Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:26, реферат
Центральной задачей промышленной политики должно стать сохранение и развитие прогрессивных базовых производств, формирующих приоритетные для промышленного комплекса технологии, обеспечивающие все остальные отрасли и производства современной техникой и материалами. Мировой опыт прошлого века дает многочисленные примеры различных (как минимум трех) типов промышленной политики: экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции); внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности); стратегической промышленной политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.).
Характерными
чертами современной
Важной отличительной чертой развития шведской промышленности является её развитие в направлении перехода к производству товаров с более высокой долей труда, добавленного обработкой.
Швеция похожа на Россию тем, что она имеет богатую природно-ресурсную базу (лес, железная руда, морские ресурсы и т.д.), однако, она отличается тем, что она смогла осуществить переход на интенсивный тип развития. Это позволяет ей занимать выгодное положение в системе международного разделения труда, специализируясь на экспорте продуктов с высокой долей стоимости, добавленной обработкой, в т. ч. наукоёмких.
Некоторые полезные действия, предпринимаемые в рамках шведской промышленной политики, уже получили признание в России, и даже были попытки их применения на практике. Это относится к упрощению регистрации вновь создаваемых предприятий, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию инноваций и венчурного финансирования.
Главное, что можно извлечь из шведского опыта, это понимание важности для промышленного развития общеэкономического контекста, создаваемого переплетением инновационной, социальной, экологической и экспортной ориентации. В последнее время возрастает упор на использование возможностей региональной политики. Выгодность такой стратегии подтверждает относительно мягкое прохождение Швецией через текущий экономический кризис, несмотря на высокую зависимость от сбыта экспортной продукции на мировом рынке.
Необходимо также несколько слов сказать о государственной политике в области промышленности США. Для североамериканского региона, характерна исторически сложившаяся ориентация на политику «малого вмешательства федерального правительства в дела промышленности», которая естественно вытекает из целого ряда глубинных причин. Из истории известно, что США сформировались как единое государство при сильном влиянии духа обособленности образовавших его штатов.
Современными аналитиками подмечено, что основной проблемой промышленной политики США является то, что бизнес (в т.ч. промышленный) и государство являются не партнерами, а соперниками. Если оценивать общие особенности государственной политики страны в отношении промышленности, то следует отметить, что официально она не формулируется и не оформляется в виде государственных документов, разрабатываемых структурами, ответственными за формулирование национальной экономической стратегии.
При всей широко
афишируемой «либеральности»
Переходя к России, необходимо сказать несколько слов о терминологии и определить промышленную политику России как программу действий государства по развитию промышленности в общих рамках национальных интересов на основе разработки стратегий развития, ориентированных на диверсификацию производства при отказе от опоры исключительно на экспорт сырьевых товаров.
В недавнем прошлом высокие темпы роста российской экономики во многом были обеспечены необъективными мировыми ценами на энергоносители и наращиванием физических объёмов экспорта сырья, что и обусловило отсутствие мощных рыночных институтов поддержки диверсификации экономики, позволяющих занять выгодное положение в системе международного разделения труда и специализироваться на выпуске и экспорте продуктов с высокой долей добавленной стоимости. На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьём – объём и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров пока незначительны.
В ходе российских экономических реформ вопросы государственной промышленной политики и ее структурно-инвестиционного направления составили одну из популярных тем экономических публикаций и всякого рода предвыборных платформ партий, движений и отдельных участков борьбы за электорат. На правительственном уровне рассматривались концепции промышленной политики и соответствующие программы развития. Создавались государственные органы, ответственные за разработку и реализацию этой политики, потом, впрочем, исчезавшие. Равным образом не суждено было сбыться программам и многим рекомендациям, поскольку они или не вписывались в рамки праворадикальной правительственной экономической политики, или были умозрительными, правильными лишь в самой общей постановке. Приходится констатировать: по истечении всех реформационных лет выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную промышленную политику не удалось.
Нынешняя промышленная политика, или лучше сказать ее отсутствие, согласно академику Д.С. Львову, увеличивает отставание России от передовых стран Запада. Для того чтобы поменять ситуацию в корне, нужна новая промышленная политика, делающая ставку на развитие технологической и производственной базы нашего оборонного комплекса, его реструктуризацию в направлении удовлетворения нужд гражданских отраслей и конечного непроизводственного потребления. Подъем оборонного комплекса на ресурсной базе ТЭК позволит удвоенными темпами двигать экономику в направлении технического прогресса, роста благосостояния народа.
По данным Федеральной службы государственной статистики общая ситуация в промышленности в 2010 г. выглядела следующим образом: по фактическому состоянию на конец года объём выпуска промышленной продукции в нашей стране составил 9/10 от уровня 2009 г. (производство снизилось на 10,8 %), в обрабатывающих производствах падение более значительное (–16 %). Накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд долл. США, доля прямых инвестиций составила 40,7 %. В 2009 г. в экономику России поступило 81,9 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 21,0 % меньше, чем в 2008 г. Уровень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) – 61,2 %, при этом безработица составила 8,6 % (по методологии МОТ).
Среди ключевых задач стратегического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передовых позиций в глобальной конкуренции, выход на стандарты жизни развитых стран.
Сегодня определены и методы
достижения провозглашенных приоритетов,
среди которых главенствуют упор
на осуществление инноваций и
оптимизацию использования
Рассмотрев и проанализировав государственную политику в области промышленности ряда стран, можно сделать вывод, что все государства имеют свой путь индустриального развития. Стратегия промышленной политики страны зависит от многих факторов. В развитых странах с рыночной экономикой процесс совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет. Поэтому усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики. Сегодняшняя ситуация требует рациональных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. Именно поэтому сегодня роль и вес каждого государства оцениваются в мире во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых промышленных технологий для адекватного ответа на негативные реалии современности.
Информация о работе Экономическая политика промышленно развитых стран