Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.
Учитывая актуальность и необходимость инновационного развития в современном мире, под которым понимается процесс генерации, освоения и внедрения новых идей, процессов, товаров и услуг, можно выделить общие черты понятия инновации.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6
2. Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе……………………………………………………………………………..15
3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18
4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20
5. Социальные технологии в социальной работе……………………….21
6. Инновационные направления в социальной работе………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………….34
ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Курсовая
работа
Саратов 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6
2.
Сущность, признаки и классификация инноваций
в социальной работе………………………………………………………………
3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18
4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20
5.
Социальные технологии в
6. Инновационные направления в социальной работе………………..28
Заключение………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.
Учитывая актуальность и необходимость инновационного развития в современном мире, под которым понимается процесс генерации, освоения и внедрения новых идей, процессов, товаров и услуг, можно выделить общие черты понятия инновации1:
- инновация является целесообразным и полезным изменением в предшествующем состоянии, предложенным человеком;
- это изменение должно получить практическое применение, причем оно должно быть применено впервые в данной области;
- предметом этих изменений является изделия, технологии, социальные, экономические, экологические процессы;
- инновации являются средством реализации целей, развития предприятия, а также положительно воздействуют на повышение эффективности работы предприятия.
Таким образом, инновация – это все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему экономическую и (или) социальную пользу, то есть инновация представляет собой не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений, таких как: новые или улучшенные услуги; новые или улучшенные производственные процессы и технологии; измененные социальные отношения на предприятии; новые или улучшенные производственные системы.
Укрупненно
инновации можно
Особый интерес представляют социальные нововведения. В первую очередь следует отметить то, что они осуществляются особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и конкретное состояние их реализации. У социальных инноваций очень тесная связь с обществом и культурой. Поэтому одно и то же нововведение по-разному проявляет себя в разных странах, обществах, организациях.
К основным предпосылкам этого явления следует отнести3:
- глобальные изменения в социально-экономической жизни и социально-политическом устройстве РФ, что привело к изменению требований к продукции всех отраслей, удовлетворяющих социальные потребности населения: обострение большинства социальных проблем, требующее выработки новых подходов к их решению; острая нехватка ресурсов для развития социальной сферы, приводящая к необходимости поиска новых, более дешевых способов решения социальных проблем; резко возросшая открытость российского общества, что привело к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;
- тенденцию ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;
- стремление к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.
Воздействие этих факторов на социальную сферу приводит к необходимости внедрения новых концепций, методик и технологий оказания услуг в отраслях социальной сферы.
Основной
целью инновационной
Таким образом, актуальность изучения инноваций в социальной работе становится несомненной.
Цель курсовой работы – многоаспектный анализ инноваций в социальной работе.
Цель
обусловливает следующие
1. Дать определение об инноватике и основные подходы к её изучению;
2. Выделить сущность, признаки и классификацию инноваций в социальной работе;
3. Рассмотреть инновационные процессы в социальной и социально-культурной сферах;
4. Обозначить инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы;
5. Описать социальные технологии в социальной работе;
6. Проанализировать инновационные направления в социальной работе.
Объектом исследования является социальная инноватика, предметом – инновации в социальной работе.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИННОВАТИКЕ И ПОДХОДЫ К ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ
Инноватика – это область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых вещей. Инноватика является междисциплинарной наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные самых различных областей знания – инженерии, истории техники, социологии, экономики, психологии, креатологии, акмеологии, технической эстетики, истории и теории культуры.
Само понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.
В рамках инноватики и в другой научной литературе термины «инновация», «нововведение «инновационный процесс» часто употребляются как синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения4.
Таким образом, понятие «инновация» может иметь такое значение: множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня. В этом смысле изменения и нововведения достаточно широко исследуются инноватикой, по относительно самостоятельным направлениям: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия новшеств; адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям и т.д.
Определений инноватики много, в общем их можно свести к одному – это «нововведение или преобразование в экономической, технической и социальной отраслях, основанные на прогрессивных идеях, изобретениях, открытиях»5.
Инноватика
– теория инноваций, область научного
знания, возникшая в индустриальных
странах во второй половине XX в связи
с интенсивным развитием
Инновационная деятельность – форма профессиональной деятельности по переосмыслению целей, средств, результатов деятельности и процесса их достижения в связи с переходом общества на новую ступень развития. При этом отличительной чертой инновационной деятельности является воплощение этих новых идей на практике.
Инновационный потенциал – совокупность разноуровневых ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности6.
В настоящее время выделяют два основных подхода в изучении инновации7:
1)организационно–
2) индивидуально–ориентированный.
В организационно–ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию (Дж. Хэйдж, М. Айкен, X. Шепард, Э.М. Роджерс, Р. Данкан, Дж. Холбек, С.Беккер, Т.Л. Уайслер, Дж.К. Уилсон, Дж. Залтмен, Г. Уатсон и др.). Этот субъект называется агентом инновации.
Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Реализация инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов, применяемых в других видах социальной деятельности людей – это ресурсы экономические: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование): труд, управление и время. Нововведение интегрируется в систему в контексте процесса интенсификации процессов функционирования социальной системы. При идентификации инновационного процесса акцент делается на программируемом характере нововведений, связанных с появлением новых товаров или услуг. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. В этом плане инновация – это первое, самое раннее использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели8.
Социальное
изменение связано с
Диффузию
можно определить и как процесс
распространения инновации по каналам
коммуникаций к членам социальной системы.
Изменение происходит, когда процесс
диффузии превращает инновацию в
интегрированную часть
В
анализируемой исследователем социальной
системе изменение можно
Данный подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений – профессиональных консультантов по вопросам организационного развития. Эффективным агентом инновации могут выступать:
1)
группа осуществления
2) высокостатусный индивид,
3) консультант, – принадлежащие или не принадлежащие релевантной системе организационных нововведений11.
По мнению Г. Липпита, основные задачи агентов нововведений, практикующих интервенции, связаны с реализацией следующих действий: 1)диагностика проблемы; 2) оценка систем мотивации клиента и его способности к изменению; 3) оценка мотивации агента нововведений и ресурсов; 4) отбор подходящих целей нововведения; 5) выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); 6) установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента; 7) уточнение и ориентация фаз нововведения; 8) Отбор приемлемых типов поведения и особенностей планируемой к применению техники12.