Изучение внедрения инновационных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях инновационная деятельность выполняет несколько функций: Увеличивает конкурентоспособность предприятия;
Вовлекает в производство новые производительные силы, способствует повышению производительности труда и эффективности производства, сокращает различного рода затраты;
Помогает привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствует поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ЭП (17.05.2013).docx

— 132.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Современная  экономика представляет собой среду, в которой развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии.  К сожалению, во многих компаниях инновационной деятельности  уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще. В то же время, инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными причинами объективного и субъективного характера (недостаточным финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации).

     Это приводит  к тому, что предприятие становится  не конкуренто-способным, к замедлению производственного процесса, недостатку денежных средств и так далее. Чтобы этого не произошло, необходима инновационная деятельность предприятия.

     Актуальность  данной темы состоит в том,  что в современных условиях  инновационная деятельность выполняет  несколько функций:

  1. Увеличивает конкурентоспособность предприятия
  2. Вовлекает в производство новые производительные силы, способствует повышению производительности труда и эффективности производства, сокращает различного рода затраты;
  3. Помогает привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствует поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

     Целью данной курсовой работы является изучение внедрения инновационных методов повышения эффективности работы предприятия, исследование его структур и оценка инновационной эффективности.    

Предметом данной курсовой работы является инновационная деятельность предприятия.             

Основными задачами курсовой работы являются:

– рассмотреть теоретические  особенности инноваций и инновационной  деятельности;

– изучить методы, принципы и виды инноваций;

– исследовать организационно-экономическую  характеристику ООО «Эврика»;

– проанализировать основные экономические показатели предприятия  ООО «Эврика»;

–обозначить предложения  по введению инноваций на предприятии ООО «Эврика».

     Объектом исследования  данных показателей является  ООО «Эврика». Это среднее узко-профильное  предприятие, специализирующееся  на производстве арматуры с  численностью работников 185 человек.  Во второй главе проведен анализ  основных экономических показателей  данного предприятия, инноваций  в сфере арматуры на предприятии.  Предметом же исследования являются  возможные предложения по введению  инноваций на предприятие.

              Вопросам сущности и видов инновации в данной курсовой работе уделяется большое внимание в учебном пособии Грузинова «Экономика предприятия». Также очень важно отметить вклад С.Д. Ильинова в его труде «Инновационный менеджмент» по вопросу оценки экономической эффективности инноваций. И организации и финансированию инновационной деятельности посвящается учебник В.А. Горфинкеля «Экономика предприятия».

                Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

1.Особенности  инновационной деятельности предприятия.

1.1.Сущность и  виды инноваций и их роль  в развитии предприятия.

 

     Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских  работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций) как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования — от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

     Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем . [16]

     В понимании  Фатхутдинова инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого вида эффекта [14,с. 102]

     По мнению  Бездудного Ф.Ф., Смирновой Г.А., Нечаевой О.Д.  инновация определяется как процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект [1,с. 4].

     Скляренко  считает, что инновация подразумевает  объект, внедренный в производство  в результате проведенного научного  исследования или сделанного  открытия, качественно отличный  от предшествующего аналога и приносящий прибыль [10,с163].

      Титов В.И. под инновациями в широком смысле понимает прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера [13,с.318].

              Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект [15].

     Девиз инновации  - "новое и иное" - характеризует  многоликость этого понятия. Так,  инновация в сфере услуг - это  новшество в самой услуге, в  ее производстве, предоставлении  и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда  базируются на изобретениях и  открытиях. Есть нововведения, которые  основываются на идеях. 

     Непременными  свойствами инновации являются  их новизна, производственная  применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать  запросам потребителей.

     Понятие "инновации"  как экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций [3,с. 113-115]:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

     Для получения  более высокой отдачи от инновационной  деятельности осуществляется классификация  нововведений. Необходимость классификации,  т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры  продукции и рост ее объемов.

 

Таблица 1

           Автор

                            Определение

Объектный подход

Руководство Осло

Инновация — конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Концепция инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.

Инновация - конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» от 1997 г. с изменениями и дополнениями от 2003 г.

Инновация (нововведение) —  результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, признанный в соответствии с действующим  законодательством объектом интеллектуальной собственности;

Инновационная деятельность—деятельность, имеющая основной целью реализацию в общественной практике инноваций, полученных в результате научной (научно-исследовательской) и научно- технической деятельности, путем их практического освоения и включающая в себя как деятельность непосредственно по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности. Деятельность юридических и физических лиц считается инновационной при условии использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами.

Объектно-утилитарный подход

Й.Шумпетер

Инновация — изменение (новые  комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом, с целью внедрения и использования новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форм организации производства (реорганизация с целью монополизации...).

РА.Фатхутдинов

Инновация — конечный результат  внедрения новшества с целью  изменения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

...неправомерно в понятие  «инновация» включать разработку  инновации, ее создание, внедрение  и диффузию. Эти этапы относятся  к инновационной деятельности  как процессу, результатом которого  могут быть новшества или инновации.

Новшество—оформленный результат  фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Бизнес: Оксфордский толковый словарь

Инновация (innovation) — любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки.

Кулагин А.С.

Инновация — новая или  улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара. работы, услуги).

Д.В.Соколов. А.Б.Титов. М.М.Шабанова

Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально  нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, технологический).


 

             Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков [3,с.113-115]:

1. По степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

    В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

Информация о работе Изучение внедрения инновационных методов