Государственное регулирование инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:01, доклад

Краткое описание

Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование инновационной деятельности в России.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование инновационной деятельности в России

 

Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

В состав государственных органов, занимающихся вопросами инновационной политики, входят:

- Министерство образования и науки  Российской Федерации;

- Федеральная служба по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам (Роспатент);

- Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

По  общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной  политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание.

В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы.

Большую работу по формированию инновационной  политики и управлению инновационным  процессом проводят такие специальные  органы, как:

- Российская Академия наук (РАН);

- Госстандарт России;

- Государственный комитет РФ по делам изобретений и открытий

и др.

Государство осуществляет поддержку  инновационной деятельности путем:

1. Участие в финансировании за  счет средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

2. Организация закупок для государственных  нужд наукоемкой продукции и  передовой техники, обеспечение гарантируемого их распространения.

3. Создание в установленном законодательством  субъектов РФ порядке льготных  условий осуществления инновационной  деятельности и стимулирование  российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в инновационные проекты и программы.

4. Совершенствование законодательной  и нормативной базы.

 

 

 

Виды государственного регулирования инновационной деятельности:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают прямое и косвенное регулирование  инновационной деятельности. К прямому  регулированию относится:

- государственные заказы на научно-техническую  продукцию

- развитие сети государственных  НТО

- долевое финансирование

К косвенному регулированию относится:

- налоговое и иное стимулирование

- стимулирование рынка конечной  высокотехнологичной продукции

- долевое финансирование

 

Управление  научно-технической деятельностью  государство осуществляет через  государственные и федеральные научно-технические программы. Например, на ближайшие годы запланированы следующие федеральные программы:

- Федеральная целевая программа  "Исследования и разработки  по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена Правительством Российской  Федерации от 17 октября 2006 г. N 613);

- Федеральная целевая программа  "Развитие атомного энергопромышленного  комплекса России на 2007 - 2010 годы  и на перспективу до 2015 года" (Утверждена постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 605);

- Концепция Федеральной целевой  программы "Исследования и  разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 года N 977-р);

- Федеральная целевая программа  "Национальная технологическая  база" на 2007 - 2011 годы (Утверждена  постановлением Правительства Российской  Федерации от 29 января 2007 г. N 54);

и другие.

Общая законодательная база правового  регулирования инновационной деятельности включает:

- Конституцию Российской Федерации;

- Гражданский кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ (в части  уголовной ответственности за  нарушение прав интеллектуальной  собственности);

- Федеральный закон от 23 августа  1996 г. № 127-ФЗ «О науке и  государственной научно-технической  политике»;

- Федеральный закон от 27 декабря  2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании»;

- Патентный закон от 23 сентября  № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);

и другие.

 

В государственном регулировании  инновационной  политики значительную роль играют инструменты государственной политики, такие как:

 

1. Банк развития – это особая  структура, призванная осуществлять  целевое финансирование инновационной деятельности в РФ.

Главные задачи:

- финансирование инфраструктурных  проектов;

- поддержка малого и среднего  бизнеса, высокотехнологичных производств  и российского экспорта.

 

2. Технопарк (инновационные центры) – это организация, управляемая профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений.

В России на сегодняшний день активно  развиваются такие технопарки как: Томский технопарк, Инновационный центр Сколково.

Технопарки: «Технопарк Самарской области», «Дмитровский технопарк» (Московская область), технопарк «Идея» (Казань, Татарстан), технопарк Новосибирского Академгородка (Новосибирск).

 

3. Наукограды – объекты инновационной политики – поселения. Термин введен в августе 1991 г. Первый наукоград в РФ – г. Обнинск Калужской области в 2000 г.

 

4. Особые экономические зоны (ОЭЗ)  – это часть территории РФ, на которой действует особый  режим осуществления предпринимательской деятельности.

Цель создания – развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

 

5. В 2010 году созданы ассоциации инновационных регионов: 2 главных из них – Сибирь и ДВ, также Амурская область - Белогорский обрабатывающий комплекс.


Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в России