Инновационная политика Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 15:43, реферат

Краткое описание

Инновационный сценарий развития Волгоградской области нацелен на поддержку новых высокотехнологических производств, совершенствование инновационной инфраструктуры, увеличение выпуска инновационной продукции. Он может быть реализован при условии повышения эффективности социально-экономической политики региона за счет формирования и развития трансакционной системы, представленной организационно-управленческой, информационной и институциональной составляющими данной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Стратегия-2025 развития Волгоградской области. Основные цели и задачи…………………………………………………………….………….4
Направления инновационной политики Волгоградской области….…..11
Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………....………………..…20

Вложенные файлы: 1 файл

инновационная политика волгоградской области.docx

— 73.89 Кб (Скачать файл)

- устранение административных  барьеров;

- создание действенного механизма поддержки  новых  эффективных  малых предприятий;

- совершенствование государственной системы здравоохранения и правоприменительных институтов эффективного функционирования экономической системы;

- радикальное повышение инновационной активности в регионе;

- развитие транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, создающей основу для повышения эффективности.

Возможности (внешняя среда):

-  зона  стратегических  интересов России;

-  развитие  МТК  Север  –  Юг,  Восток – Запад;

- необходимость сопутствующей МТК инфраструктуры на Юге России;

- рост  сопряженных с транспортной инфраструктурой  отраслей  реального сектора экономики;

-  потребности  в  продуктах  этноэкономики в глобальном аспекте;

-  необходимость  сетей  малого  бизнеса в связи с расширением крупных ТНК; 

- развитие приграничного сотрудничества  и  возможность  привлечения частных инвестиций;

-  наличие  средств  стабилизационного фонда  для  целевых  стратегических государственных инвестиций;

-  гибкость  в  проведении  административно-политической реформы;

-  использование  накопленного  инновационного потенциала, а также практического опыта для организации производства  конкурентоспособной  продукции для мировых рынков;

-  создание  кластеров  промышленного развития области на базе ведущих отраслей промышленности

Угрозы (внешняя среда):

-  воспроизводство  проблем,  связанных  с  последствиями  советской  экономики и  национальной социальной политики; 

- повышенные стратегические  интересы  иностранных государств;

-  влияние  фундаментализма,  экстремизма  и терроризма;

- воздействие законов  глобализации; 

- давление внешних ТНК;

- блокада  транспортных коридоров  РФ  и  направление товарных потоков в обход ЮФО;

-  отторжение  территорий,  сдерживание  их развития;

- теневое движение капитала  и ресурсов;

- зависимость финансовых  результатов  предприятий  от  решения  собственников  холдингов, находящихся вне региона;

-  низкая  доля  привлекаемых  внешних  инвестиций,  в  результате  рост  инвестиций  в  основной капитал предприятий ограничен внутренними возможностями;

- создание препятствий для вступления в ВТО по региональным причинам .

Важнейшим фактором инновационного развития региона является информатизация, которая «способствует повышению эффективности производства, ускорению научно-технического прогресса, внедрению новых технологий и улучшению условий труда, повышению качества и квалификации кадров» [5, с. 166].

В Стратегии-2025 определены ожидаемые результаты по двум основным стратегическим блокам: совершенствование демографической и социальной политики; увеличение экономического  потенциала,  развитие  промышленного, энергетического и агропромышленного комплексов. В Стратегии-2025 также выделены и подробно описаны три основных этапа инновационного социально ориентированного развития Волгоградской области, различающиеся по условиям, факторам и риска социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства [8]:

1-й этап – 2008–2012 гг. – предполагает реализацию антикризисных мер и стабилизацию социально-экономической ситуации в области;

2-й этап – 2013–2020 гг. – предусматривает повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики;

3-й этап – 2021–2025 гг. – превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Механизм реализации  Стратегии-2025 предполагает: формирование комплексных целевых программ, развитие эффективных форм государственно-частного партнерства, совершенствование бюджетного регулирования, развитие систем стратегического планирования, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления. При этом поддержка государственно-частного партнерства, рынка доступного жилья, системы ипотечного жилищного кредитования является важным инструментом федеральной политики в Волгоградской области в условиях ожидания значительного увеличения численности населения и преодоления снижения уровня бедности. В этом случае наиболее эффективны не прямые инвестиции, а например, федеральные гарантии, субсидирование части процентной ставки по кредитам и пр.

Подготовка и проведение комплекса стратегических мер по обеспечению благосостояния и расширенного воспроизводства населения предусматривает следующие этапы [3, с. 15–16]:

- анализ состояния социально-экономического развития региона; определение причин, препятствующих его росту, и возможных социально-экономических рисков;

- разработка возможных сценариев развития событий в Волгоградской области при выборе различных стратегических подходов к решению накопленных вызовов, проблем и угроз;

- выявление тенденций и разработка прогноза экономического инерционного развития Волгоградской области  (без учета  применения комплекса стратегических мер) для использования в качестве базы при оценке эффективности реализуемых решений;

- обоснование путей решения выявленных проблем в качестве приоритетных  направлений, выбор «полюсов» и «точек» перспективного экономического  роста;

- разработка  предложений  по  созданию новых ответвлений и узловых комплексов в сетях всех видов инфраструктуры;

- определение общих мер поддержки экономического роста и социально-экономического  развития, а также  конкретных мер для городов, районов и отдельных поселений, их  временная  и  пространственная координация и рационализация;

- разработка и реализация конкретных проектов с необходимым обоснованием концентрации инвестиционных ресурсов и институциональным обеспечением;

- формирование системы индикаторов развития для мониторинга и оценки этапных параметров реализации проектов и стратегии в целом.

В качестве одного из важнейших инструментов реализации указанных  этапов,  по мнению авторов, целесообразно использовать электронную карту инновационного развития, которая позволит региону отслеживать происходящие изменения по основным направлениям, представленным в стратегическом плане инновационного развития. Основная функция электронной карты – предоставление данных, характеризующих инновационное развитие в соответствии с основными целевыми установками и приоритетными направлениями стратегии устойчивого социально-экономического развития данного региона [6, с. 4].

 

  1. Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года

Дополнительно в марте 2011 г. Комитетом экономики Администрации Волгоградской области разработан  проект  «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года» (далее по тексту Стратегия-2020) [10].

На основе анализа ключевых показателей социально-экономического развития выявлены  проблемы  Волгоградской  области, связанные с эффективностью органов власти, структурой экономики, качеством базовой инфраструктуры и сложной экологической ситуацией. В результате принято решение о формировании новой модели стратегического планирования, основанной на проблемно-целевом подходе с созданием обратных связей на каждой стадии управления и внедрением системы сбалансированных показателей для оценки эффективности реализации региональной социально-экономической политики и повышения качества деятельности органов исполнительной  власти  Волгоградской  области.

В Стратегии-2020 учтены основные положения «Концепции социально-экономического развития Российской  Федерации  до 2020 года»,  «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», схемы территориального планирования Волгоградской области. К конкурентным преимуществам Волгоградской области, согласно Стратегии-2020, относятся развитые промышленность и сельское хозяйство,  система  обучения,  которые обеспечивают высококачественные исходные экономические преимущества бизнесу.  Снижение ставок налогообложения, проведенное в последнее время, также способствует  эффективности  бизнес-сделок. Волгоградская область характеризуется  дифференцированной структурой промышленного комплекса, которая базируется на высокой доле обрабатывающих производств (более 82 %), в том числе нефтепереработки, химического, металлургического и машиностроительного производств.  По мнению  разработчиков  проекта Стратегии-2020, за прошедшее  десятилетие экономический рост обеспечивался благодаря  инновациям при ведущей роли частного сектора  в  области  научных  исследований. Хотя авторами статьи выявлено заметное снижение инновационной активности предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 год.

Рис. 1. Инновационная активность предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 г.

В соответствии со Стратегией-2020 к числу основных проблем региона относятся [10]:

- низкая  эффективность  региональных органов исполнительной власти: сопоставление с другими регионами показывает,  что  численность  занятых  в органах  исполнительной  власти  Волгоградской  области  и  расходы  на  их содержание в несколько раз превышают аналогичные показатели в регионах с  большей  численностью  населения. При этом в системе, утвержденной Администрацией Волгоградской области, отсутствуют  показатели  сопоставления, например, численности госслужащих и экономически активного населения, соотношение среднемесячной зарплаты госслужащих и работников организаций. Данное обстоятельство учтено авторами исследования при разработке системы показателей оценки реализации социально-экономической политики региона;

- низкая  инвестиционная привлекательность: серьезной проблемой экономики является относительно малый объем инвестиций в основной капитал, при этом в регион практически не поступают иностранные инвестиции;

- неэффективная структура экономики: в структуре экономики  преобладают сырьевые отрасли и сектора первичной переработки сырья. В долгосрочной перспективе их доля существенно не сократится, вместе с тем темпы  роста будут определяться исключительно  планами крупных компаний – основных отраслевых игроков, темпы роста этих отраслей будут умеренными;

- недостаточная  бюджетная  обеспеченность: показатели  бюджетной  обеспеченности региона имеют значения существенно ниже среднероссийских, бюджет является дотационным;

- относительно  низкий  уровень  жизни населения: уровень доходов населения отстает от среднероссийских показателей;

- низкая обеспеченность и качество базовой инфраструктуры;

- экологические проблемы  в промышленных центрах области.

В проекте Стратегии-2020 указывается,  что  сценарий  развития  Волгоградской области увязан с инновационным сценарием  «Концепции  долгосрочного  социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание  экспорта  конкурентных  видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Снятие ограничений инерционного развития предполагается за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, электроэнергетики и транспорта, то есть по сути за счет  реализации сценария  комплексного  развития,  который как в первой, так и во второй стратегии является промежуточным этапом инновационных изменений. Разработка проекта Стратегии-2020 обусловлена формированием системы  сбалансированных  показателей  для оценки деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и утверждением методики оценки, по которой ежеквартально  подводятся  итоги  работы  органов  власти  и  принимаются  необходимые меры для достижения установленных ориентиров развития.

Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает мониторинг социально-экономического развития региона, на основе которого  проводится  оценка  эффективности реализации социально-экономической политики и в результате принимаются соответствующие меры корректирующего и регулирующего характера. Поэтому авторами произведена многофакторная оценка эффективности  социально-экономической  политики региона  на основе  расчета  интегрального показателя с учетом влияния трансформационных и трансакционных факторов ее реализации, которая указывает на наличие прямой пропорциональной зависимости между этими группами факторов. Волгоградская область среди регионов ЮФО в 2005 и 2009 гг. в рейтинге трансакционных факторов занимает последнее шестое место, что обусловливает отсутствие положительных трансформационных изменений, в том числе и в формировании и развитии инновационного потенциала региона.

На основе выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Волгоградской области, авторами исследования сделан вывод, что для перехода региона с инерционного на инновационный сценарий социально-экономического развития необходимо в первую очередь совершенствование сферы управления, а также формирование и развитие трансакционной подсистемы, включающей организационную, информационную и институциональную составляющие социально-экономической политики.

Информация о работе Инновационная политика Волгоградской области