Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:22, контрольная работа
Интерес человека к инновациям никогда не угаснет. Они служат надежным двигателем нашей цивилизации, ее ориентиром в мире изменяющихся возможностей. Но создать инновацию, сделать ее массовой и успешной – это тяжелый труд, требующий коллективных усилий и настойчивости.
Научно – технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность инновационной политики………………………………………….5
Последовательность формирования инновационной политики…………….8
Заключение……………………………………………..………………………….12
Список используемой литературы……
Министерство образования и
науки российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Ижевский государственный технический
университет
им. М.Т.Калашникова»
Кафедра «Экономика предприятия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный
менеджмент»
на тему «Инновационная политика»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск, 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………..…
Список используемой литературы……………………………………………….
Введение
Интерес человека к инновациям никогда не угаснет. Они служат надежным двигателем нашей цивилизации, ее ориентиром в мире изменяющихся возможностей. Но создать инновацию, сделать ее массовой и успешной – это тяжелый труд, требующий коллективных усилий и настойчивости.
Научно – технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Под инновацией обычно понимается:
Стратегия непрерывных инноваций, которую используют ведущие инновационные компании в мире (Apple, 3M, Microsoft, Toyota и др.), является многообещающей с точки зрения прибыли и лидерства. Чтобы сформировать такую стратегию и последовательно ее реализовывать на уровне предприятия, необходима собственная система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. [2]
Инновационная деятельность
в развитых странах является основой
социального прогресса, позволяет
им занимать доминирующее положение
на мировых рынках наукоемких товаров,
максимально использовать в национальных
интересах интеллектуальную и технологическую
ренты, обеспечивать наивысшую в
мировом хозяйстве
Существует множество
форм управления инновациями на самых
разных уровнях: от подразделений корпораций
до государства, в целом призванного
в современных условиях осуществлять
специальную экономическую
Инновационная политика как
особое направление государственной
деятельности сформировалась в ведущих
индустриальных странах мира во второй
половине XX в. в связи с бурным
научно-технологическим
Инновационная политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий для эффективного развития научно – технологического потенциала страны как основы ее экономического роста. Основное содержание этой политики заключается в планомерном регулировании инновационной деятельности. [3]
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. [4]
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Инновационный процесс —
это процесс создания, освоения,
распространения и
Укрупненно инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно – распорядительные. Последние, в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.
Задачи инновационного менеджмента:
и использование всего нового. [4]
Реализация технологического контроля организационными подразделениями, участвующими в процессе разработки и реализации инноваций, осуществляется на основе механизма стратегического мониторинга инновационного развития. Эффективное выполнение технологических целей и задач зависит при этом от инновационной политики предприятия. Она является частью общей корпоративной политики предприятия, обеспечивающей определение и выбор наиболее эффективных стратегий инновационного развития и их своевременную реализацию. [1]
Инновационную
политику можно представить в
рамках трех основных элементов: постановка
целей и задач инновационного
развития; выработка эффективных
методов и средств достижения
поставленных целей, а также подбор
и организация кадров, способных
решать поставленные перед ними задачи.
В этой связи важно, чтобы стратегии
инновационного развития, формирующие
основу инновационной политики на предприятии,
соответствовали таким
Последовательность формирования инновационной политики на предприятии можно представить в рамках нескольких основных этапов.
1. Анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде, выработка рекомендаций. Основной целью проведения такого анализа является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития на предприятии в ретроспективе. Проведенный анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития.
2. Разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач и их координация с корпоративными планами развития. На основе результатов SWOT – анализа, состояния инновационных процессов на предприятии, его корпоративных ориентиров роста и развития осуществляется генерирование инновационных идей. Перспективные новые и улучшающие технологии ранжируют на основе классификации инноваций, определяя их возможности в плане экономического роста и конкурентоспособности предприятия. На этапе реализации эти параметры послужат основой для внутрихозяйственного анализа и контроля планируемых и достигнутых показателей экономического роста и развития.
3. Исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры. Варианты новых и улучшающих технологий оценивают с позиции их эффективной реализации в инфраструктурных условиях предприятия. Для этого проводят анализ осуществленных НИОКР (Научно – исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.), сравнивают полученные результаты с предстоящими целями и задачами. В рамках такого анализа получают данные об экономических возможностях предприятия по разработке и реализации стратегии лидера, основанных на новых технологиях, или последователя, направленных на внедрение улучшающих продуктов.
4. Формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям. Это формирование осуществляется с учетом альтернативных вариантов разработки и реализации инновационных проектов в разные сроки, с использованием ресурсов из всевозможных источников, с привлечением различных специалистов.
5. Определение экономической эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов. Сформированные на предыдущем этапе варианты стратегий инновационного развития представляют в форме инновационно – инвестиционных проектов или бизнес – планов. Наряду с количественными показателями общей и внутрихозяйственной эффективности инновационные проекты можно ранжировать по качественным характеристикам. Это ранжирование позволит классифицировать разнохарактерные проекты и сформировать из них портфель инновационных разработок. При формировании портфеля учитывают следующие основные признаки проектов: степень важности, сроки реализации, жизненный цикл инноваций, привлекаемые в инновационный проект ресурсы, уровень риска.
6. Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития. На этом этапе проводится окончательный отбор в пользу той стратегии инновационного развития, которая отвечает требованиям организационно – экономического обеспечения. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются низкими, новую или улучшающую технологию можно включить в портфель инновационных проектов и реализовать разработки при более благоприятных условиях. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются высокими, предприятие приступает к реализации проекта. Достижение поставленных целей и задач организуется и контролируется на уровне корпоративных отношений.