Государственная поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

За последние несколько лет Правительством РФ было принято и вступили в действие множество указов и постановлений, основная задача которых — оградить все слои бизнеса от несвойственных им задач и повысить эффективность их работ за счет создания централизованного аппарата управления, который, выступая в виде посредника и надежного гаранта, сведет воедино инноватора и предпринимателя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Государственная поддержка инновационной деятельности.
Инновации – как фундамент экономики……………………………………..5
Модели организации инновационного процесса…………………………….8
Технологический трансферт………………………………..………………..11
Инновационная политика государства……………………………………...18
Группы отраслей……………………………………………………...………21
Формы реализации инновационной политики предприятия……...………26
Заключение……………………………………………………...……………34
Использованная литература………………………...……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсак.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

По существу модели инновационного процесса различаются (если иметь в виду организационную сторону дела) тем, как задействован творческий потенциал человека, какими способами и на каких принципах создается коллектив людей, занятых в сфере научно-технического прогресса.

Несколько упрощая, можно  выделить ряд моделей инновационного процесса США, Японии и стран Западной Европы2.

 

3. Технологический трансферт.

 

В общем потоке научно-технического прогресса на современном этапе особое значение приобретает технологический трансферт (передача), как в межстрановом, так и во внутригосударственном аспекте. Технологический трансферт является важным элементом мирохозяйственных отношений. Главные обстоятельства, объясняющие значимость этого процесса состоит в том, что, с одной стороны, ни одно государство, даже экономически мощное, не может одинаково успешно разрабатывать все основные (ключевые) направления НТП. С другой стороны, эффективность во многом зависит от того, насколько быстро и широко его достижения распространяются на всю или большую часть экономики страны. Последнее обусловливает участие страны в международном разделении труда, конкурентоспособность на мировых рынках.

Проблема транспорта технологий от их разработчиков к странам (и фирмам), пользующимся конечным результатами достаточно сложна и противоречива. Формирование связей по трансферту технологий дает как огромный положительный эффект, идущий от использования страновых (или фирменных) преимуществ в факторах производства (более низкие цены на факторы производства, отсутствие больших затрат и потерь времени на разработку, синергический эффект), так и негативные следствия, связанные с отношениями зависимости, часто возникающими при передаче технологий более слабым в экономическом отношении партнерам (фирмам, странам).

С момента своего возникновения  до настоящего времени межстрановый технологический трансферт осуществляется преимущественно международными корпорациями, и его формы эволюционировали параллельно со становлением ростом и экспансией ТНК.

Эволюция “вывоза” технологий, имеющую почти столетнюю историю, прошла несколько этапов. Каждый из этих этапов отличается содержанием  “пакета” передаваемых технологий, формами  и методами трансферта, условиями  и механизмами распространения технологий в принимающих странах. Соответственно различно и общая эффективность технологического трансферта для деятельности фирм, национальных экономик и мирового капиталистического хозяйства в целом.

Первый этап (конец XIX века — середина XX века) — время возникновения и становления ТНК, своеобразный период начального накопления капитала ТНК. Основная форма технологического трансферта в это время — прямые зарубежные инвестиции ТНК в развивающиеся страны и колонии. Международные корпорации стремятся образовать полностью контролируемые предприятия, которые используют дешевую рабочую силу и выкачивают из стран сырьевые ресурсы. Распространение технологий в экономике принимающих стран минимально; ТНК ни в коей мере не заинтересованы в передаче ноу-хау местным производителям. Отсутствуют и условия для диффузии технологий: государство не в состоянии контролировать деятельность международных корпораций, собственный технический, производственный и финансовый потенциал принимающих стран низок, нет квалифицированной рабочей силы, крайне узок национальный рынок.

Следующий этап (50-70 гг.) характеризуется  существенными сдвигами в области  технологического трансферта. Происходит резкое усиление активности ТНК, растет их количество, объем продаж и соответственно роль в национальных и мировых экономиках. Изменяется направление зарубежных инвестиций: международные корпорации вкладывают капиталы преимущественно в развитые страны. Государственные органы принимающих стран становятся активным участником технологического трансферта и распространения ноу-хау. Появляется и совершенствуется законодательство, регламентирующие право зарубежных инвесторов и ограничивающее сферы их деятельности.

Многие страны применяют  селективный, выборочный подход к иностранным  фирмам, стремясь, с одной стороны, защитить национальных производителей, а с другой — создать условия и механизм для распространения передовых технологий национальной экономике. В результате появляются и получают широкое распространение другие отличные от прямых зарубежных капиталовложений формы технологического трансферта: совместные предприятия, лицензионные соглашения, контракты в сфере управления и маркетинга, соглашения об оказании технической помощи, договоры о сдачи предприятий “под ключ”, международный субподряд. Изменяется и само содержание “пакета“ технологического трансферта: первостепенное значение принимают знания и ноу-хау в области управления маркетинга, а также контроля качества: расширяется “вывоз” технологий в сфере услуг.

Диффузия новых технологий идет по разным каналам, прежде всего через связи с местными поставщиками, которые таким образом получают к новейшим технологиям. Кроме того, контрактные отношения с ТНК заставляют их поставлять продукцию на необходимом уровне качества и тем  самым стимулируют совершенствование технологий. Так, известно, что японские автомобильные фирмы в других странах требуют стопроцентной гарантии качества от поставщиков. Это одна из главных причин того, что трансферт приводит к увеличению капиталовложений во многие отрасли, стимулируя их развитие и усиливая их технический и производственный потенциал национальных фирм. Важным каналом распространения технологий является высококвалифицированная рабочая сила и управленческий персонал, приобретающие опыт работы на местных филиалов ТНК и совместных предприятиях. Впоследствии они переходят на работу в национальные фирмы или открывают собственный бизнес, использую там высокую технологическую культуру, маркетинговую и управленческую грамотность.

Немаловажным аспектом в механизме передачи новых методов является стимулирование конкуренции национальных производителей. Наличие каналов передачи новейших технологий и поддержка государства в этот период способствует укреплению национальных производителей, а значит, и оживляют конкуренцию. В результате возрастает и национальный экономический потенциал.

С конца 70 гг. наступает  новый этап в развитии данного  процесса. Трансферт технологий, осуществляемый ТНК в течение последних полутора десятилетий, основывается на принципиально  иной, чем прежде, технической базе. Революционные процессы в информатике, микроэлектронике, биоинжинерии, новых материалов и оптронике возросли традиционные методы разработки, производства и сбыта продукции, изменили приоритеты в национальных экономиках и соотношение сил ТНК на международной арене. Разработка и применение новейших ключевых технологий воздействовали на всю цепочку технологического трансферта и его составные элементы.

Произошли изменения  в формах “вывоза” технологий. На предыдущем этапе преобладали формы, основанные на капиталовложениях и внутрифирменных технологических трансакциях. Наиболее динамичные из них — совместные предприятия — оценивались в начале 80 гг. как самая значительная и универсальная форма в отношениях между ТНК и принимающей стороной. Но уже к концу 80 гг. неакционерные сделки (прежде всего, продажа лицензий) стали преобладающими. Так, объем межфирменных лицензионных сделок в мире оценивался примерно в 25 млрд. дол. к 1990 г. В последнее время расширилась практика перекрестных лицензионных потоков. При данных американской исследовательской фирмы “Дейтакуэст”, в 1986-1987 гг. между ведущими японскими и американскими производителями полупроводниковых приборов было заключено более 2000 таких соглашений, предусматривающих обмен лицензиями и ноу-хау в области производства, сборки  и испытаний, а также “унификации стандартов”.

В сторону изменений  действовали и значительные преобразования в сфере научно-технической стратегии  корпорации. Необходимость широкой  кооперации, гибких форм организации  научных исследований и разработок, активизация человеческого фактора, высокий темп обновления продукции, заложенный в корпорационные платы, и многие другие черты инновационной политики фирм существенно повлияли на конкретные механизмы и формы трансферта технологий, его целевые установки.

Существенно возросла роль такой формы трансферта, как международная  кооперация в сфере НИОКР, осуществляемая в рамках консорциумов, современных  проектов и т. п. Появились комплексные  международные соглашения стратегического  характера.

Каждый из составных  элементов “пакета” технологического трансферта одинаково важен. Контроль над одной из фаз воспроизводственного цикла или над производством  одного из компонентов сложного высокотехнического изделия не обеспечивает фирме прочного положения на рынке. Последнее подтверждается ситуацией, сложившейся в настоящее время на рынке электронного оборудования и информационных систем. В 1990 г. японские фирмы “Тошиба”, НЭК, “Хитачи” и “Мицубиси” контролировали лишь 20%  рынка. Однако эти корпорации, в отличие от американских и западноевропейских, являются широко диверсифицированными и вертикально интегрированными комплексами, способными обеспечить весь процесс изготовления, и сбыта самостоятельно. К тому же американская и западноевропейская электронная промышленность оказалась практически полностью зависимой от японских компаний, контролирующих до 80%  мирового объема продаж ячеек памяти - элемента, используемого во всех типах компьютеров. Учитывая все эти обстоятельства, ряд аналитиков предсказывает рост доли японского капитала на рынке электронного оборудования до 50% r 1995г.

Однако, пожалуй, наиболее существенное отличие современного этапа технологического трансферта от двух предшествующих состоит в  двухстороннем (многостороннем) характере  межфирменных потоков технологий. Особенности современных высокотехнологических производств (наличие стержневых ноу-хау, применяемых во многих отраслях; высокая степень интегрированности наукоемких производств; наличие общих стандартов и т. д.) и взаимодополняющий характер сотрудничества компаний при разработке и изготовлении конечной продукции устраняют ранее существующие четкие различия между поставщиком технологий и фирмой-получателем. Одна и та же компания в рамках такого сотрудничества становится и передающей и принимающей стороной. Чем теснее межфирменная кооперация, тем сильнее зависимость участников от взаимного технологического трансферта. Если на первых  двух этапах ТНК, осуществляющие трансферт, всячески старались воспрепятствовать передаче ценной информации и опыта, то в настоящее время от скорости и результатов трансферта во многом зависит успех коллективного проекта.

Указанные изменения  не могли не отразиться на механизмах распространения технологий в национальных экономиках. Если ранее многие каналы диффузии создавались и поддерживались государственными органами, то в настоящее время фирмы стремятся к скорейшему распространению технологий и без стимулирования со стороны государства. Возможность и реальность эффективного распространения новейшего технологического и производственного опыта, небольшие сроки его адаптации к условиям конкретных фирм основываются на использовании единых стандартов, высокой степени гибкости производственных систем, тесноте межфирменных связей и широком составе участников. Представить механизм передачи технологий можно следующим образом. Допустим, фирма А осуществляет технологический трансферт в отношениях с фирмой В. Это изменение может означать, что технологии и стандарты изделий, которые В получает и от фирмы С, перестанут удовлетворять новым требованиям и С придется изменять технологии. Соответственно придется вносить улучшения и фирме D, которая является поставщиком С. В результате этих изменений фирме F - заказчику продукции В будет предложен более качественный продукт, но для его дальнейшего использования фирма В также будет вынуждена произвести изменения. Наконец, вполне возможно, что и компания А, инициировавшая трансферт, в случае его удачи вынуждена будет произвести некоторые изменения в собственной организации производства и таким образом вызвать технологические перемены в деятельности своего поставщика - фирмы Е.

Высокая скорость этой “цепной  реакции” и взаимная заинтересованность партнеров в конечном успехе делают используемый механизм эффективным  не только для участников, но и для национальной экономики в целом, поскольку число фирм, к которым попадают передовые технологии, достаточно велико, и многие из них способны инициировать новые “волны” в распространении опыта и ноу-хау среди других компаний.

Поскольку в каждой из развитых капиталистических стран существует несколько центров, включающих десятки связанных между собой фирм и способных к принятию, адаптации и дальнейшему распространению новых “трансфертных” технологий, то экономический национальный потенциал возрастает и вследствие возникающей конкуренции между этими центрами. Конкурентная борьба дает толчок к улучшению действующего “пакета” технологий, машин, оборудования и стандартов изготовления конечной продукции, заставляет корпорации постоянно разрабатывать и внедрять новые изделия, процессы и услуги, создает новые рынки и сферы сбыта.

Диффузия технологии в экономике стран Запада в  настоящее время опирается на специально созданную инфраструктуру (в кредитно-финансовой сфере, информационном обеспечении, подготовке персонала и т. п.). Немаловажную роль в организации и поддержании на высоком уровне институтов и каналов передачи технологий сыграло и продолжает играть государство. Опыт многих стран доказывает целесообразность разработки государственных программ по созданию условий для адаптации и распространения передовых технологий в национальных экономиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Инновационная политика государства.

 

Предприниматель воспринимает рынок как среду, охваченную постоянным движением. Высокая сложность и динамичность окружающего мира вызывают у того, кто занимается нововведениями, острое чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно она обуславливает необходимость новой инновационной политики государства и предприятий.

Первая причина этой неуверенности  состоит в нарастающей интернационализации, глобализации рынков. Деятельность предприятий распространяется на весь мир. Они не только осваивают рынки, но и заново размещают свои производственные и исследовательские подразделения. Государства же идут им на встречу, создавая большие пространства хозяйственной свободы, будь то европейский общий рынок, североамериканский или другие.

Второй причиной является процесс  насыщения новыми технологиями, который  также требует новой инновационной  политики предприятия и государства. Предприниматель оказался вовлеченным в новую для него технологическую конкуренцию. Для удержания своих позиций на рынке он обязан поспевать за быстрой заменой старой техники на новую, и замена эта все ускоряется. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования. Оно должно каким-то образом на них реагировать.

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности