Инновации в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность даже малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства. Объект - инновационная деятельность малого бизнеса. Предмет- влияние инноваций на малый бизнес. Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства.

Содержание

Введение

Глава I. Сущность инновационного менеджмента

1.1 Понятие и классификация инноваций

1.2 Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ

Глава II. Инновации в малом бизнесе

2.1 Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства

2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности сферы малого и венчурного бизнеса

Глава III Инновационный бизнес в Калужской области на примере ООО “НПФ Стелла”

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 86.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Государственный университет  управления

 

Институт национальной и  мировой экономики

 

Кафедра менеджмента

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Инновации в антикризисном управлении»

 

на тему: «Инновации в малом  бизнесе»

 

Выполнила: Потапова Е. М.

 

АУ IV- 2

 

Проверила: Кузьмина Е. Ю.

 

к. э. н., доцент кафедры менеджмента

 

Москва - 2005

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава I. Сущность инновационного менеджмента

 

1.1 Понятие и классификация  инноваций

 

1.2 Государственная политика  по развитию инновационной деятельности  в РФ

 

Глава II. Инновации в малом  бизнесе

 

2.1 Роль инновационной  сферы малого и венчурного  бизнеса в экономике государства

 

2.2 Государственное регулирование  инновационной деятельности сферы  малого и венчурного бизнеса

 

Глава III Инновационный бизнес в Калужской области на примере  ООО “НПФ Стелла”

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Введение

 

На современном этапе  развития экономики в динамично  меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях  постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в  успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.

 

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью  реализовать свой талант и опыт. Именно идеи малого бизнеса создали  гамбургер McDonald's, компьютер Apple, машину Ford и много других полезных товаров. Любой крупный бизнес начинается с малого.

 

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность даже малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства.

 

Объект - инновационная деятельность малого бизнеса.

 

Предмет- влияние инноваций на малый бизнес

 

Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной  сферы малого и венчурного бизнеса  в экономике государства.

 

Глава I Сущность инновационного менеджмента

 

1.1 Понятие и классификация  инноваций

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной  общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие.

 

В специальной литературе и официальных документах чаще всего  использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение  достижений науки и техники в  производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой  экономики. В рыночных условиях хозяйствования, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

 

Принято считать, что понятие  “нововведение” является русским  вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского  означает “введение новаций” или  в нашем понимании этого слова  “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый  обычай, новый метод, изобретение, новое  явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового”  означает процесс использования  новшества.

 

Таким образом, с момента  принятия к распространению новшества  приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс  введения новшества на рынок принято  называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

 

В повседневной практике, как  правило, отождествляют понятие  новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты  к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

 

Общеизвестно, что переход  от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Три основных компонента и  образуют сферу инновационной деятельности и приведены на рисунке 1.

 

Рисунок 1.Схема инновационной  деятельности

 

В научной литературе существует большое количество подходов определения  дефиниции инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

 

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс  Э. и др.) трактуют это понятие  в зависимости от объекта и  предмета своего исследования.

 

Например, Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную  комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским  духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.

 

В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.

 

В соответствии с этими  стандартами инновация - конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

 

Таким образом, инновация  является следствием инновационной  деятельности.

 

В свою очередь, анализируя различные  определения, можно прийти к выводу, что специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главной  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

 

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: .[5,с.21]

 

1. Использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  - продажа).

 

2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

 

3. Использование нового  сырья.

 

4. Изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения. 5. Появление новых рынков  сбыта.

 

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г.

 

В свою очередь классификация  нововведений позволяет реализующей  их организации:

 

обеспечить проведение более  точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди  других, а также возможностей и  ограничений;

 

обеспечить эффективную  взаимосвязь между конкретным видом  нововведения и инновационной стратегией;

 

обеспечить программное  планирование и системное управление нововведением на всех стадиях его  жизненного цикла;

 

разработать соответствующий  организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения стратегических задач организации;

 

выработать соответствующий  механизм компенсации (преодоление  антиинновационных барьеров), позволяющий  уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

 

В литературе приведен ряд  классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию  нововведений по 9 признакам: .[5,с.23]

 

1) по типу новшества:

 

материально-технические;

 

экономические;

 

организационно-управленческие;

 

правовые;

 

педагогические

 

С точки зрения влияния  на достижение экономических целей  организации материально-технические  инновации включают:

 

инновации-продукты;

 

инновации-процессы.

 

Продуктовые инновации позволяют  обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних Инновации-процессы позволяют улучшить экономические  показатели за счет: - совершенствования  подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению  качества продукции.

 

Развитие каждой базовой  технологии характеризуется S-образной логической кривой. Наклон кривой и  переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность  технологии и степень использования  технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее использование данной технологии экономически нецелесообразно

 

Динамика развития технологии по S-образной кривой зависит от накопленного со временем опыта. Успешность технологических  инноваций зависит от скорости адаптации  новшества к реальным условиям производства и особенностей среды, в которой  происходит инновационный процесс. Взаимосвязь продуктовых инноваций  и инноваций технологических. В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке жизненного цикла спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.

 

Мощным средством интенсификации любых разработок стало в последние  десятилетия электронно-вычислительная техника. Первым ее вкладом в интенсивную  технологию инновационного процесса на предприятии стала автоматизация  информационного обеспечения. Создание информационно-справочных и информационно-поисковых  систем, банков данных, баз знании и  т.п. позволили резко увеличить  полноту охвата имеющейся информации, целенаправленность ее поиска и использования.

 

В современных условиях интенсивного производства новых знаний процессы создания новых технических систем характеризуются возрастающей сложностью задач конструирования: растет число  альтернатив выполнения отдельных  подсистем, узлов, блоков, увеличивается  список физических процессов, которые  закладываются в основу их производства. С ростом числа альтернатив увеличивается  и число осуществляемых и работоспособных  комбинаций этих альтернатив. Все это  ведет к необходимости адекватного  информационного обеспечения проектных  и конструкторских работ, невозможного, в наше время все возрастающего  потока информации, без помощи ЭВМ.

 

Академик В.Н.Глушков отмечал, что "аспекты применения ЭВМ в  изобретательстве практически бесчисленны" и следующим шагом в этом плане  стало использование возможностей электронно-вычислительной техники  не только в поиске оптимальных физических принципов действия (ФПД) будущих  конструкций или технологий и  технических решений (ТР), но и в открытии новых и более эффективных ФПД и ТР.

 

Например, один из разработанных  в нашей стране методов автоматизированного  синтеза технических решений  позволяет получать путем комбинирования элементов и признаков известных  технических решений новые, еще  неизвестные ТР, обеспечивает в большой мере автоматическую оценку и сравнение вариантов ТР, автоматизирует описание синтезированных (выбранных) ТР на естественном языке или в виде графического эскиза.

 

В последнее время все  большее значение приобретает человеко-машинные экспертные системы, позволяющие соединить  опыт, знания и интуицию людей с  возможностями электронно-вычислительной техники. Особенно перспективно применение таких систем в инновационном  процессе, как правило, характеризующимся значительной неопределенностью сроков, необходимых ресурсов, ожидаемых результатов.

 

По мнению российских специалистов, в первую очередь нужны экспертные системы для отработки разрабатываемых  объектов на испытательных стендах. Так, анализ инновационного процесса разработки ряда видов двигателей показал, что они создавались в течение 6-7 лет. Но при этом затраты времени и средств на отработку изделия составляли более 80 процентов общих затрат на проект, а полезное время самого процесса испытаний -- всего 5-12 процентов.

 

Такой низкий КПД объясняется, с одной стороны, тем, что в  связи со сложностью математического  описания взаимосвязи физических процессов, происходящих в разрабатываемых  объектах, ошибки в проектах сложных  систем неизбежны; с другой -- при проектировании не принято предусматривать возможность возникновения сбоев, ибо изначально предполагается, что объект будет удовлетворять всем установленным в задании требованиям.

 

Необходимо, однако, заметить, что не в ходе собственно проектирования, а лишь в процессе продолжительной  экспериментальной обработки и  натурных испытаний можно обеспечить высокую надежность и качество создаваемых  изделий. Экономия на разработке программы  и системы испытаний приводит к тому, что теряется неизмеримо больше времени и средств на выяснение  причин непредвиденных отказов и  их устранение. Практика показывает, что  на это уходит порой 90 процентов  времени экспериментальной отладки  новых изделий.

Информация о работе Инновации в малом бизнесе