Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:07, курсовая работа
В России форфейтинг развивается довольно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.
Форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга
В России форфейтинг развивается довольно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.
Форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга
Потенциал рынка форфейтинга в России нельзя назвать высоким: большей частью услуга интересна машиностроительным предприятиям, на которых, по оценкам участников рынка, приходится менее 7% экспорта. "Нефть при сегодняшнем ажиотажном спросе покупается по предоплате, а компаниям-сырьевикам форфейтинг не нужен, поскольку, если они и выдают коммерческий кредит, срок его не бывает большим", - комментирует глава представительства London Forfaiting Company Дмитрий Курышев.
Однако, по его мнению, спроса со стороны машиностроителей вполне достаточно для развития этого бизнеса в России.
Многим
предприятиям приходят предложения
от зарубежных покупателей, которые
готовы платить за товар дороже при
условии предоставления отсрочки. Экспортер
приносит это предложение в российский
банк, а тот отвечает, что либо
вообще не сможет профинансировать сделку
на такой долгий срок, либо соглашается
предоставить средства с учетом, что
риски возьмет на себя поставщик.
В итоге выгодное предложение
отправляется в корзину, что снижает
конкурентоспособность
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что основная проблема, из-за которой российские банки не вводят форфейтинг, заключается в законодательных ограничениях. Теоретически кредитный институт может предоставить такую услугу, однако, согласно российскому валютному законодательству, экспортер должен получать выручку из-за рубежа - а по схеме форфейтинга деньги продавец получит от российского банка, это не зачтется в качестве экспортной выручки, и его оштрафуют на сумму до 100% от размера "невозврата". Такая мера применяется для того, чтобы исключить вывод капитала из страны, когда российские компании продают товар за рубеж, а деньги "оседают" в офшорах.
С другой стороны, некоторые крупные российские финансовые институты могли бы обойти законодательные преграды, заключая сделки через свои западные дочерние структуры. В дальнем зарубежье, к примеру, их имеют Альфа-банк, Внешторгбанк (ВТБ), Промсвязьбанк и Росбанк. А уж у "дочек" иностранных кредитных организаций вообще не возникало бы никаких проблем в этом плане.
Однако такую возможность российские банки не используют, в лучшем случае выступая в роли агентов по привлечению клиентов для зарубежных форфейтеров поскольку проблема заключается в высоких рисках. Российские машиностроители в основном поставляют технику в развивающиеся государства, к примеру в Египет, Пакистан, Индию, Латинскую Америку. Нет смысла брать на себя риски третьих стран, когда можно стать просто посредником между клиентом и зарубежной форфейтинговой компанией и получать комиссию. В роли агентов сегодня активно работают лишь ВТБ и Внешэкономбанк.
(37слайд) Некоторые российские финансовые институты проводят "псевдофорфейтинговые" операции. Так, в Номос-банке сообщили, что довольно часто продают зарубежным форфейтерам собственные векселя, направляя при этом полученные средства на финансирование конкретных экспортно-импортных сделок своих клиентов, таким образом, получая доступ к более дешевым западным ресурсам и предоставляя ссуды заемщикам на привлекательных условиях. А если бы банк стал предоставлять форфейтинговые услуги в чистом виде, пришлось бы использовать собственные средства и финансирование обходилось бы клиентам на 2-3 процентных пункта дороже.