Инновационная деятельность и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть тему исследования: Правовое регулирование инновационной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением инновационной деятельности, урегулированные гражданским и предпринимательским законодательством Российской Федерации. Предметом исследования выступает правовое регулирование инновационной деятельности, влияние государства на него.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4
Инновации, инновационная деятельность………............................4
Правовое регулирование………………………………………........7
Глава 2. Источники правового регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………..............10
Глава 3. Инновационная деятельность и государство………………………...17
Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области………….........................................................................23
Правовое регулирование инновационной деятельности в Омской области………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

А-ль О-а курсовая работа_ ечаниями.docx-1.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», предусмотрена необходимость федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и иностранных государства, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной, приносящей доход деятельности. Такой закон будет способствовать заинтересованности бюджетных учреждений в коммерциализации результатов их научно-технической деятельности.

Регулированию инновационной деятельности посвящен ряд норм налогового права. НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности. Согласно норме ст. 253 НК РФ, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки относятся на расходы, связанные с производством. При исчислении налога на прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы  на суммы произведенных расходов. В соответствии со ст. 67 НК РФ осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, является одним из оснований предоставления инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит предоставляет организации возможность в течение определенного срока (от одного года до пяти лет) и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Однако все перечисленные положения не в полном объеме гарантируют успешность развития инновационной деятельности. Некоторые дополнительные предложения выносятся субъектами предоставления поддержки инновационной деятельности. Согласно ст. 16.2 ФЗ № 127 государственная поддержка может осуществляться в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей в виде. Такие льготы могли бы  быть предоставлены в виде освобождения от избыточного налогообложения научных и образовательных работ, освобождения от избыточного налогообложения и ввозных таможенных пошлин научного оборудования, материалов, предназначенных для исследований, опытных образцов и иных товаров, необходимых для реализации проектов в реализации инновационных проектов и т.д.

Государство стимулирует конкуренцию, ограничивает монополии и создает важнейшие общеэкономические условия для распространения инноваций. Нормативной базой поощрения конкуренции является антимонопольное законодательство[3].

В основе государственного регулирования лежит правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

Государство регулирует инновационную деятельность, с помощью правовых норм, и на международном уровне.

К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерацию, в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

- Парижские соглашения об охране  промышленной собственности в  редакции от 14 июля 1967 г.;

- Бернская конвенция 1886 г. об охране  литературных и художественных  произведений в редакции 1971 г.;

- Римская конвенция 1971 г. об охране  интересов артистов-исполнителей, производителей  фонограмм и организаций вещания;

- Вашингтонский договор об интеллектуальной  собственности в отношении интегральных  микросхем 1989 г.

В журнале Инновации  №4 20081 автор в качестве одной из крупных задач государства ставит задачу создания надежной и эффективной системы организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты, воспроизводства и сохранения отечественного научно-технического и технологического потенциала.

Поскольку инновационная деятельность связана с повышенными рисками, В.А.Пивнюк предлагает разработку механизмов разделения рисков между государством и бизнесом в ходе долгосрочного партнерства. Безусловно, повышение определенности перспективы благоприятно сказалось бы и на работе организаций инфраструктуры инновационной деятельности. В связи с задачей формирования инновационного сектора народного хозяйства, следует подчеркнуть важность механизма реализации долгосрочных целей модернизации экономики.

Комплексные и сложные планы модернизации компаний должны разрабатываться с самого начала при участии государства, что придает устойчивость этим планам. Имеются как положительные, так и отрицательные примеры. Бизнес-инкубатор в Тольятти создается как центр решения проблемы модернизации автокомбината, поэтому обеспечивается государственное участие, планируется создание комплекса научных центров и высокотехнологичных предприятий, способных производить комплектующие изделия на основе собственных научных исследований и по иностранным лицензиям. Государство выполняет функции гаранта финансирования проекта. Отрицательный пример, попытка создания автомобильного кластера в Новоуральске на базе завода, производящего тяжелые грузовые автомобили. В этом случае не было государственного участия, не было гарантий финансовой устойчивости комплекса. Проект не получился, ведущее предприятие подверглось процедуре банкротства.

В то же время устойчиво работающими и обеспеченными контрактами оказываются организации инфраструктуры, имеющие постоянные связи с сильными вузами и мощными промышленными компаниями. Пример такой организации - Некоммерческое партнерство "Центр инновационных проектов "Кварк" (соучредитель - Южно-Уральский Государственный Университет). Его промышленной опорой является группа предприятий, входящих в компанию «Камаз». Такого рода функциональные объединения создаются по инициативе вузов и предприятий в развитие уже сложившихся связей и как основа для жизнеспособных кластеров для выхода на новые продуктовые ниши.  Со стороны государства инструментом создания подобных объединений являются целевые программы, предусматривающие партнерство бизнеса и науки. Особенно масштабно и целенаправленно эту задачу решают программы 2010 года, созданные на основе постановлений Правительства № 218 и № 219 [2].

Государство устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов.

Анализ региональных законов выявил проблемы в регулировании государственной инновационной политики субъектов РФ. Прежде всего, в законах ряда субъектов отсутствует административно-правовая регламентация инновационной политики. Нет общих правил ее формирования и проведения в жизнь, определения субъектов, реализующих ее, что, соответственно, порождает различные подходы к ее регулированию.

 

3.1. Правовое регулирование в Тюменской области

Улучшить инновационный климат в Тюменской области предполагается за счет реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развития созданных элементов инновационной инфраструктуры в виде, например, региональных и вузовских технопарков, техноцентров, венчурного фонда и создания новых инновационных компаний.

Необходимым условием реализации данных мер является создание правовых и организационных основ инновационной деятельности.

В настоящее время нормативно-правовую основу регулирования инновационной деятельности в Тюменской области составляет Закон Тюменской области от 21 февраля 2007г. N 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» (далее — Закон).

Государственная поддержка в сфере инновационной деятельности закрепленная в Законе, может осуществляться в следующих формах:

- предоставление льгот  по уплате налогов и сборов в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;

- предоставление инвестиционных  налоговых кредитов, субсидий за  счет средств областного бюджета и предоставление бюджетных инвестиций и (или) имущества, являющегося собственностью Тюменской области;

- предоставление образовательных  услуг, консультационной и информационной поддержки;

- создание, обеспечение деятельности  и развитие инновационной инфраструктуры за счет средств областного бюджета;

- реализация целевых  программ.

В целях выявления и поощрения субъектов инновационного бизнеса, достигших наибольших успехов в своей деятельности, определения перспективных инновационных проектов, формирования положительного имиджа инновационных предприятий, повышения престижности инновационной деятельности в Тюменской области постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2012 № 526-п утвержден порядок организации и проведения областного конкурса «Лучшее инновационное предприятие Тюменской области».

 

    1. Правовое регулирование инновационной деятельности в Омской области

В Омской области создана нормативно-правовая база, устанавливающая основные принципы инновационной деятельности и меры государственной поддержки предприятий научно-технической сферы. Действуют Законы Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области», «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области», «О молодежной политике на территории Омской области» (с разделом о господдержке научно-технического творчества молодежи). Приняты «Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года». В 2005 году учреждена премия Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций.

Институты и филиалы институтов СО РАН участвовали в областных целевых программах, таких как «СибВПКнефтегаз», «Омский сапропель», «Чистая вода». Ученые участвуют в разработке программ социально-экономического развития Омской области, в этнографических и археологических исследованиях, проводимых по заказу региональной власти.

Правительство Омской области заключило соглашения о сотрудничестве с федеральными организациями, созданными для поддержки инновационной деятельности — ГК «Роснано», Российской венчурной компанией и «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [glob].

В конце 1999 года был принят Закон Омской области "О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области", который должен был обеспечить благоприятные условия для омской науки.

Однако, некоторые положения этого закона не выполнены (положения о создании государственного фонда поддержки научно-технической деятельности, внебюджетного фонда финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, научного координационного совета Омской области).

Также положение «О поддержке инновационной деятельности на территории города Омска»

Настоящее Положение о поддержке инновационной деятельности на территории города Омска разработано в целях установления режима наибольшего благоприятствования развитию на территории города Омска инновационной деятельности путем оказания муниципальной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Омска. Для определения направлений муниципальной политики Администрации города Омска в сфере инновационной деятельности на территории города Омска в целях оказания поддержки инновационным проектам, обеспечения объективного их отбора, а также рассмотрения вопросов об оказании муниципальной поддержки субъектам инновационной деятельности, создается Совет по инновационной деятельности при Мэре города Омска [24]

Решения Совета по инновационной деятельности при Мэре г. Омска. 

Творческим коллективом Омского Дома ученых совместно со специалистами администрации г. Омска в период с 1999 по 2002 гг. была разработана «Концепция стратегического развития города Омска», основанная на инновационных подходах [8]. 5 декабря 2002 года Концепция была рассмотрена и одобрена на региональной научно-практической конференции с участием Администрации (Правительства) Омской области [9]. Активную работу осуществляет Совет по инновационной деятельности при Мэре г. Омска. Программа «Омский локомотив-М» была рассмотрена Советом 28 февраля 2007 года (доклад П. И. Горбунова), а также 19 июня 2008 года и было принято следующее  решение:

«1. Принять к сведению информацию о выполнении Решения Совета по инновационной деятельности при Мэре города Омска от 28 февраля 2007 года № 1.

2. Одобрить деятельность  ОмскОРосСНИО (Председатель П. И. Горбунов, член Совета по инновационной  деятельности при Мэре города  Омска) по продвижению проекта  на федеральном и международном  уровне.

3. Отметить особую актуальность  создания трансмеридиального инновационного  коридора на территории Западной  Сибири, включающего в себя транспортно-энергетическую  инфраструктуру инвестиционного  проекта от Уральского федерального  округа «Урал промышленный - Урал  полярный» и комплексную инфраструктуру  мультимодального скоростного транспортного  коридора Межрегиональной инновационной  программы «Омский Локомотив - М»  от Сибирского федерального округа.

4. Доработать совместно  с представителями Администрации  города Омска проект «Омский  промышленно-инновационный парк  – база инновационного развития  Омского региона» с целью его  презентации на мероприятиях, проводимых  в России и за рубежом, а  также в Министерстве экономического  развития РФ – в рамках представления  инвестиционных проектов, разработанных  к 300-летию основания города Омска.

Информация о работе Инновационная деятельность и государство