Инновации как необходимое условие контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Контроллинг инноваций – система контроллинга, занимающаяся надзором за ходом реализации инновационного проекта, контролем и информационной поддержкой эффективного управления проектом.
В России не сформирована эффективная система управления инновационными процессами на макро- и микроуровнях. Следовательно, слабо развивается процесс внедрения новых продуктов и услуг. Причин такому положению достаточного много:
* отсутствие оборотных средств;
* невозможность осуществления политики капитальных вложений;
* отсутствие опыта инновационной деятельности;
* высокие риски (технические, временные, экономические, маркетинговые);
* не использование инструментов контроллинга.

Содержание

Введение 3
Контроллинг инноваций. 4
Заключение 8
Список используемой литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

контроллинг.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЛИНГ

 

Доклад

 

 «Инновации как  необходимое условие контроллинга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

 

Введение

Для понимания, значимости инноваций  в системе контроллинга, я рассмотрела сам термин «инновация»:

ИННОВАЦИЯ - буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.1

ИННОВАЦИЯ - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:

- нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или

- нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого в практической деятельности.2

ИННОВАЦИЯ [лат. innovatio - обновление < innovare - обновлять] - 1) введение чего-л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа; 2) экон. (чаще мн.ч.) вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль; 3) лингв. новообразование, новое явление в языке, обычно в области морфологии (МОРФОЛОГИЯ), возникшее в данном языке в более позднюю эпоху его развития; также НОВАЦИЯ.3

В настоящее время в силу ужесточения конкуренции участникам рынка приходится находить новые методы повышения конкурентоспособности. Современные компании, стремясь максимизировать свою прибыль. Они стали больше ориентироваться на инновации. Можно отметить, что снижение расходов и реструктурирование предприятий является, несомненно, необходимым и важным. Но эти мероприятия носят только защитный характер, а долгосрочный успех требует подхода, ориентированного на новые направления и рынки.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются:

- инвестиции;

- затраты времени, как на производство  исследовательских разработок, так  и на выполнение работ.

В конкурентной борьбе для компании важно быстрее, чем конкуренты, учиться и применять изученное. Здесь приоритетное значение отдается вопросу организации систематического процесса производства и реализации инноваций, а также контролю этого процесса.

В силу своей  сложности инновационный процесс требует специального подхода в управлении. Таким подходом нам представляется контроллинг инноваций.

Для предприятий инновации это шанс улучшить свое состояние, но он сопровождается определенными рисками. Инновации гарантируют рост и экономический успех. И в большинстве случаев приводят к значительным изменениям и улучшениям. Для того чтобы управлять изменениями, шансами и рисками в инновационном процессе, их необходимо измерять. Соответственно, без контроллинга, его методов, подходов и инструментария не обойтись. Более того, главная задача контроллинга инноваций — создать систему. Критерии упорядочивания задач в инвестиционной деятельности соответствуют подходам и методам контроллинга.

Контроллинг инноваций.

Контроллинг инноваций  – система контроллинга, занимающаяся надзором за ходом реализации инновационного проекта, контролем и информационной поддержкой эффективного управления проектом.

В России не сформирована эффективная  система управления инновационными процессами на макро- и микроуровнях. Следовательно, слабо развивается процесс внедрения новых продуктов и услуг. Причин такому положению достаточного много:

* отсутствие  оборотных средств; 

* невозможность  осуществления политики капитальных  вложений;

* отсутствие  опыта инновационной деятельности;

* высокие риски  (технические, временные, экономические,  маркетинговые);

* не использование инструментов контроллинга.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях конкуренции непрерывное внедрение новшеств, способность руководства предприятия к инновационной деятельности представляют собой главный фактор поддержания высокого уровня его доходности. Необходимость инноваций диктуется изменениями, происходящими во внешней среде, в которой действует фирма.

Нововведения  касаются разработки и организации  выпуска нового продукта или услуги, усовершенствования выпускаемой продукции, выхода фирмы на новые рынки и расширение существующих рынков, технологии и организационной структуры управления предприятием, ее адаптации к изменениям, происходящим на рынке, снижения затрат на производство и реализацию продукции, других аспектов функционирования компании. Компании, пренебрегающие инновационной деятельностью, оказываются в конечном счете беззащитными перед ухудшением рыночной конъюнктуры.

Управление работами по созданию новых продуктов и  технологий сопряжено со значительными рисками и неопределенностью. Чем крупнее и дороже инновационный проект, чем выше требования к срокам его реализации, тем большие требования предъявляются к системе управления проектами. Речь не идет о более жестком контроле: необходима концепция управления, включающая все компоненты современного менеджмента и отвечающая требованиям к системам управления в условиях высокой динамичности рынков. В качестве такой концепции предлагается использовать контроллинг инноваций.

Наряду с генеральной задачей  ориентированного на результат проведения всех процессов по внедрению нового технического мышления в отношении продуктов и областей применения, контроллинг инноваций имеет следующие специфические задачи:

  • содействие при стратегическом и оперативном планировании программ инноваций;
  • оценка предлагаемых инноваций с точки зрения рынка, затрат и экономичности;
  • планирование и контроль бюджета сферы инноваций;
  • контроль сроков реализации и результатов;
  • выбор и контроль показателей;
  • активная информация об экономических и рыночных данных.

Процесс контроллинга инноваций включает в себя:

    • процесс принятия решений;
    • организация служб контроллинга инноваций;
    • оценка и финансирование работ в сфере инноваций;
    • внутренняя и внешняя отчетность в сфере инноваций.

В процессе принятия управленческих решений контроллинг инноваций предполагает стратегическое планирование общего бюджета и его распределение на отдельные инновационные проекты. Ограниченность финансовых ресурсов усложняет этот процесс.

Контроллинг инноваций контролирует ориентировку на поставленную цель с  помощью установленных промежуточных целей. В случае необходимости контроллер должен в любой момент дать ответ о финансовом состоянии инновационных проектов.

Службы контроллинга включаются в  организационную схему предприятия по-разному. Отдел контроллинга рядом с руководством предприятия занимает центральное место. Он отвечает за отделы контроллинга других подразделений предприятия, а также за отдел контроллинга инноваций.

Существует и другой вариант  организации служб контроллинга, используемый на предприятиях, занимающихся несколькими продуктами. В рамках такой организации предусматриваются центральный исследовательский отдел и несколько сфер, разделенных в зависимости от продуктов. Каждый из этих отделов по продуктам при этой модели имеет собственный отдел контроллинга.

Работа в сфере инноваций  в качестве основной составляющей имеет  ресурс персонала разработчиков. В этих условиях задачей контроллинга является установление определенной ставки расчета времени для различных категорий персонала в сфере инноваций. Эта ставка времени также должна включать общие затраты, которые не могут быть подчинены определенному продукту.

Структура инновационного процесса:

1.Генерирование идеи

2. Экспериментальная реализация  новой продукции

3. Освоение в производстве

4. Массовое производство

5. Потребление 

Основной целью инновационных  процессов является концентрация ресурсов на направлениях, которые обеспечивают ускорение НТП с учетом получения и коммерциализации таких новшеств.

Контроллинг инноваций для осуществления  своих целей использует следующие инструменты:

  • интенсивность инноваций;
  • доля инноваций;
  • время возникновения продукта;
  • время безубыточности;
  • возврат вложения;
  • возрастная структура инновационных проектов;
  • начатые, продолженные и законченные инновационные проекты за год;
  • затраты на инновации на каждого занятого в сфере инноваций;
  • создание стоимости на каждого занятого в сфере инноваций;
  • доля расходов на инновации в общих расходах.

Информацию о тенденции развития контроллер получает путем сравнения этих показателей внутри предприятия на протяжении времени или сравнением с соответствующими показателями других предприятий в этой области.

Заключение

На основании проведенной самостоятельной  работы можно сделать следующие обобщающие выводы:

Во-первых, применение контроллинга в инновационной сфере Российской Федерации на данный момент ограничено, но существует тенденция к увеличению интереса к данному подходу. Для преодоления ограниченности использования контроллинга необходимо изменение деловой культуры в нашей стране.

 Во-вторых, нужно перенимать опыт зарубежных стран, а именно должно быть понимание, что в условиях конкуренции непрерывное внедрение новшеств, способность руководства предприятия к инновационной деятельности представляют собой главный фактор поддержания высокого уровня его доходности.

В-третьих, необходимость инноваций диктуется изменениями, происходящими во внешней среде, в которой действует фирма.

В-четвертых, инновации гарантируют рост и экономический успех и в большинстве случаев приводят к значительным изменениям и улучшениям. Но чтобы управлять изменениями, успехами и рисками в инновационном процессе, их необходимо измерять. И здесь без контроллинга, его методов, подходов и инструментария не обойтись.

Инновации - необходимое условие контроллинга.

Список используемой литературы

 

1. Словарь финансовых  терминов.

2. Финансовый словарь  Финам.

3.Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

4. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. – М.:ЮНИТИ, 2002.

5. Журнал Век качества № 4 2010 г. (статья «Концепция контроллинга инноваций», автор Е. В. Пестовская аспирант экономического факультета СПБГУ)

6. http://yurhelp.ru/news4963.html

 

1 Словарь финансовых терминов.

2 Финансовый словарь Финам.

3 Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.




Информация о работе Инновации как необходимое условие контроллинга