Инновации и инвестиции в кинопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

От первых звуковых фильмов до Technicolor и Dolby Surround Sound на всем пути до цифровой анимации технологические инновации в кино оказали сильное влияние на людей во всем мире.

Технологический прогресс - особенно переход к цифровому производству и воспроизведению - продолжает воздействовать на восприятие посетителей кинотеатров. Захватывающим этапом кино является E-cinema или электронное кино - высококачественная цифровая проекция или воспроизведение художественного контента: рекламы, художественных фильмов, спортивных соревнований и трейлеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации и инвестиции в кинопроизводстве.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Инновации и инвестиции в кинопроизводстве.

От первых звуковых фильмов до Technicolor и Dolby Surround Sound на всем пути до цифровой анимации технологические инновации в кино оказали сильное влияние на людей во всем мире.  
 
Технологический прогресс - особенно переход к цифровому производству и воспроизведению - продолжает воздействовать на восприятие посетителей кинотеатров. Захватывающим этапом кино является E-cinema или электронное кино - высококачественная цифровая проекция или воспроизведение художественного контента: рекламы, художественных фильмов, спортивных соревнований и трейлеров.  
 
E-Cinema - это воспроизведение и проекция контента, который либо изначально создается в цифровом виде, либо конвертируется с 16мм или 35мм фильмокопии в цифровой формат. Использование усовершенствованного HD оборудования и проекторов для воспроизведения цифрового контента обеспечивает более высокое качество по сравнению с использованием традиционных 35мм аналоговых фильмокопий.  
 
Чтобы понять весь потенциал цифрового кино, имеет смысл рассмотреть цепочку, которую проходит традиционный художественный фильм:  
 
• Производство. Как студии, так и независимые производители вовлечены в творческий процесс «создания фильмов». Сегмент так тесно связан с дистрибуцией, что во многих случаях эти два звена сложно отделить одно от другого. 
• Дистрибуция. Дистрибьюторы несут ответственность за маркетинг и физическую дистрибуцию фильмов в кинотеатры. Кроме того, они продают фильмы на различные второстепенные рынки - трансляторам и дистрибьюторам DVD проката. Исторически сложилось, что дистрибьюторы получают около 50% от кассовых сборов. Однако в последние годы дистрибьюторы добились получения большей доли во многом благодаря росту количества киноэкранов и, следовательно, более быстрой окупаемости фильмов. По нашим оценкам, сегодня дистрибьюторы получают в среднем 55% от кассовых сборов, а оставшаяся часть уходит демонстраторам.  
• Демонстрация. Демонстраторы показывают фильмы публике, генерируя кассовые сборы (которые делятся с дистрибьюторами) и доходы от работы фуд-кортов - высоко прибыльный финансовый поток, который они ни с кем не делят.

Кинематография - высокотехнологичная сфера хозяйственной деятельности. Само появление «синематографа» связано с достижением человечеством определенной стадии научно-технического развития, что отличает кино от других видов искусства. Изобретение кино потребовало обширных знаний человечества в механики, оптики, химии и др.

На протяжении всей истории двадцатого века научно-технический прогресс (НТП) оказывал значительное влияние на развитие творческих приемов, технологии производства фильмов, развитие отрасли и экономическую эффективность кинопромышленности.

Большой интерес потребителей к кинематографу сначала как к технической новинке, а позже как к виду искусства, позволил данной отрасли стать полноценной сферой экономики. Во всем мире инвесторы испытывают интерес к вложению средств в кинобизнес.

Опыт последних десяти лет свидетельствует о том, что наибольший кассовый успех имеют фильмы, созданные с помощью новейших средств производства. Ранее этот фактор не носил столь принципиального характера для зрителя, а отдельные годы напротив характеризовались модой на аскетизм технических средств («новая волна», «кинематограф рассерженных»). Данная тенденция наблюдается и в отечественном кинематографе (прирост рынка в 2004 году составил 41%). Прорыв на рынке совершили такие картины как «Ночной дозор» и «Турецкий гамбит», сделавшие ставку на спецэффекты и собравшие рекордную кассу в 13 млн. рублей и 18,5 млн. рублей соответственно. Вкусовые интересы российского зрителя достаточно близки к европейским, поэтому отечественному рынку свойственны те же проблемы, что и европейскому. Это подтверждается и наличием одинаковых фильмов-фаворитов и пристрастиями к зрелищным жанрам. Характерно, что господствующие позиции в европейском и российском прокате занимают американские киноленты. Практически весь Старый свет стоит перед проблемой защиты внутреннего рынка и конкуренции с продукцией США, которая очевидно выходит в лидеры по техническим параметрам, явно уступая в творческом плане. В силу того, что ленты американского производства доминируют на рынке коммерческого кинематографа, они представляют значительный интерес для исследования успешности применения новшеств в кинопроизводстве. Поскольку экономическую эффективность НТП возможно объективно оценить только на примере массового кинематографа, автор намеренно не берет в расчет примеры т.н. «авторских» картин, за исключением случаев, иллюстрирующих социальный (творческий) эффект. Очевидно, что авторский кинематограф вносит порой принципиальный вклад в развитие новых технологий, но настоящая работа ориентирована на глобальные тенденции, которые могут быть подкреплены только массовым внедрением новшеств. Тем не менее, двигаясь от общего к частному, автор будет доказывать, что инновационная политика играет равно большую роль для развития небольших компаний, конкретных кинопроектов и отрасли в целом.

Актуальность темы

К моменту начала радикальных организационно-экономических преобразований, внедрения новой модели финансирования отечественного кинематографа киноорганизации не были готовы к реформированию своей деятельности. С одной стороны, был разрушен т.н. «возвратный» механизм финансирования, а кинопрокат и кинопоказ стали автономными сферами по отношению к другим звеньям кинопроцесса, что, в результате, сделало отрасль нерентабельной. С другой стороны, рынок сбыта был быстро захвачен зарубежной и, в первую очередь, американской кинопродукцией, предложившей аудитории принципиально новые жанры и виды зрелища. Стала очевидна разница технологий производства кинофильмов, которую российское кинопроизводство было неспособно скомпенсировать ввиду отсутствия финансовых ресурсов.

Российский рынок кинопоказа сегодня составляют порядка 500 модернизированных кинотеатров (1 000 кинозалов), треть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге, для сравнения объем рынка Польши составляет 800 кинотеатров. На сегодняшний день российское кинопроизводство уступило свои лидирующие позиции, испытывает жесткую конкуренцию со стороны зарубежных компаний и не имеет возможности масштабной разработки собственных технологий. При этом в последние два года наблюдается рост киносети (прирост рынка за 2005 год, по оценкам компании «Нева-фильм», составит 30%), объемов производства (в 2006 году только с финансовым участием Федерального агентства по культуре и кинематографии планируется завершить 106 полнометражных кинокартин), увеличение кассовых сборов от проката отечественных фильмов, как в абсолютных, так и в относительных величинах (к общему объему сборов от кинопроката на территории России). Оживился интерес частных инвесторов, постепенно растет техническая база отрасли. Кинопроизводители предъявляют к качеству конечного продукта все более серьезные требования. Очевиден и стабильный интерес зрителей к получению качественной услуги кинопоказа и просмотру высококачественных картин, сделанных по последнему слову техники. В условиях конкуренции со стороны телевидения и домашнего видео, кинематографисты должны предлагать зрителю продукт в таком качестве, которое недостижимо в домашних условиях. Основные спады на рынке кинопоказа происходили именно в моменты бурного развития технологий домашних развлечений. Таким образом, постоянная модернизация отрасли становится необходимым условием ее выживания на общем рынке аудиовизуальных услуг. В данной ситуации важно представлять полную картину современной практики управления отраслью, в частности с позиций инноватики, как фактора конкурентной борьбы.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

1. обоснованы и предложены  цели (повышение конкурентоспособности  российских кинофильмов на внутреннем  рынке, интеграция в международный  кикопроцесс, рост национального  производства и повышение его  экономической эффективности) и задачи проведения целенаправленной инновационной политики в рамках модернизации отечественного кинопроизводства, определенные в соответствии со структурой проблем, стоящих перед сферой кинематографии (неудовлетворительная техническая оснащенность студий, отсутствие информационного поля, невозможность конкурентной борьбы на фоне переизбытка на рынке зарубежной высококачественной продукции, отсутствие должного интереса инвесторов к техническому развитию кинопроизводства);

2. проведен сравнительный  анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий кинопроизводства по отношению к пленочным;

3. разработаны рекомендации  по формированию системы показателей  эффективности инновационной деятельности  кинопредприятий с учетом специфической  мотивации и наличия творческого фактора, неподдающегося абсолютному количественному исчислению;

4. разработан механизм  формирования инновационной политики  в рамках кинопроизводства на  базе цифровых технологий, поддающийся  адаптации как для построения  современного цикла производства отдельных предприятий или проектов, так и для внедрения на федеральном уровне в качестве одного из направлений развития сферы кинематографии в России.

Актуальность проблемы связана с тем, что общепринятая система измерения инновационного эффекта не подходит для оценки новаторской деятельности в отрасли, связанной одновременно с высокотехнологичным производством и сферой культуры, что предполагает сильное вмешательство человеческого фактора в результаты производства. В силу этого ряд количественных оценок может носить либо сравнительный характер, либо базироваться на косвенных показателях.

По этой причине усиливается актуальность анализа зарубежного опыта, т.к. знание большого количества аналогий дает возможность применять метод экстраполяции для прогнозирования отдачи от инновационной политики.

Особое внимание уделено зарубежным и отечественным компаниям, сумевшим, используя достижения НТП, добиться лидерства или сформировать свою собственную нишу на рынке. Данный опыт ценен для российской кинопромышленности тем, что позволяет новым участникам рынка не просто успешно конкурировать, но и получить значительные преимущества за счет обладания уникальными технологиями.

Цель настоящего исследования заключается в разработке комплексной системы планирования инновационной политики как фактора повышения конкурентоспособности кинопредприятий в условиях рыночной экономики.

Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. провести исследование  теоретических основ формирования  инновационной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики и определение методологии оценки ее эффективности;

2. представить анализ  и обобщение международной практики  планирования и реализации инновационной  политики при производстве полнометражных  игровых и анимационных кинофильмов, определение организационных и технологических решений, которые целесообразно внедрить в российском кинопроизводстве;

3. проанализировать основные  тенденции развития кинопроизводства  в России на базе НТП, выявление  проблем, препятствующих модернизации и повышению конкурентоспособности отечественной кинематографии;

4. выработать рекомендаций  по формированию механизма модернизации  российского кинопроизводства на  базе привлечения цифровых технологий, на уровне сферы в целом, отдельных  кинопредприятий и кинокартин;

5. определить систему  оценки эффективности организационно-технологических  преобразований кинокомпаний с  учетом наличия специфических  показателей и творческого фактора.

Степень разработанности проблемы

Появление на российском рынке новых технологических решений сопровождается отдельными целенаправленными кампаниями, в т.ч. пиар-акциями, выставками, семинарами и публикациями, направленными на продвижение и популяризацию того или иного новшества. Но при этом не ставились задачи по общему теоретическому осмыслению процессов перестроения кинопромышленности. Осуществляются частные изменения технологий кинопроизводства на уровне отдельных компаний при отсутствии четко сформулированной общей инновационной политики в рамках сферы кинематографии. Съемочные группы регулярно оказываются в ситуации информационного вакуума, когда возникает проблема незнания или непонимания: какие технологии наиболее рационально решат конкретные творческие задачи. Незнание общих тенденций перестройки современного кинопроизводства приводит в итоге либо к нерациональному использованию доступных ресурсов, неадекватному их выбору, либо к боязни использовать новшества. Неэффективно распределяется бюджет производства, в равной степени - и средства частных инвесторов, и средства государственной поддержки. По причине отсутствия теоретических знаний технологий киностудии легче отказаться от лучшего варианта в пользу традиционного и ей понятного.

Таким образом, необходимость проведения исследования вопросов инновационной политики в кинематографии связана с быстрыми темпами модернизации современного кинопроизводства, важностью своевременной оценки перспектив развития отрасли в России в условиях обострившейся в последние годы борьбы на внутреннем кинорынке.

В последние годы в России общие научные исследования в области инноваций проводили B.C. Келле, Г.Д. Ковалев, И.Г. Минервин, И.Ф. Мухарь, А.В. Пилипенко, академик Р.А. Фатхутдинов, К.П. Янковский, Дж.Гросси (G. Grossi), Дж.Ф. Брандовски (J.F. Brandowski). Хотя их исследования носят общетеоретический характер, они вполне отражают механизмы НТП в кинематографии как экономической системе. Тем не менее, при рассмотрении кинопроизводства как части сферы культуры, применение многих показателей, моделей и системы оценок оказалось невозможным. В силу этого требуется разработка основ методики оценки эффекта инновационной деятельности согласно специфике исследуемой отрасли хозяйства. Для рассмотрения истории процесса и описания общих механизмов кинопроизводства в диссертационном исследовании были использованы материалы специалистов в области кинематографии Э.Ж. Янсона, Г.П. Иванова, И.Е. Кокарева, Б.Н. Коноплева, В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова, Б.И. Криштула, и д.р. Частные вопросы модернизации киноотрасли затрагивают такие специалисты по современным технологиям, как О.С. Березин, A.M. Орлов, С. Розенталь (S. Rosenthal), С. Шур (S. Shur), П. Уилтон (P. Wilton), Д. Дж. Штурман (D.J. Sturman).

Объектом исследования является процесс формирования, реализации и оценки результатов инновационной деятельности киностудий.

В качестве предмета изучения выступает инновационная политика предприятий-лидеров мировой и отечественной сферы производства аудиовизуальной продукции и поставщиков услуг для кинопроизводства.

Практическая значимость результатов работы

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы:

• Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации, другими органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в выработке государственных программ поддержки развития кинематографии;

• киностудиями в практике управления кинокомпаниями в России при планировании и проведении мероприятий по модернизации технологии производства картин, выработке инновационной стратегии, как фактора повышения конкурентоспособности, оценке постановочной сложности и планировании производства отдельных кинопроектов;

• отраслевыми образовательными учреждениями в целях преподавания учебных дисциплин при подготовке специалистов в области продюсерства и менеджмента в аудиовизуальной сфере по курсам управления кинопредприятиями, планирования и оценки себестоимости кинопроизводства; оценки эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были апробированы в 2005 году в ходе подготовки предложений Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультуры) к докладу о результатах и основных направлениях деятельности на период 2006-2007 годы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России), а также в ходе оказания консультационной поддержки формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельнсти на период 2006-2008 годы Минкультуры России и Роскультуры.

Материалы исследования легли в основу спецкурса кафедры менеджмента в кино и телевидении экономического факультета Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) им. С.А. Герасимова «Научно-технический прогресс и его экономические аспекты».

Внедрение результатов исследования

В настоящее время, с распространением цифровых технологий, процесс кинопроизводства стал отличаться от классического и представляет собой различные сочетания пленочных и цифровых приемов работы. Некоторые технологические этапы вообще перестали существовать и появились новые возможности. Можно определенно сказать, что сегодня не создается кинокартин с использованием исключительно пленочного или цифрового методов создания. Одна из распространенных техник современного кино — работа с цифровым негативом (англ. Digital Intermediate). Практически, монтажно-тонировочный период проводится при помощи компьютеров, обрабатывающих цифровое изображение, сосканированное с негатива и цифровой звук. Тиражирование также происходит в двух техниках параллельно, потому что современные фильмы, предназначенные для широкого зрителя, выпускаются одновременно для цифрового кинопоказа, распространения на оптических дисках и для кинотеатров, оснащенных традиционными киноустановками.

История

Кинематограф зарождался в конце XIX века. Поначалу это были просто технические новинки, позволявшие запечатлеть на бумаге, а позднее и на киноплёнке, движущееся изображение. Но они производили сильное впечатление на зрителя, поэтому, бурный технический прогресс, появление новых технологий привели к возникновению нового вида искусства. Регулярное производство кинофильмов появилось в конце 1890-х годов, и отличалось коротким периодом съемки и выпуска на экраны. Кино рассматривалось создателями, как эффектное зрелище и его художественная сторона не слишком их волновала. Ранние картины занимали не более одной части и шли на экране не более 10 минут.

Однако и тогда уже можно было выделить основные этапы кинопроизводства:

написание сценария;

подбор творческой группы (актёры, художник, оператор);

съёмочный процесс;

монтажный период;

тиражирование.

В 1919 году в СССР был издан декрет, согласно которому вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность была национализирована путем реквизиции[П 1], а потому вся дальнейшая регламентация кино была производственной.

Именно в советский период становления киноискусства сложилась основа технологии кинопроизводства, используемая в отечественной кинопромышленности до сих пор, безусловно с учетом новых экономических и технических реалий.

Создание фильма

В процессе создания фильма неразрывно связаны искусство и кинотехника, без которой кинематограф невозможен. Один из важнейших аспектов кинопроизводства, являющегося разновидностью коммерции — возможность получения прибыли и размеры вложенных средств. Эти виды деятельности объединяются в центрах кинопроизводства — киностудиях, где расположены административные здания и съёмочные павильоны.

Киностудия — комплекс творческих и производственных звеньев, включающий съёмочные группы, сценарно-редакторские коллегии, музыкальные редакции, осветительные цеха, цеха операторской техники, актёрские отделы, склады для хранения костюмов и реквизита и многое другое. На крупных киностудиях иногда образуют кинообъединения, в которые входят несколько съёмочных групп.

Как правило, у истоков фильма стоит продюсер, или продюсерская компания. Их основной задачей является поиск источников финансирования кинопроекта. Необходимо найти такие частные фирмы или государственные структуры, которые были бы заинтересованы в данных инвестициях. Продюсер часто сам выбирает или заказывает сценарий, приглашает режиссёра, участвует в подборе актёров (кастинге), художника и т. д. В его профессиональную компетенцию входит изучение зрительского интереса, на основе чего он и выстраивает стратегию своей деятельности. Продюсер не только организует процесс производства, но и активно участвует в составлении договоров, сметы фильма, календарного плана съёмок.

В кинопроцессе участвует множество специалистов самых разных профессий. Решение о привлечении тех или иных специалистов также принимает продюсер, однако инициатором привлечения может выступать режиссёр.

Продюсер контролирует работу до самого конца и по окончании работы над фильмом продолжает заниматься рекламой фильма и организует его прокат.

Технологические этапы современного кинопроизводства

Процесс кинопроизводства принято делить на три стадии: подготовительный период (англ. Pre production «Препродакшн»), съёмочный период и монтажно-тонировочный период (англ. Post production «Постпродакшн»).

Кинопроизводство советского периода предусматривало следующие этапы создания художественного фильма, дошедшие с небольшими изменениями до наших дней[1]:

В современном кинематографе, неотъемлемой частью которого является распространение на оптических дисках и по телевидению, тираж фильмокопий может быть небольшим, а дубльнегатив оцифровывается и производится мастеринг дисков. В большинстве случаев мастеринг дисков, использующих стандарты телевидения высокой четкости, производится с выровненного промежуточного дубльпозитива («лаванды»), что обеспечивает наилучшее качество видео[9]. При цифровом способе кинопроизводства копии фильма, полученного после монтажа и цветокоррекции, копируются на жёсткие диски, распространяемые по киносети, а часть тиража печатается на киноплёнке для проката в провинциальных и малобюджетных кинотеатрах, не оснащенных цифровой проекцией. Мастеринг оптических дисков в этом случае производится непосредственно с перекодированного цифрового фильма.

Кинопроизводство — процесс создания кинофильма от первоначального замысла до непосредственного показа готового продукта аудитории в кинотеатрах, посредством телевидения или интернета. Кинопроизводство существует во множестве стран и соприкасается с экономическими, социальными и политическими сферами жизнедеятельности. Как правило, кинопроизводство требует вовлечения большого количества людей, больших временных и материальных затрат. Ведущее место в производстве фильмов принадлежит художественным игровым фильмам, создание которых наиболее сложно и затратно[1].

В кинопроцессе участвует множество специалистов самых разных профессий. Решение о привлечении тех или иных специалистов также принимает продюсер, однако инициатором привлечения может выступать режиссёр.

Продюсер контролирует работу до самого конца и по окончании работы над фильмом продолжает заниматься рекламой фильма и организует его прокат.

] Технологические этапы  современного кинопроизводства

Процесс кинопроизводства принято делить на три стадии: подготовительный период (англ. Pre production «Препродакшн»), съёмочный период и монтажно-тонировочный период (англ. Post production «Постпродакшн»).

Кинопроизводство советского периода предусматривало следующие этапы создания художественного фильма, дошедшие с небольшими изменениями до наших дней[1]:

Основные технологические этапы фильмопроизводства<[показать]

Подготовка киносценария

Тематический план;

Заявка или либретто;

Написание литературного сценария;

Утверждение литературного сценария;

Утверждение лимита стоимости фильма и сроков производства;

Режиссёрский сценарий

Написание режиссёрского сценария;

Утверждение литературного сценария;

Составление сметы и календарного плана на подготовительный период;

Подготовительный период

Разработка постановочного проекта фильма;

Режиссёрский сценарий с экспликациями;

Эскизы декораций, комбинированных съёмок, костюмов, реквизита, грима, чертежи и описания к ним;

Съёмочные карты и операторские экспликации;

Зарисовки кадров;

Монтажно-технические разработки;

Фотоматериалы, характеризующие изобразительную сторону картины;

Звуковая экспликация фильма;

Календарно-постановочный план;

Генеральная смета;

Выбор мест натурных съёмок;

Подбор актёров и проведение предварительных репетиций;

Заготовка постановочных средств;

Утверждение постановочного проекта фильма;

Производственный период Съёмочный период

Приёмка объекта;

Освоение объекта;

Съёмка в павильоне;

Съёмка на натуре;

Комбинированные съёмки;

Запись звука в процессе съёмочных работ;

Монтажно-тонировочный период

Монтаж фильма;

Речевое озвучение;

Запись музыки;

Шумовое озвучение;

Изготовление надписей;

Перезапись фонограммы фильма;

Сдача фильма на двух плёнках;

Монтаж негатива;

Печать копий на одной плёнке;

Изготовление комплекта исходных материалов;

Сдача исходных материалов;

Производственно-финансовый отчёт;

Роспуск съёмочной группы;

В современном кинематографе создание фильма проходит те же этапы, за исключением разницы в технологиях, которые на сегодняшний день по большей части — цифровые. Например, появился этап создания компьютерной анимации, который выполняется одновременно с этапом создания титров и надписей и частично заменяет его. Многие этапы монтажно-тонировочного периода ушли в прошлое вместе с приходом новейших технологий работы с «цифровым негативом» (англ. Digital Intermediate). Могут также существовать дополнительные этапы кинопроизводства: съёмка уходящей натуры, пересъёмка и досъёмка эпизодов фильма, запись дополнительных исходников фонограмм и иные этапы на усмотрение производственной компании или в зависимости от обстоятельств конкретной кинокартины.

[править] Подготовительный период

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии.

Основная статья: Литературный сценарий

Самый длительный по времени и очень важный в кинопроизводстве — подготовительный период. На крупных киностудиях существует очень важное подразделение — информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Это и исторические данные, и представления о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне, стиле в одежде, поведении и др. Сотрудники этой группы связываются с музеями, библиотеками, галереями, коллекционерами. Иногда на студии накапливаются большие архивы, которые помогают съёмочным группам в работе над фильмами.

Во время подготовительного периода режиссёр, изучив огромный материал по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор-постановщик создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма).

Основная статья: Режиссёрский сценарий

Режиссёрский сценарий является, по сути, техническим описанием будущего фильма. На основе литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения[2].

К режиссёрскому сценарию прилагается раскадровка — рисунки всех кадров, выполненные художником фильма или режиссёром от руки.

Основная статья: Раскадровка

Во время подготовительного периода делаются фото- и видеопробы мест натурных съёмок.

Оператор-постановщик изучает условия съёмки постановочных объектов в павильонном интерьере и на натуре и создаёт операторскую экспликацию, в которой указывает особенности светотонального и колористического решения кадров объектов. Подбираются актёры, проводятся первые репетиции, разрабатываются эскизы декораций и костюмов[3]. В подборе актёров на главные и второстепенные роли, а также на участие в массовках режиссёру и продюсеру помогает актёрский отдел, который есть на каждой киностудии. Здесь имеется обширная картотека, в которой можно найти информацию об артистах кино и театра: это данные о внешности, сыгранных ролях, фотографии. Особое внимание уделяется изобразительному решению фильма.

Художник-постановщик разрабатывает эскизы декораций для павильонных и натурных съёмок, костюмов, грима, комбинированных съёмок, продумывает и подбирает реквизит. Всё это передаёт характерные черты эпохи, среды и быта. Кроме того, эскизы должны дать представление о стилистике фильма, цветовом и пластическом строе. В этот же период режиссёр вместе с художником и оператором выбирают места для натурных съёмок. В итоге создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото- и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета.

Немаловажный этап подготовительного периода — создание и монтаж декораций. Особенно важен этот этап в исторических или научно-фантастических фильмах, требующих искусственного создания интерьеров или ландшафтов. Созданием декораций занимается Цех декоративно-технических сооружений киностудии. Декорации могут возводиться в павильоне или на натуре. Работы по возведению декорационных объектов проводятся под наблюдением и при консультации художника-постановщика[4].

Съёмочный период

Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой[5]. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности[6].

Основная статья: Съёмочная группа

После окончания подготовки к съёмке каждого кадра и по мере готовности всех участников, начинается процесс съёмки.

Основная статья: Съёмка (кинематограф)

В процессе киносъёмки прикреплённый к съёмочной группе художник-фотограф из фотоцеха снимает кадры фоторекламы, причём съёмка ведётся им в условиях общего съёмочного освещения. Впоследствии из этих фотокадров создаётся комплект рекламных фотографий, передаваемый в прокатные организации и служащий для изготовления рекламы фильма[7].

Съёмочный период полнометражного фильма может длиться несколько месяцев, однако правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана во время подготовительного периода позволяют сократить съёмочный период до минимума, поскольку это наиболее дорогостоящий этап кинопроизводства. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

[править] Монтажно-тонировочный период

Монтажно-тонировочный период производства фильма является завершающим. В этот период в съемочной группе остаются лишь основные творческие работники и прикрепленные специалисты из монтажного и звукового цехов[8]. Поэтому, стоимость монтажно-тонировочных работ из-за отсутствия расходов на постановочные работы, приглашение массовки и по другим статьям значительно ниже стоимости съемочных работ. К монтажным работам группа приступает после завершения всех съемок, однако часто монтаж фильма ведется параллельно со съемками, что сокращает время монтажно-тонировочного периода. Этот период за редкими исключениями состоит из стандартных последовательных операций.

Монтаж фильма. В процессе съемки отснятый материал поступает к монтажеру[9] фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Режиссёр-постановщик вместе с монтажной группой осуществляет отбор наиболее удачных дублей и дает указания по монтажу. После окончания съемок эпизода или сцены проводится черновой монтаж. В случае использования видеоконтроля черновой монтаж производят на видеозаписи, полученной с телевизи́ра. При цифровой технологии производства применяется нелинейный монтаж цифрового негатива.

Монтажный стол на киностудии

К началу монтажно-тонировочных работ режиссёр-постановщик, используя черновой монтаж, выполненный во время съемок, уточняет монтажный ритм фильма, последовательность сцен и монтажные переходы между ними, проверяет метраж фильма и дает указания о проведении окончательного монтажа. Некоторые режиссёры-постановщики параллельно со съемками ведут окончательный монтаж фильма, что дает возможность закончить производство фильма почти одновременно с окончанием съемок[8].

В монтажно-тонировочный период режиссёр-постановщик вместе с прикрепленной бригадой монтажного цеха заканчивает монтаж фильма, начатый ещё во время съемок. На этой стадии в их распоряжении имеется все отснятое изображение, фонограммы синхронных записей, речевого и шумового озвучения, записанная музыка и надписи. Монтажный цех предоставляет в распоряжение группы звукомонтажные столы и синхронизаторы. В результате проведения монтажных работ кинофильм должен быть подготовлен к озвучению и перезаписи. Изображение фильма и соответствующие ему фонограммы речи, музыки и шумов должны быть смонтированы в виде роликов длиной от 250 до 300 метров. Каждая часть смонтированного и подготовленного к перезаписи фильма имеет несколько пленок: кинопленка со смонтированным рабочим позитивом изображения и раздельные фонограммы речи, музыки и шумов. После окончания монтажа размечают шторки, наплывы и затемнения, которые заказывают в цехе комбинированных съемок.

Иногда работа по монтажу фильма начинается ещё до съёмок. 
За рабочим столом режиссёр на бумаге составляет своеобразный макет, на котором разным цветом размечает кадры различной длины, составляя их в монтажной последовательности. На этом этапе он уже представляет весь фильм в целом, выстраивая его ритмический рисунок. В репетиционном, съёмочном и собственно монтажном периодах создания фильма это монтажное видение будущего кинопроизведения конкретизируется, уточняется, но никогда не должно меняться коренным образом.

] Озвучение фильма

Важнейшим этапом создания современного звукового фильма и одним из наиболее трудоёмких, после съёмочного периода, является озвучение кинокартины[П 2].

Основная статья: Озвучивание

Результатом этого процесса, как правило, является получение аналоговой и цифровой окончательно фонограммы фильма на магнитном или другом физическом носителем. Такая фонограмма получается в результате сведения и тщательной регулировки соотношений отдельных фонограмм, полученных при съёмке и записей в студии. Полученная фонограмма является основным исходным материалом и хранится наравне с негативом изображения. При изготовлении фильма с оптической фонограммой, копия полученной в результате перезаписи фонограммы переводится в негатив аналоговой или цифровой оптической фонограммы фильма, необходимый для получения совмещённых фильмокопий. Современная технология предусматривает изготовление цифровой и аналоговой оптических фонограмм, наносимых на фильмокопию[9]. Чаще всего, одновременно печатаются четыре разновидности фонограммы: две цифровых SDDS и Dolby Digital, непосредственно печатаемые на киноплёнке, аналоговая Dolby SR и временной код для цифровой фонограммы DTS, записываемой на отдельном компакт-диске.

Когда оба носителя (рабочая копия изображения и общая фонограмма) готовы, фильм сдаётся на двух пленках приёмной комиссии. Если комиссия одобряет полученный фильм, в цехе обработки плёнки выполняется чистовой монтаж негатива по контрольному позитиву с учетом поправок, внесенных комиссией. Если поправки требуют досъёмки или переделки сцен, производится их пересъёмка и весь процесс повторяется.

Изготовление титров и надписей. До недавнего времени изготовление надписей и титров было сложным процессом, выполняемым в цехе комбинированных съемок художниками-графиками. В настоящее время большинство надписей в фильме изготавливаются при помощи компьютера с последующей печатью на кинопленку фильм-рекордером или непосредственным монтажом в цифровой контент в случае производства по цифровой технологии. В любом фильме обязательны начальные титры и конечные. Все остальные надписи изготовляются в зависимости от задач, поставленных авторами.

Тиражирование

После окончательного монтажа и изготовления титров и надписей со смонтированного негатива печатается монтажная фильмокопия[9]. Специалистом цеха обработки плёнок производится окончательная согласованная цветоустановка и полученный паспорт монтажной фильмокопии впоследствии используется при печати выровненного по плотности и цветопередаче дубльпозитива (интерпозитива, «лаванды»)[9]. С дубльпозитива печатается несколько дубльнегативов с совмещенной фонограммой, которые передаются на кинокопировальную фабрику. В случае прокатного формата, использующего нанесенную на фильмокопию магнитную фонограмму, совмещение дубльпозитива с ней не производится. На фабрике с дубльнегативов печатается тираж фильмокопий, предназначенный для проката в кинотеатрах. На фильмокопии с магнитной фонограммой после проявки и сушки наносится магнитная дорожка и в электрокопировальном цехе производится копирование магнитной фонограммы, которая прилагается в этом случае к дубльнегативу.

В современном кинематографе, неотъемлемой частью которого является распространение на оптических дисках и по телевидению, тираж фильмокопий может быть небольшим, а дубльнегатив оцифровывается и производится мастеринг дисков. В большинстве случаев мастеринг дисков, использующих стандарты телевидения высокой четкости, производится с выровненного промежуточного дубльпозитива («лаванды»), что обеспечивает наилучшее качество видео[9]. При цифровом способе кинопроизводства копии фильма, полученного после монтажа и цветокоррекции, копируются на жёсткие диски, распространяемые по киносети, а часть тиража печатается на киноплёнке для проката в провинциальных и малобюджетных кинотеатрах, не оснащенных цифровой проекцией. Мастеринг оптических дисков в этом случае производится непосредственно с перекодированного цифрового фильма.

Телефильмы

Отдельное место в технологии кинопроизводства занимают фильмы, специально снимаемые для проката на телевидении. Часто такие фильмы снимаются на узкую 16-мм кинопленку, что значительно удешевляет производство при достаточном для показа по ТВ качестве. Кроме того, при производстве телефильма некоторые технологические фазы отсутствуют. Например, телефильмы не предусматривают печать тиража фильмокопий, и могут демонстрироваться даже без печати дубльнегатива прямо с оригинального негатива, переведенного в видеосигнал телекинопроектором. Изготовление фонограммы телефильма также имеет упрощенную технологию. Распространение телефильмов происходит с помощью оптических видеодисков, без проката в кинотеатрах.

Продвижение фильма на рынке

Продвижение (промоушн) начинается почти одновременно с написанием сценария, занимается этим продюсер. Для продвижения фильма кроме самого фильма съемочной группой готовится стандартный комплект рекламных материалов, в который входят расширенная аннотация, список основного состава творческой группы, фотографии наиболее выразительных кадров фильма, которые снимает прикрепленный к группе фотограф фотоцеха во время съемок на натуре и в павильоне. Комплект фотографий для рекламы фильма утверждает режиссёр-постановщик. Часть фотографий из комплекта передается в печатные и сетевые СМИ. Кроме того, для продвижения киностудия готовит рекламные ролики, которые монтируются из дублей, не вошедших в фильм, или отснятых специально. Важное значение для промоушна имеют киноплакаты.

Рекламная работа ведётся по нескольким направлениям, в том числе:

сеть кинотеатров;

интернет;

радио;

телевидение;

видео;

печатные издания;

сопутствующие товары.

Ещё до выхода фильма начинается рекламная кампания: проводятся пресс-конференции, репортажи со съёмок, рекламные ролики транслируются по телевидению и показываются в кинотеатрах, фотографии и интервью публикуются в прессе. Один из важных моментов продвижения - организация громкой премьеры фильма с приглашением звёзд и знаменитостей, обеспечивающих резонанс в СМИ.

Продюсер просчитывает заранее, сколько кинотеатров купят фильм, сколько зрителей его посмотрят, а также насколько он окупится и какую принесёт прибыль. Продвижению фильма также способствует участие картины в различных кинофестивалях, номинациях на кинопремии. После того как прокат фильма в сети кинотеатров налажен, начинается широкое производство видеокассет и оптических дисков. Иногда DVD появляются почти параллельно с началом проката на большом экране. Самая широкая аудитория получает возможность познакомиться с картиной, когда она выходит на телеэкран.

Современные технологии

Технология захвата движения

В настоящее время, с распространением цифровых технологий, процесс кинопроизводства стал отличаться от классического и представляет собой различные сочетания пленочных и цифровых приемов работы. Некоторые технологические этапы вообще перестали существовать и появились новые возможности. Можно определенно сказать, что сегодня не создается кинокартин с использованием исключительно пленочного или цифрового методов создания. Одна из распространенных техник современного кино — работа с цифровым негативом (англ. Digital Intermediate). Практически, монтажно-тонировочный период проводится при помощи компьютеров, обрабатывающих цифровое изображение, сосканированное с негатива и цифровой звук. Тиражирование также происходит в двух техниках параллельно, потому что современные фильмы, предназначенные для широкого зрителя, выпускаются одновременно для цифрового кинопоказа, распространения на оптических дисках и для кинотеатров, оснащенных традиционными киноустановками.


 

 

 


Информация о работе Инновации и инвестиции в кинопроизводстве