Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:35, курсовая работа
По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Введение
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью увеличения прибыли на основе изменения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии их изготовления, улучшения организации их производства, получении нового или улучшенного продукта либо услуги.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.
По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Целью написания курсовой работы является определение экономической сущности инноваций, а также рассмотрение её значения в повышении эффективности производства.
В связи с целями основными задачами курсовой работы являются:
-определить экономическую сущность инноваций;
-представить классификацию инноваций и ее характеристику;
-рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия;
-приобрести навыки оценки экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение себестоимости.
Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение. Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [3, с.28]
При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению[5, с.80].
Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности. Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект[5, с.96; 98].
Инновации необходимы в любой экономической обстановке. Даже экономический спад необходимо использовать как отличный повод для пересмотра направлений инвестиций в инновационные разработки. Кризис побуждает искать новые возможности для роста. Можно привести немало примеров того, как в крайне нестабильной обстановке рождались поистине революционные инновации. Такие, как вывод на рынок беспроводного телефона компании AT&T в 1947 г. или в 1981 г. знаменитой модели персонального компьютера IBM PC 5150. Эти инновации были настолько важными для своего времени, что полностью изменили правила игры на рынке высоких технологий. В России же ситуация иная. Расходы федерального бюджета на науку выглядят неубедительно по сравнению с другими странами. За 2000 - 2008 гг. численность исследователей снизилась на 11,8% - с 425,9 тыс. чел. до 375,8 тыс. Персонала, занятого выполнением научных исследований и разработок, стало меньше на 14,2% - было 887,7 тыс. чел., стало 761,3 тыс. Следовательно, ни о каком инновационном прорыве в 2008 году, когда в нашей стране царил кризис, говорить не приходится[1, с.33].
В 2008 году принято положение о премии президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых. Премия является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Премия присуждается гражданам Российской Федерации:
- за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук;
- за разработку образцов, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепления обороноспособности страны[11].
Также, в целях усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе и повышения качества высшего образования правительство Российской Федерации постановляет учредить гранты правительства РФ, выделяемые на конкурсной основе для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования [11].
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики[10, с.313; 316].
Инновация может быть рассмотрена как:
- процесс;
- система;
- изменение;
- результат.
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект[9, с.50].
Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:
- состояние внешней среды (политическая
и экономическая ситуация, тип рынка, характер
конкурентной борьбы, практика государственно-
- состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);
- специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который мог бы воплотить инновацию в жизнь, взяв на себя основной риск и реализовав собственные коммерческие интересы[3, с.112; 120].
Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения.
Итак, под воздействием современных изменений, тенденций и процессов, как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков - по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические - новые технологии производства продукции; организационно-управленческие - новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные - улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры[9, с.138;140;141].
Схема 1.1 - Классификация инноваций
единичные
диффузные
замещающие
локальные
отменяющие
возвратные
открывающие
ретровведения
радикальные
комбинаторные
совершенствующие
Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.
Таблица 1.1 - Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву
Классификационный признак |
Классификационные группировки инноваций |
1. Область применения |
Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация |
Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
3. Степень интенсивности |
«Бум», равномерная, слабая, массовая |
4. Темпы осуществления инноваций |
Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
5. Масштабы инноваций |
Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
6. Результативность |
Высокая, низкая, средняя |
7. Эффективность |
Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |