Инновации в сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы - инновации в сервисной деятельности. Данная тема очень актуальна в наше время. Так как жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни. Сфера услуг - это, с одной стороны ассортимент сервисных услуг, оказываемых населению, с другой - совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги населению. В настоящее время идет активная разработка инноваций в сервисной деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности производства. Предмет курсовой работы - инновационная деятельность, объектом исследования являются иностранные фирмы, работающие в российском бизнесе. Цель курсовой - рассмотреть инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщить теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности 5
1.1 Инновации и их характеристика 5
1.2 Инновационный процесс и его особенности 14
1.3 Инновационный менеджмент и его функции 22
Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса 25
2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности 25
2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке (на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet») 31
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(готовая).doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций  и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы  жизненного цикла нововведения: от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инновационного проекта.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследовании и разработок.

Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей, которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идеи, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса -- прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и  проектно-конструкторских работ  связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое  проектирование, выпуск рабочей конструкторской  документации, изготовление и испытание  опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР -- это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

Исполнителями работ на предварительном  этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров.

Практическая реализация результатов  инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные  работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителю. Первый -- это непосредственное общественное производство материализованных  достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй -- доведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций  следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением  услуг, обеспечение безаварийной экономической  работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

1.3 Инновационный  менеджмент и его функции

Инновационный менеджмент - это вид научно-технической, социально-экономической  и предпринимательской деятельности, направленный на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов и рационального использования ресурсов. Феномен инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.

Инновационный менеджмент -- особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей  в рыночных условиях фирмы, оптимальных  результатов на основе рационального  использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов менеджмента.

Инновационный менеджер - специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в  конкретной области функционирования инновационной организации.

В инновационном менеджменте  можно выделить две группы функций:

1. основные (предметные) функции менеджмента отражают  содержание основных стадий процесса  управления инновационной деятельностью  и выделяют предметные области  управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой инновационной структуре должен предусматривать выполнение следующих основных предметных функций: формирование целей,планирование, организация, учет, анализ и контроль;

2. обеспечивающие функции  инновационного менеджмента включают  процессы и инструменты, способствующие  эффективному осуществлению основных  предметных функций управления  на предприятии:

¦ социально-психологические  функции связаны в основном с  характером производственных отношений в коллективе: делегированием и мотивацией. Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация предусматривает  создание системы моральных и  материальных стимулов для сотрудников  организации в эффективном и  производительном индивидуальном и  коллективном труде. Она также предусматривает  планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников организации;

¦ процессуальные (технологические) функции менеджмента выделяют два  вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации его предметных и социально-психологических функций.

Решения в менеджменте. Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое выражение в управленческих решениях, которые выступают основной формой осуществления инновационных идей. Ответственность и значимость последствий принимаемых управленческих решений требует выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и реализацией.

Коммуникации. Функция  коммуникации заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения  инноваций. Так как инновации  практически всегда связаны с  новой информацией, коммуникационная функция управления представляет собой значимость и специфический элемент инновационного менеджмента. Практически вся текущая деятельность менеджера в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационных функций: сбором и обработкой управленческой информации, передаче ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и пр.

Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса

2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности

Во второй половине XX столетия произошла очередная революция  в методах организации бизнеса. Зародившись в США в ходе послевоенного  экономического бума 1950-х, франчайзинг  стал новым инструментом роста компаний в сфере услуг, показав наибольшую эффективность в индустрии гостеприимства.

Франчайзинг был с  готовностью принят на вооружение многими  предприятиями гостиничного и ресторанного бизнеса, став доминирующим способом организации  деловой активности. Существует мнение, что его возникновение связано с методами работы английских трактиров восемнадцатого столетия.

По оценкам специалистов сегодня франчайзинг составляет почти 41% всего объема розничной  торговли США, генерируя ежегодный  товарооборот приблизительно в $800 млрд. За этими показателями стоят около 550 000 обладателей франшиз и 8 млн служащих. В Великобритании эти показатели составляют соответственно 29100 предприятий и 273 000 служащих. Приблизительно одна восьмая всего объема выданных франшиз приходится на британский сектор услуг гостеприимства.

Несмотря на меньшую  распространенность франчайзинга на берегах  туманного Альбиона по сравнению  с континентальной Европой, он за последние 20 лет стал важным элементом  сектора услуг гостеприимства. На рынках Азии и Дальнего Востока франчайзинг также выступает основным инструментом роста в сфере услуг.

Одним из первых примеров франчайзинговой деятельности следует  считать законодательное предоставление в США прав частному бизнесу в  таких сферах, как железные дороги и банки. Исключительное право, полученное от правительства, давало частному бизнесу возможность вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенный государственный контроль над работой железных дорог и банков сохранялся. Определенные привилегии предоставлялись тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Такие условия позволили достаточно быстро и качественно развивать предприятия различных сфер услуг без предоставления государственных средств.

Не менее показательна история автодилеров компании «Дженерал моторс». В 1898 г. молодая компания, не имевшая достаточного наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу двигателей через систему дилеров. Эта система и по настоящее время остается основным способом продажи автомобилей.

В 20--30-е годы двадцатого столетия нефтеперерабатывающие компании приступили к организации фирменных  бензоколонок. С 50-х годов во многих странах особенно быстрыми темпами  начала развиваться франчайзинговая  система создания отелей и ресторанов. Этому явлению способствовало принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировал положение о том, что предприятие-производитель товаров или услуг, имеющее достаточно высокую репутацию, приобретало на определенных условиях торговый знак (торговую марку). Владелец торгового знака может выдавать лицензии другим фирмам на определенный период времени, в течение которого владелец контролирует качество товаров и услуг, продаваемых под его товарным знаком.

Практика продажи предприятиям права на использование своего товарного знака под контролем и под защитой закона дает возможность владельцу существенно расширить масштабы своего бизнеса без значительных единовременных и текущих затрат. На этой основе начали складываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии (франшизы) с целью их использования (франчайзи), т. е. отношения франчайзинга.

Сущность франчайзинга может быть определена как форма  договорных отношений, при которой товаропроизводитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно это крупная фирма, называется «франчайзер»), предоставляет своим малым партнерам («франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбыта этих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру платежи (роялти) и обязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.

Характерными чертами  франчайзинга как формы предпринимательской  деятельности являются следующие:

- франчайзер имеет право собственности на торговую марку, фирменные услуги, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование, деловые связи, ноу-хау и т. д.;

- для осуществления франчайзинга продается лицензия (франшиза), которая дает право на использование всех вышеперечисленных элементов в процессе производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;

- в договор о продаже лицензии включаются права франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательства по оказанию квалифицированной помощи партнерам в обучении персонала, подборе помещений, проведении маркетинговых исследований и т. п.;

- франчайзер получает от франчайзи единовременную оплату лицензии (франшизы) и оплату за необходимое оборудование, а также периодические платежи (роялти) в виде процента от объема продаж (или прибыли) и постоянные взносы в централизованный рекламный фонд.

Эти основные черты присущи  каждому из четырех основных видов  франчайзинга: товарному, производственному, деловому, и конверсионному.

В рамках товарного франчайзинга в качестве франчайзера выступает крупный товаропроизводитель, у которого франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки; реализация продукции конечным потребителям осуществляется от имени франчайзера. Примером этого типа франчайзинга могут служить дилерские сети по торговле автомобилями и системы фирменных бензоколонок.

Устойчивый рост этой формы предпринимательской деятельности наблюдается с конца 50-х и в  течение 60-х гг. Это подтверждается тем фактором, что девять из десяти современных наиболее крупных фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В дальнейшем система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого обслуживания, а также «удобных магазинов».

Информация о работе Инновации в сервисной деятельности