Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Интерес человека к инновациям никогда не угаснет. Они служат надежным двигателем нашей цивилизации, ее ориентиром в мире изменяющихся возможностей. Но создать инновацию, сделать ее массовой и успешной – это тяжелый труд, требующий коллективных усилий и настойчивости.
Научно – технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность инновационной политики………………………………………….5
Последовательность формирования инновационной политики…………….8
Заключение……………………………………………..………………………….12
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.р._Инновацион. политика.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 
«Ижевский государственный технический университет

 им. М.Т.Калашникова» 
Кафедра «Экономика  предприятия» 

 

 

 
 
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
   по дисциплине «Инновационный менеджмент» 
на тему «Инновационная политика» 

 

 

Выполнил:                                                                                   студент гр. 9-37    

                                                                                         

 
Проверил:                                                                                     преподаватель        

                                                                                                       Шмелев В.Л.                                                    

 

 

 

 
                                             

Ижевск, 2012г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Сущность инновационной политики………………………………………….5
  2. Последовательность формирования инновационной политики…………….8

Заключение……………………………………………..………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес человека к инновациям никогда не угаснет. Они служат надежным двигателем нашей цивилизации, ее ориентиром в мире изменяющихся возможностей. Но создать инновацию, сделать ее массовой и успешной – это тяжелый труд, требующий коллективных усилий и настойчивости.

Научно – технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

Это, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и  управление. Он состоит в получении  новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Под  инновацией обычно понимается:

  • вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
  • непосредственно новая техника, технология, являющаяся достижением научно-технического прогресса.

Стратегия непрерывных инноваций, которую используют ведущие инновационные  компании в мире (Apple, 3M, Microsoft, Toyota и др.), является многообещающей с точки зрения прибыли и лидерства. Чтобы сформировать такую стратегию и последовательно ее реализовывать на уровне предприятия, необходима собственная система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. [2]

Инновационная деятельность в развитых странах является основой  социального прогресса, позволяет  им занимать доминирующее положение  на мировых рынках наукоемких товаров, максимально использовать в национальных интересах интеллектуальную и технологическую  ренты, обеспечивать наивысшую в  мировом хозяйстве эффективность  использования всех основных ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, и тем самым создавать гарантированную основу конкурентоспособности производителей на мировых рынках.

Существует множество  форм управления инновациями на самых  разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного  в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной  и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно – технического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно – денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность инновационной политики

 

Инновационная политика как  особое направление государственной  деятельности сформировалась в ведущих  индустриальных странах мира во второй половине XX в. в связи с бурным научно-технологическим развитием и повышением его роли в жизни общества. [3]

Инновационная политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий для эффективного развития научно – технологического потенциала страны как основы ее экономического роста. Основное содержание этой политики заключается в планомерном регулировании инновационной деятельности. [3]

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. [4]

Объектами инновационного менеджмента  являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс —  это процесс создания, освоения, распространения и использования  инновации. Также инновационный  процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как  процесс последовательного превращения  идеи в товар через этапы фундаментальных  и прикладных исследований, конструкторских  разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Укрупненно инновации  могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно – распорядительные. Последние, в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

Задачи инновационного менеджмента:

  • Планирование инновационной деятельности организации;
    1. формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации);
    2. определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них;
    3. выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития;
  • Организация инновационной деятельности;
  • Мотивация участников инновационной деятельности;
  • Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;

и использование всего  нового. [4]

Реализация технологического контроля организационными подразделениями, участвующими в процессе разработки и реализации инноваций, осуществляется на основе механизма стратегического мониторинга инновационного развития. Эффективное выполнение технологических целей и задач зависит при этом от инновационной политики предприятия. Она является частью общей корпоративной политики предприятия, обеспечивающей определение и выбор наиболее эффективных стратегий инновационного развития и их своевременную реализацию. [1]

Инновационную политику можно представить в  рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных  методов и средств достижения поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных  решать поставленные перед ними задачи. В этой связи важно, чтобы стратегии  инновационного развития, формирующие  основу инновационной политики на предприятии, соответствовали таким требованиям, как:

  • подчиненность ведущей цели корпоративного развития;
  • ориентация на экономический результат новых технологий;
  • научная обоснованность, с использованием современного методологического аппарата;
  • измеримость в конкретных показателях;
  • реальность достижения планируемых параметров с учетом внешних возможностей и угроз, внутренних сильных и слабых сторон;
  • гибкость или возможность корректировки параметров под воздействием изменений факторов внешней или внутренней среды;
  • согласованность достигнутых и планируемых целей, когда эффективное достижение первых обеспечивает реализацию последующих. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Последовательность формирования инновационной политики

 

Последовательность  формирования инновационной политики на предприятии можно представить  в рамках нескольких основных этапов.

1. Анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде, выработка рекомендаций. Основной целью проведения такого анализа является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития на предприятии в ретроспективе. Проведенный анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития.

2. Разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач и их координация с корпоративными планами развития. На основе результатов SWOT – анализа, состояния инновационных процессов на предприятии, его корпоративных ориентиров роста и развития осуществляется генерирование инновационных идей. Перспективные новые и улучшающие технологии ранжируют на основе классификации инноваций, определяя их возможности в плане экономического роста и конкурентоспособности предприятия. На этапе реализации эти параметры послужат основой для внутрихозяйственного анализа и контроля планируемых и достигнутых показателей экономического роста и развития.

3. Исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры. Варианты новых и улучшающих технологий оценивают с позиции их эффективной реализации в инфраструктурных условиях предприятия. Для этого проводят анализ осуществленных НИОКР (Научно – исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.), сравнивают полученные результаты с предстоящими целями и задачами. В рамках такого анализа получают данные об экономических возможностях предприятия по разработке и реализации стратегии лидера, основанных на новых технологиях, или последователя, направленных на внедрение улучшающих продуктов.

4. Формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям. Это формирование осуществляется с учетом альтернативных вариантов разработки и реализации инновационных проектов в разные сроки, с использованием ресурсов из всевозможных источников, с привлечением различных специалистов.

5. Определение экономической эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов. Сформированные на предыдущем этапе варианты стратегий инновационного развития представляют в форме инновационно – инвестиционных проектов или бизнес – планов. Наряду с количественными показателями общей и внутрихозяйственной эффективности инновационные проекты можно ранжировать по качественным характеристикам. Это ранжирование позволит классифицировать разнохарактерные проекты и сформировать из них портфель инновационных разработок. При формировании портфеля учитывают следующие основные признаки проектов: степень важности, сроки реализации, жизненный цикл инноваций, привлекаемые в инновационный проект ресурсы, уровень риска.

6. Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития. На этом этапе проводится окончательный отбор в пользу той стратегии инновационного развития, которая отвечает требованиям организационно – экономического обеспечения. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются низкими, новую или улучшающую технологию можно включить в портфель инновационных проектов и реализовать разработки при более благоприятных условиях. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются высокими, предприятие приступает к реализации проекта. Достижение поставленных целей и задач организуется и контролируется на уровне корпоративных отношений.

Информация о работе Инновационная политика