Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 15:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть тему исследования: Правовое регулирование инновационной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением инновационной деятельности, урегулированные гражданским и предпринимательским законодательством Российской Федерации. Предметом исследования выступает правовое регулирование инновационной деятельности, влияние государства на него.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4
Инновации, инновационная деятельность………............................4
Правовое регулирование………………………………………........7
Глава 2. Источники правового регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………..............10
Глава 3. Инновационная деятельность и государство………………………...17
Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области………….........................................................................23
Правовое регулирование инновационной деятельности в Омской области………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», предусмотрена необходимость федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государства, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной, приносящей доход деятельности. Такой закон будет способствовать заинтересованности бюджетных учреждений в коммерциализации результатов их научно-технической деятельности.
Регулированию инновационной деятельности посвящен ряд норм налогового права. НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности. Согласно норме ст. 253 НК РФ, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки относятся на расходы, связанные с производством. При исчислении налога на прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на суммы произведенных расходов. В соответствии со ст. 67 НК РФ осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, является одним из оснований предоставления инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит предоставляет организации возможность в течение определенного срока (от одного года до пяти лет) и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Однако все перечисленные положения не в полном объеме гарантируют успешность развития инновационной деятельности. Некоторые дополнительные предложения выносятся субъектами предоставления поддержки инновационной деятельности. Согласно ст. 16.2 ФЗ № 127 государственная поддержка может осуществляться в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей в виде. Такие льготы могли бы быть предоставлены в виде освобождения от избыточного налогообложения научных и образовательных работ, освобождения от избыточного налогообложения и ввозных таможенных пошлин научного оборудования, материалов, предназначенных для исследований, опытных образцов и иных товаров, необходимых для реализации проектов в реализации инновационных проектов и т.д.
Государство стимулирует конкуренцию, ограничивает монополии и создает важнейшие общеэкономические условия для распространения инноваций. Нормативной базой поощрения конкуренции является антимонопольное законодательство[3].
В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:
- Парижские соглашения об
- Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.;
- Римская конвенция 1971 г. об охране
интересов артистов-
- Вашингтонский договор об
Поскольку инновационная деятельность связана с повышенными рисками, В.А.Пивнюк предлагает разработку механизмов разделения рисков между государством и бизнесом в ходе долгосрочного партнерства. Безусловно, повышение определенности перспективы благоприятно сказалось бы и на работе организаций инфраструктуры инновационной деятельности. В связи с задачей формирования инновационного сектора народного хозяйства, следует подчеркнуть важность механизма реализации долгосрочных целей модернизации экономики.
Комплексные и сложные планы модернизации компаний должны разрабатываться с самого начала при участии государства, что придает устойчивость этим планам. Имеются как положительные, так и отрицательные примеры. Бизнес-инкубатор в Тольятти создается как центр решения проблемы модернизации автокомбината, поэтому обеспечивается государственное участие, планируется создание комплекса научных центров и высокотехнологичных предприятий, способных производить комплектующие изделия на основе собственных научных исследований и по иностранным лицензиям. Государство выполняет функции гаранта финансирования проекта. Отрицательный пример, попытка создания автомобильного кластера в Новоуральске на базе завода, производящего тяжелые грузовые автомобили. В этом случае не было государственного участия, не было гарантий финансовой устойчивости комплекса. Проект не получился, ведущее предприятие подверглось процедуре банкротства.
В то же время устойчиво работающими и обеспеченными контрактами оказываются организации инфраструктуры, имеющие постоянные связи с сильными вузами и мощными промышленными компаниями. Пример такой организации - Некоммерческое партнерство "Центр инновационных проектов "Кварк" (соучредитель - Южно-Уральский Государственный Университет). Его промышленной опорой является группа предприятий, входящих в компанию «Камаз». Такого рода функциональные объединения создаются по инициативе вузов и предприятий в развитие уже сложившихся связей и как основа для жизнеспособных кластеров для выхода на новые продуктовые ниши. Со стороны государства инструментом создания подобных объединений являются целевые программы, предусматривающие партнерство бизнеса и науки. Особенно масштабно и целенаправленно эту задачу решают программы 2010 года, созданные на основе постановлений Правительства № 218 и № 219 [2].
3.1. Правовое регулирование в Тюменской области
Улучшить инновационный климат в Тюменской области предполагается за счет реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развития созданных элементов инновационной инфраструктуры в виде, например, региональных и вузовских технопарков, техноцентров, венчурного фонда и создания новых инновационных компаний.
Необходимым условием реализации данных мер является создание правовых и организационных основ инновационной деятельности.
В настоящее время нормативно-правовую основу регулирования инновационной деятельности в Тюменской области составляет Закон Тюменской области от 21 февраля 2007г. N 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» (далее — Закон).
Государственная поддержка в сфере инновационной деятельности закрепленная в Законе, может осуществляться в следующих формах:
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;
- предоставление инвестиционных
налоговых кредитов, субсидий за
счет средств областного
- предоставление
- создание, обеспечение деятельности и развитие инновационной инфраструктуры за счет средств областного бюджета;
- реализация целевых программ.
В Омской области создана нормативно-правовая база, устанавливающая основные принципы инновационной деятельности и меры государственной поддержки предприятий научно-технической сферы. Действуют Законы Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области», «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области», «О молодежной политике на территории Омской области» (с разделом о господдержке научно-технического творчества молодежи). Приняты «Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года». В 2005 году учреждена премия Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций.
Институты и филиалы институтов СО РАН участвовали в областных целевых программах, таких как «СибВПКнефтегаз», «Омский сапропель», «Чистая вода». Ученые участвуют в разработке программ социально-экономического развития Омской области, в этнографических и археологических исследованиях, проводимых по заказу региональной власти.
Однако, некоторые положения этого закона не выполнены (положения о создании государственного фонда поддержки научно-технической деятельности, внебюджетного фонда финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, научного координационного совета Омской области).
Также положение «О поддержке инновационной деятельности на территории города Омска»
Настоящее Положение о поддержке инновационной деятельности на территории города Омска разработано в целях установления режима наибольшего благоприятствования развитию на территории города Омска инновационной деятельности путем оказания муниципальной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Омска. Для определения направлений муниципальной политики Администрации города Омска в сфере инновационной деятельности на территории города Омска в целях оказания поддержки инновационным проектам, обеспечения объективного их отбора, а также рассмотрения вопросов об оказании муниципальной поддержки субъектам инновационной деятельности, создается Совет по инновационной деятельности при Мэре города Омска [24]
Информация о работе Инновационная деятельность и государство