Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:30, реферат
Процессы глобализации привели к обострению технологической борьбы между национальными компаниями и странами в целом. Компании, которые активно ведут разработки и внедряют новые технологии, могут рассчитывать на более значительную долю на национальном и мировом рынках, чем те, что в данном отношении недостаточно активны.
Приоритетными программами стран, которые относятся к числу мировых лидеров, являются программы научно-технического развития. Наряду с этим все более активную, а иногда и решающую роль в инновационных процессах играет предпринимательский сектор – крупный и малый бизнес, транснациональные корпорации.
Инновационная политика в развитых странах
Процессы глобализации привели к обострению технологической борьбы между национальными компаниями и странами в целом. Компании, которые активно ведут разработки и внедряют новые технологии, могут рассчитывать на более значительную долю на национальном и мировом рынках, чем те, что в данном отношении недостаточно активны.
Одна среда формирует другую
Приоритетными программами стран, которые относятся к числу мировых лидеров, являются программы научно-технического развития. Наряду с этим все более активную, а иногда и решающую роль в инновационных процессах играет предпринимательский сектор – крупный и малый бизнес, транснациональные корпорации.
В России же этот важнейший ресурс экономического развития используется незначительно, что не дает экономического эффекта. Причиной может быть ряд проблем, для выявления которых необходимо сравнить инновационные политики развитых стран, где инновационное предпринимательство достигло определенных успехов.
В большинстве стран с развитой экономикой регулирование и стимулирование инновационных процессов в основном происходит через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. В зависимости от степени государственного регулирования процесса инновационного развития можно выделить четыре основных модели научно-технического развития промышленно развитых стран [7,3]:
1. Страны – лидеры в
науке, ориентированные на
2. Страны, ориентированные
на развитие благоприятной
3. Страны, развивающие восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса и координирующие действия различных секторов в научно-технической области (Япония и Южная Корея).
4. Страны новой, только
формирующейся модели научно-
В целом страны, заинтересованные в своем развитии, идут по пути формирования соответствующей социально-экономической среды, и только на ее основе может возникнуть инновационная среда. Как пример можно привести распределение стран по показателю среднедушевого ВВП по квартилям в течение ХХ века [4], так как этот показатель поможет охарактеризовать приведенные выше модели инновационного развития. Страны первой и второй модели (США, Англия, Франция, Германия, Швеция и Швейцария) за вековой период не изменили своего положения в рейтинге, как занимали, так и занимают высокие места в IV (высшем) квартиле распределения стран по показателю среднедушевого ВВП. Здесь в течение столетия была сформирована развитая социально-экономическая среда.
Страны, для которых характерна третья модель инновационного развития (Япония и Южная Корея) совершили скачок в развитии; показатели среднедушевого ВВП этих стран за столетний период переместились из III квартиля в IV – высший. Среда, соответственно, развивалась.
В странах четвертой модели происходит формирование индустриальной среды, так, Китай за сто лет переместился из I (нижнего) квартиля в IV (высший) квартиль.
Неоднозначный стимул
Стимулирование развития
инновационной среды
За последние 20 лет в разных странах проведен ряд научных исследований по изучению эффективности налоговых льгот на макро- и микроуровнях. Многие исследования подтверждают, что такие льготы ведут к дополнительным инвестициям на проведение НИОКР в частном секторе. Однако из-за неоднозначности или даже противоречивости результатов этих исследований одни страны (США, Япония, Франция, Канада, Австралия, Южная Корея, Сингапур, Нидерланды) активно используют в своей научно-технической политике различные схемы налогового стимулирования, в то время как другие (Германия, Финляндия, Польша) отказались от них или применяют в ограниченном объеме [1].
В таблице 1 приведены виды налоговых льгот и страны, которые их применяют.
Налоговые льготы в сфере НИОКР для некоторых стран
Виды льгот |
Объемные льготы
(относятся ко всей сумме расходов на НИОКР за текущий налоговый период) |
Приростные льготы
(относятся к
приросту расходов на НИОКР
по сравнению со средними |
Смешанные льготы |
Налоговые кредиты, снижающие исчисленный налог на прибыль |
Канада, Италия, Республика Корея, Нидерланды |
Франция, Япония, Мексика, США |
Португалия, Испания |
Налоговые списания, уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль |
Дания, Великобритания |
Норвегия, Бельгия |
Австралия, Австрия |
В развитых странах также оказывают финансовую поддержку инновационным проектам. Для финансирования инновационной деятельности достаточно широко применяются заемные средства, банковские кредиты, а также государственное финансирование. Доля банковских кредитов, направленных на развитие малых инновационных предприятий, в развитых странах составляет 20-40%, а в России она значительно ниже и не превышает 8% [6].
Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов на НИОКР между государственным и частным капиталом. В Японии же доля частных инвестиций превышает 80% [2].
Поддержка по критерию приоритетности
К государственным методам стимулирования в развитых странах можно отнести финансирование исследований, кредитование, субсидирование части процентных ставок по кредитам на НИОКР, предоставление в пользование государственных площадей на льготных или долевых условиях для осуществления научно-инновационной деятельности, а также государственные заказы.
Государственная финансовая поддержка направлена в основном на поддержку фундаментальных исследований. Важнейшую роль в развитии НИОКР играют национальные научные фонды, каковые предлагают спектр программ по поддержке научных проектов посредством предоставления грантов и кредитов. Так низкопроцентные займы получили более широкое распространение в Западной Европе, чем в США. Например, в Финляндии Национальное технологическое агентство (TEKES) выделяет средства, покрывающие 35-60% необходимых расходов на научно-инновационный проект. В Эстонии такой вид финансирования направлен на поддержку прикладных исследований и может покрывать от 60 до 75% всех расходов финансируемого проекта [8].
Как правило, в развитых странах сформирован перечень приоритетных направлений, поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом.
Среди косвенных
методов стимулирования инновационной
активности можно выделить информационную
поддержку инновационной
Однако кроме информационных ресурсов в развитых странах существуют подразделения и учреждения, которые участвуют в посреднической деятельности между разработчиками инновационных идей и представителями бизнеса. К их числу относятся всевозможные офисы по трансферу технологий и инновационные брокеры.
Выводы
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что не существует конкретной модели инновационного развития экономики, строго следуя которой в стране неминуемо наступит социально-экономическое благополучие. Каждая страна с развитой экономикой прошла свой путь, но, безусловно, существуют общие критерии, способствующие инновационному развитию:
- развитая социально-
- жесткая стратегия
- налоговое стимулирование инновационного бизнеса;
- бюджетное финансирование научных исследований;
- информационная поддержка инновационного бизнеса;
- широкая сеть учреждений, занимающихся трансфером наукоемких технологий.
Россия находится в
самом начале инновационного развития,
и от рациональности применения накопленного
мирового опыта и выработки собственной
стратегии зависит будущее
Информация о работе Инновационная политика в развитых странах