Выявить причины, тормозящие развитие ФПГ.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Индустриальные финансово-промышленные группы……………4
1.1 Формы организации промышленности…………………………………..4
1.2 Сущность финансово-промышленных групп и их классификация……5
1.3 Отраслевое распределение финансово-промышленных групп……….9
1.4 Задачи региональных финансово-промышленных групп. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие………………………………………………………………………10
Глава 2. Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России. 12
2.1 Развитие финансово-промышленных компаний Тюменской области.12
2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения………….14
2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения………………….15
2.4 Холдинговые компании России…………………………………………15
2.5 Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов за рубежом и в России…………………………………………16
Заключение. ………………………………………………………………….19
Список используемых источников………………………………………………………….21
Среди горизонтально интегрированных ПФПГ различают моно- и полипрофильные.
Монопрофильные ПФПГ напоминают объединение картельного типа, в основу которого положено соглашение между предприятиями и цене, объеме производства и разделе рынка сбыта товара.
Полипрофильные (кооперативные) ПФПГ в большинстве случаев созданы группой производственных (индустриальных, агропромышленных) компаний, представляющих достаточно широкий спектр направлений деятельности, иногда связанных между собой, а иногда и нет, производственными отношениями. В основном , это региональные группы.
По величине объема отгруженной продукции ФПГ можно подразделить на малые ФПГ- выпуск до 100 млн. долларов; средние ФПГ- выпуск от 100 долларов до 1000 млн. долларов. Согласно статистическим данным, на которые ссылается Д.Ф. Скрипнюк[4], в России среди зарегистрированных ФПГ 4%- крупные, 32 %- средние и 64%- малые.
Географическое расположение предприятий ФПГ очень обширно, в то же время заметна тенденция к регистрации и расположению центральных компаний в Центральном регионе и Москве. В Центральном регионе зарегистрировано (по состоянию на первое полугодие 2000г.) более 48,5% от общего числа ФПГ (в том числе в Москве- около 37,5%), в Уральском регионе- около 11%, в Северо-Западном -7% ( в том числе и в Санкт-Петербурге- 4%), а в остальных менее 4%.
В Западно-Сибирском регионе
по состоянию на первое
1.3 Отраслевое распределение ФПГ
Отраслевое распределение ФПГ в составе сопоставимой выборки (показатели за 1999г. к уровню 1998г. и 1 полугодии 2000г. к соответствующему периоду 1999г.) по основным видам деятельности промышленных участников представлено на табл.1(приложение) ; удельный вес продукции ФПГ, произведенной в 1 полугодии 2000г. и 1999г. в общем объеме производства по отраслям, представлен на табл. 2 (приложение)
По сравнению с промышленностью в целом отмечается низкая доля предприятий топливной промышленности в официально-зарегистрированных ФПГ и более слабая инвестиционная активность. Общая сумма инвестиций 43 ФПГ, указавших в отчетности соответствующую сумму, составила в 2000 году 13,5 млн. руб., снизившись по сравнению с 1999 годом, когда сумма инвестиций тех же 43 ФПГ составляла 15,5 млн. рублей. Сумма инвестиций в основной капитал 43 указанных ФПГ составляет лишь 3,2 % общей величины инвестиций промышленных предприятий в России ( 419,4 млн. руб.) Тем не менее, более 50% инвестиций в промышленности (211, 1 млн. руб.) было осуществлено предприятиями топливной промышленности.
К факторам, формирующим современные тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала за рубежом, следует отнести процесс отраслевой концентрации инвестиций международных финансово-промышленных групп. Примерно 80% объема реализации крупнейших ФПГ мира сосредоточены в четырех отраслях промышленности: автомобилестроительной, нефтяной, химической и электронике.
Анализ международной
Американским ФПГ присущи изменчивость состава группы и подвижность при жестко закрепленном центре финансового контроля. В Западной Европе также, как и в США, интеграция банковского и промышленного капитала происходила в результате централизации и концентрации капитала в форме слияний и поглощений в условиях свободного рынка. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Китае, Японии, Южной Корее и др.) многоотраслевые объединения создавались с помощью государства, которое и сейчас оказывает большое влияние на их деятельность.
1.4 Задачи региональных ФПГ. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие
Региональные ФПГ, являясь элементом народнохозяйственного комплекса региона, должны решать двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития конкретной территории.
Финансовый капитал российских ФПГ и банков должен способствовать развитию территории в случае, если их участник расположен на территории определенного региона. Однако процесс согласования интересов приобретает наиболее острый характер, когда управляющая компания зарегистрирована за пределами данного региона. Появляется возможность оттока прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов из региона может осуществляться по банковским каналам через размещение временно свободных средств на финансовых рынках Москвы, через вывоз средств в качестве процентов за межбанковский кредит, балансовой прибыли банковских филиалов. Все это увеличивает потенциальные потери реального сектора данного региона.
В России при переходе на новую модель развития
каждый регион имеет свои особенности.
Успешность перехода сопряжена с административно-
Д.Ф. Скрипнюк предлагает следующие основные этапы стратегии создания ФПГ в регионе:
-оценка экономического потенциала региона;
- определение целей и оценка полезности создания РФПГ на макро- и микро-уровне;
- анализ и оценка проектируемой модели РФПГ;
- разработка стратегии и методических положений по созданию и контролю за деятельностью РФПГ.
При оценках эффективности ФПГ с позиций регионов Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:
-размер и динамика поступлений в региональный бюджет от ФПГ в сравнении с размером и динамикой общих доходов от производства и реализации продукции ФПГ или (в случае с межрегиональными ФПГ), которые расположены в данном регионе: размеры капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим потери регионального бюджета;
-уровень рентабельности инвестиций, полученных предприятиями ФПГ от местной администрации;
- показатели, определяющие социальную устойчивость региона.
Следующим уровнем оценки эффективности ФПГ является оценка с позиций конкретных участников (в том числе и показатели интеграции).
Для Западно-Сибирского региона идея ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью стабилизации и дальнейшего развития отраслей добывающей промышленности. Интересным исследованием по этому вопросу является идея создания ФПГ « Тюменские углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы стать организационно-экономическим центром региональной промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать созданию в южной зоне области комплекса нефте- и газохимических предприятий и тем самым внести коренное изменение в структуру промышленности региона.
Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6], является отсутствие адекватной законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ.
Сложности, возникающие на стадии официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходимо иметь неординарный экономический проект (организационный план). В нем нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Требуется согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ и Мингосимуществом России, а иногда даже с Министерством обороны и Минэкономразвития России. Кроме того, могут потребоваться экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.
Глава 2. Развитие финансово-промышленных групп в мире и в России.
2.1 Развитие финансово-промышленных компаний Тюменской области
Одной из крупнейших нефтяных компаний России является компания «Сибнефть», которой в этом году исполняется десять лет.
Официальной датой создания Сибирской нефтяной компании принято считать 24 августа 1995 года. Именно тогда Президент РФ Борис Ельцин издал указ о создании крупного холдинга, куда вошли нефтедобывающее предприятие « Ноябрьскнефтегаз», омский нефтеперерабатывающий завод, разведочное предприятие «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовое предприятие «Омск-нефтепродукт». « Сибнефть» оказалась фактически единственной компанией, куда вошли организации, долгое время работавшие в тесном сотрудничестве, и это стало ее стратегическим преимуществом.
Новая модель развития, больше традиционная для международных нефтяных компаний, позволила активно развивать все направления деятельности: от разведки и добычи нефти до производства и реализации нефтепродуктов.
В 2000 году была развернута масштабная программа по увеличению нефтедобычи. Связана она главным образом с использованием современных методов управления разработкой месторождений, повышением эффективности эксплуатации и качества строительства новых скважин. Благодаря стратегическому альянсу с международной сервисной компанией Schlumberger был сделан настоящий технологический прорыв.
Первым совместным проектом стало проведение гидроразрывов нефтяных пластов. В дальнейшем спектр оказываемых Schlumberger услуг расширился. Сегодня он включает бурение горизонтальных скважин и зарезку боковых стволов. До сих пор « Сибнефть» остается одним из лидеров в этих направлениях.
Всего через год в основной ресурсной базе, коей являлся Ямало-Ненецкий округ Тюменской области, добавилась новая - в мае 2001 года была получена первая промышленная нефть на Крапивинском месторождении в Омской области.
С ростом нефтедобычи
Сегодня Омский нефтеперерабатывающий завод выпускает более 130 наименований продукции. Среди них капролактам и параксилол, широко применяемые при производстве тканей, ковровых покрытий и одежды. В пищевой промышленности используют инертный газ, углекислоту, в том числе и твердую- сухой лед. Очень ценится полиэтилентерефлатан - полимер, необходимый в производстве полиэфирного волокна.
В свой юбилейный год « Сибнефть» запускает реконструированную установку миллионного риформинга, что позволит увеличить выпуск экологически чистых бензинов. Проект, в рамках которого происходит модернизация Омского нефтеперерабатывающего завода, рассчитан до 2015 года.
Развитие же сбытовой сети « Сибнефти» уже давно вышло за пределы Омской области. Бензины, дизельное топливо, масла реализуются через розничные и оптовые сети в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.
Сегодня сеть АЗС « Сибнести» по югу Тюменской области насчитывает более 80 автозаправочных станций. Всего за четыре года было реконструировано 40 АЗС, 9 было построено « с нуля».
В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу переоборудования автозаправочных станций в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти» в Тюменском регионе реализуют не только традиционные автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный газ. Аккредитированная испытательная лаборатория предприятия позволяет полностью контролировать качества топлива, которое поступает с Омского нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе рекуперации паров, рекультивации земель и других. Только в 2004 году на экологию было потрачено около 12 миллионов рублей.
Являясь частью крупной компании, ОАО « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает высокие стандарты « Сибнефти».[7]
2.2 Развитие финансово-
Крупнейшему российскому производителю автомобилей- АВтоВАЗу- летом 2005 года удалось отыграть свои позиции на рынке.
В июне 2005 года компания увеличила объем продаж в России относительно соответствующего периода предыдущего года на 10%- до 55 360 автомобилей.
Рост доходов населения и большая масса свободных денежных средств в обращении подстегивают спрос и на иномарки, и на Lada.
Объем продаж на российском автомобильном рынке по итогам первого полугодия 2005 года вырос на 2,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2004-го. За первое полугодие выручка АвтоВАЗа составила 61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Во втором полугодии борьба между новыми иномарками и АвтоВАЗом станет еще более ожесточенной: ведь в продаже появились новые модели – Renault Logan и Ford Forus II.
Со стороны российской автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это Lada Kalina. До конца года в торговые сети поступит около 20 000 автомобилей данной модели.[8]