Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 15:43, реферат
Инновационный сценарий развития Волгоградской области нацелен на поддержку новых высокотехнологических производств, совершенствование инновационной инфраструктуры, увеличение выпуска инновационной продукции. Он может быть реализован при условии повышения эффективности социально-экономической политики региона за счет формирования и развития трансакционной системы, представленной организационно-управленческой, информационной и институциональной составляющими данной политики.
Введение……………………………………………………………………..…3
Стратегия-2025 развития Волгоградской области. Основные цели и задачи…………………………………………………………….………….4
Направления инновационной политики Волгоградской области….…..11
Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………....………………..…20
- устранение административных барьеров;
- создание действенного механизма поддержки новых эффективных малых предприятий;
- совершенствование государственной системы здравоохранения и правоприменительных институтов эффективного функционирования экономической системы;
- радикальное повышение инновационной активности в регионе;
- развитие транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, создающей основу для повышения эффективности.
Возможности (внешняя среда):
- зона стратегических интересов России;
- развитие МТК Север – Юг, Восток – Запад;
- необходимость сопутствующей МТК инфраструктуры на Юге России;
- рост сопряженных с транспортной инфраструктурой отраслей реального сектора экономики;
- потребности в продуктах этноэкономики в глобальном аспекте;
- необходимость сетей малого бизнеса в связи с расширением крупных ТНК;
- развитие приграничного сотрудничества и возможность привлечения частных инвестиций;
- наличие средств стабилизационного фонда для целевых стратегических государственных инвестиций;
- гибкость в проведении административно-политической реформы;
- использование накопленного инновационного потенциала, а также практического опыта для организации производства конкурентоспособной продукции для мировых рынков;
- создание кластеров промышленного развития области на базе ведущих отраслей промышленности
Угрозы (внешняя среда):
- воспроизводство проблем, связанных с последствиями советской экономики и национальной социальной политики;
- повышенные стратегические интересы иностранных государств;
- влияние фундаментализма, экстремизма и терроризма;
- воздействие законов глобализации;
- давление внешних ТНК;
- блокада транспортных коридоров РФ и направление товарных потоков в обход ЮФО;
- отторжение территорий, сдерживание их развития;
- теневое движение капитала и ресурсов;
- зависимость финансовых результатов предприятий от решения собственников холдингов, находящихся вне региона;
- низкая доля привлекаемых внешних инвестиций, в результате рост инвестиций в основной капитал предприятий ограничен внутренними возможностями;
- создание препятствий для вступления в ВТО по региональным причинам .
Важнейшим фактором инновационного развития региона является информатизация, которая «способствует повышению эффективности производства, ускорению научно-технического прогресса, внедрению новых технологий и улучшению условий труда, повышению качества и квалификации кадров» [5, с. 166].
В Стратегии-2025 определены ожидаемые результаты по двум основным стратегическим блокам: совершенствование демографической и социальной политики; увеличение экономического потенциала, развитие промышленного, энергетического и агропромышленного комплексов. В Стратегии-2025 также выделены и подробно описаны три основных этапа инновационного социально ориентированного развития Волгоградской области, различающиеся по условиям, факторам и риска социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства [8]:
1-й этап – 2008–2012 гг. – предполагает реализацию антикризисных мер и стабилизацию социально-экономической ситуации в области;
2-й этап – 2013–2020 гг. – предусматривает повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики;
3-й этап – 2021–2025 гг. – превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает: формирование комплексных целевых программ, развитие эффективных форм государственно-частного партнерства, совершенствование бюджетного регулирования, развитие систем стратегического планирования, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления. При этом поддержка государственно-частного партнерства, рынка доступного жилья, системы ипотечного жилищного кредитования является важным инструментом федеральной политики в Волгоградской области в условиях ожидания значительного увеличения численности населения и преодоления снижения уровня бедности. В этом случае наиболее эффективны не прямые инвестиции, а например, федеральные гарантии, субсидирование части процентной ставки по кредитам и пр.
Подготовка и проведение комплекса стратегических мер по обеспечению благосостояния и расширенного воспроизводства населения предусматривает следующие этапы [3, с. 15–16]:
- анализ состояния социально-экономического развития региона; определение причин, препятствующих его росту, и возможных социально-экономических рисков;
- разработка возможных сценариев развития событий в Волгоградской области при выборе различных стратегических подходов к решению накопленных вызовов, проблем и угроз;
- выявление тенденций и разработка прогноза экономического инерционного развития Волгоградской области (без учета применения комплекса стратегических мер) для использования в качестве базы при оценке эффективности реализуемых решений;
- обоснование путей решения выявленных проблем в качестве приоритетных направлений, выбор «полюсов» и «точек» перспективного экономического роста;
- разработка предложений по созданию новых ответвлений и узловых комплексов в сетях всех видов инфраструктуры;
- определение общих мер поддержки экономического роста и социально-экономического развития, а также конкретных мер для городов, районов и отдельных поселений, их временная и пространственная координация и рационализация;
- разработка и реализация конкретных проектов с необходимым обоснованием концентрации инвестиционных ресурсов и институциональным обеспечением;
- формирование системы индикаторов развития для мониторинга и оценки этапных параметров реализации проектов и стратегии в целом.
В качестве одного из важнейших инструментов реализации указанных этапов, по мнению авторов, целесообразно использовать электронную карту инновационного развития, которая позволит региону отслеживать происходящие изменения по основным направлениям, представленным в стратегическом плане инновационного развития. Основная функция электронной карты – предоставление данных, характеризующих инновационное развитие в соответствии с основными целевыми установками и приоритетными направлениями стратегии устойчивого социально-экономического развития данного региона [6, с. 4].
Дополнительно в марте 2011 г. Комитетом экономики Администрации Волгоградской области разработан проект «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года» (далее по тексту Стратегия-2020) [10].
На основе анализа ключевых показателей социально-экономического развития выявлены проблемы Волгоградской области, связанные с эффективностью органов власти, структурой экономики, качеством базовой инфраструктуры и сложной экологической ситуацией. В результате принято решение о формировании новой модели стратегического планирования, основанной на проблемно-целевом подходе с созданием обратных связей на каждой стадии управления и внедрением системы сбалансированных показателей для оценки эффективности реализации региональной социально-экономической политики и повышения качества деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области.
В Стратегии-2020 учтены основные положения «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», схемы территориального планирования Волгоградской области. К конкурентным преимуществам Волгоградской области, согласно Стратегии-2020, относятся развитые промышленность и сельское хозяйство, система обучения, которые обеспечивают высококачественные исходные экономические преимущества бизнесу. Снижение ставок налогообложения, проведенное в последнее время, также способствует эффективности бизнес-сделок. Волгоградская область характеризуется дифференцированной структурой промышленного комплекса, которая базируется на высокой доле обрабатывающих производств (более 82 %), в том числе нефтепереработки, химического, металлургического и машиностроительного производств. По мнению разработчиков проекта Стратегии-2020, за прошедшее десятилетие экономический рост обеспечивался благодаря инновациям при ведущей роли частного сектора в области научных исследований. Хотя авторами статьи выявлено заметное снижение инновационной активности предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 год.
Рис. 1. Инновационная активность предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 г.
В соответствии со Стратегией-2020 к числу основных проблем региона относятся [10]:
- низкая эффективность региональных органов исполнительной власти: сопоставление с другими регионами показывает, что численность занятых в органах исполнительной власти Волгоградской области и расходы на их содержание в несколько раз превышают аналогичные показатели в регионах с большей численностью населения. При этом в системе, утвержденной Администрацией Волгоградской области, отсутствуют показатели сопоставления, например, численности госслужащих и экономически активного населения, соотношение среднемесячной зарплаты госслужащих и работников организаций. Данное обстоятельство учтено авторами исследования при разработке системы показателей оценки реализации социально-экономической политики региона;
- низкая инвестиционная привлекательность: серьезной проблемой экономики является относительно малый объем инвестиций в основной капитал, при этом в регион практически не поступают иностранные инвестиции;
- неэффективная структура экономики: в структуре экономики преобладают сырьевые отрасли и сектора первичной переработки сырья. В долгосрочной перспективе их доля существенно не сократится, вместе с тем темпы роста будут определяться исключительно планами крупных компаний – основных отраслевых игроков, темпы роста этих отраслей будут умеренными;
- недостаточная бюджетная обеспеченность: показатели бюджетной обеспеченности региона имеют значения существенно ниже среднероссийских, бюджет является дотационным;
- относительно низкий уровень жизни населения: уровень доходов населения отстает от среднероссийских показателей;
- низкая обеспеченность и качество базовой инфраструктуры;
- экологические проблемы в промышленных центрах области.
В проекте Стратегии-2020 указывается, что сценарий развития Волгоградской области увязан с инновационным сценарием «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Снятие ограничений инерционного развития предполагается за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, электроэнергетики и транспорта, то есть по сути за счет реализации сценария комплексного развития, который как в первой, так и во второй стратегии является промежуточным этапом инновационных изменений. Разработка проекта Стратегии-2020 обусловлена формированием системы сбалансированных показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и утверждением методики оценки, по которой ежеквартально подводятся итоги работы органов власти и принимаются необходимые меры для достижения установленных ориентиров развития.
Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает мониторинг социально-экономического развития региона, на основе которого проводится оценка эффективности реализации социально-экономической политики и в результате принимаются соответствующие меры корректирующего и регулирующего характера. Поэтому авторами произведена многофакторная оценка эффективности социально-экономической политики региона на основе расчета интегрального показателя с учетом влияния трансформационных и трансакционных факторов ее реализации, которая указывает на наличие прямой пропорциональной зависимости между этими группами факторов. Волгоградская область среди регионов ЮФО в 2005 и 2009 гг. в рейтинге трансакционных факторов занимает последнее шестое место, что обусловливает отсутствие положительных трансформационных изменений, в том числе и в формировании и развитии инновационного потенциала региона.
На основе выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Волгоградской области, авторами исследования сделан вывод, что для перехода региона с инерционного на инновационный сценарий социально-экономического развития необходимо в первую очередь совершенствование сферы управления, а также формирование и развитие трансакционной подсистемы, включающей организационную, информационную и институциональную составляющие социально-экономической политики.
Информация о работе Инновационная политика Волгоградской области