Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики России.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих важнейших задач:
- изучить понятие государственной инновационной политики;
- определить необходимость государственного регулирования инновационной политики;
- исследовать формы и методы государственной поддержки инноваций в России;
- изучить структуру и функции органов государственного регулирования инновационной политики России;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Инновационная политика России тема 1.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

- совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

- формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

- финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

- содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;

- совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

- реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

- охрана прав интеллектуальной собственности;

- формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

- установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

- содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

- содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

- работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

- работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

- научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

- направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

 

2.3 Основные проблемы  развития инновационной политики  РФ

 

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Существуют также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную политику России.

В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако, результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.

Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.

Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.

Также в инновационной политике России существуют проблемы в части регулирования инновационной деятельности и определения самых общих функций государственных ведомств. Таких ведомств три.

Главное - Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.

В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.

Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие, трактуются неоднозначно.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

 

3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

 

3.1 Инновационный потенциал  России

 

О достаточно высоком потенциале российского инновационного сектора свидетельствует то, что в последние годы в России активно открываются исследовательские центры крупнейших международных корпораций.

Многие российские инновационные решения уже сейчас широко используются в мире, причем не только на уровне технологических разработок, но и в виде конечного продукта.

У России есть реальный задел в нанотехнологиях и других перспективных инновационных направлениях, много идей и теорий, но очень мало реальных воплощений. В целом перспективных разработок и технологий, которые можно было бы воплотить в виде реального инновационного продукта, достаточно много. Большинство разработок осталось еще с советских времен, но тем не менее они имеют ценность и на сегодняшний день. Реализация даже этих технологий может существенно повысить экономические показатели страны.

Основная проблема – отсутствие навыков внедрения и вывода продуктов на рынок. В этом плане отставание настолько значительно, что нельзя обойтись без зарубежного опыта.

Необходимо перенимать его всеми средствами. Покупка ГАЗом английского производителя микроавтобусов Maxus – отличный пример движения в этом направлении.

Необходимо создание национальной инновационной системы, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов от стадии идей до стадии реального воплощения. Для этого необходимо формирование связей предприятий инновационного технологического сектора, которые были разрушены 15 лет назад. При этом не всегда надо стремиться восстанавливать их по старым схемам. Участие инвесторов, в том числе зарубежных, создает новый каркас таких связей.

Необходимо создание госцентров по консолидации и оформлению инновационных проектов и доведению их до производства. Также эти центры должны организовывать работу с инвесторами.

Существует проблема патентов. Так, проблемой для патентования российских инноваций является отсутствие достаточного опыта и юридической поддержки – в результате патенты легко обходятся конкурентами. На помощь должно прийти государство, финансирующее юридическую поддержку российских иннноваторов.

Основной проблемой российской науки является проблема кадрового состава. Так, в академических институтах очень мало плодовитых ученых среднего возраста – они в тяжелые 1990-е годы уехали за границу и работают в иностранных университетах или исследовательских центрах частных корпораций. Большинство из них вполне успешно ассимилировались и не имеют стимулов к возвращению на Родину. Вместе с тем ситуация в российских институтах постепенно начинает выправляться – вслед за ростом финансирования в институты начинает приходить молодежь, но говорить о качественном изменении кадрового состава российской науки пока еще нельзя. Проблема отсутствия людей для продолжения научных традиций остается актуальной и может даже усугубиться. Необходимо повышать престиж инженерных профессий, что не определяется исключительно уровнем заработной платы.

Наука находится в страшном отрыве от производства, что сдерживает развитие прикладных отраслей. При воплощении в жизнь реальных прикладных проектов, связанных с выводом на рынок новых продуктов, существует колоссальный разрыв в понимании целей и задач ученых и инвесторов. Так, если для инвесторов приоритетными являются категории бизнес-плана, коммерческой выгоды и т.д., то для ученых прежде всего важен научный интерес. Ситуацию можно пытаться исправить, если при определении приоритетов финансирования делать акцент на воплощение в производстве научных разработок – именно это должно стать индикатором для государственного финансирования. Наиболее актуальным является разработка таких инновационных технологий, которые можно в российских условиях довести до конечного использования.

В структуре инвестиций в науку доминирует государство, а в инновационной экономике должны превалировать средства частных корпораций, о чем свидетельствует опыт развитых стран. В части оценки эффективности использования средств госбюджета, идущих на поддержку отечественной науки, многие эксперты дают негативные заключения. Бедой академической науки является то, что зачастую при расходовании средств для администрации институтов важно, как потратить государственные деньги, а не результат. По существующим оценкам Центра развития, в России по сравнению со странами Западной Европы число сотрудников НИОКРов не соответствует объемам их финансирования.

Информация о работе Инновационная политика