Инновационное предпринимательство в России на примере типографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - описать инновационное предпринимательство, выявить проблемы, с которыми оно сталкивается, а так же наметить пути возможного решения.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- описать инновационное предпринимательство;
- обозначить виды и модели инновационного предпринимательства, а так же основу его существования;
- описать инновационные предприятия России
- выявить основные проблемы, с которыми сталкивается инновационное предпринимательство, и наметить пути возможного их решения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………...………………………………………...5
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Общие положения об инновационном предпринимательстве……………..6
1.2 Виды и модели инновационного предпринимательства…………………...9
1.3 Основа инновационного предпринимательства………………………...…11
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ
2.1 Малые и средние инновационные предприятия…………………………...15
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России…………………………………………………………………………….20
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА ПРИМЕРЕ ООО «СУВОРОВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»
3.1 Краткая характеристика ООО «Суворовская типография»………………22
3.2 Разработка бизнес-плана инновационного проекта……………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………...29

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

1) изменение системы управления  производством;

2) применение новой техники  или технологии;

3) использование новых  более экономичных или прочных  материалов в производстве товара;

4) улучшение дизайна и  упаковки товара;

5) принципиально новая  схема организации рекламной  кампании предприятия и т.д.

Однако инновационный  характер деятельности фирмы может  проявляться в отношении не только факторов производства, организации  самого процесса производства или же товара, но и расстановки людей, принимающих  в этом участие. В этом случае предпринимательская  идея может основываться на следующих  действиях:

1) полной или частичной  смене всех участвующих в процессе  производства с целью «удаления»  малоквалифицированных работников;

2) создании «особого духа» в коллективе работающих за счет мобилизующих формулировок целевых установок и стимулов движения к таким целям;

3) принятии мер по продуктивному использованию каждым работником своего рабочего времени и т.п.

Инновационную идею можно  определить как реально существующую возможность производства оригинального  товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а  также новых марок. Для предпринимателя  важно выделить для себя те информационные источники, которые помогут ему  найти какую-то определенную инновационную  идею. Такими источниками могут быть конкретные знания о рынке и его  потребностях, появлении новых технологий, материалов и способов производства, существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром. Конкретными  источниками инновационных идей могут выступать:

1) потребители, т.е. речь идет об изучении потребительского спроса;

2) ученые, если они занимаются  изобретением или поиском новых  материалов и товарных свойств,  которые могут привести к созданию  оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг;

3) конкуренты, если их деятельность направлена на изучение потребительского спроса, могут подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;

4) торговые агенты, дилеры  и прочие посредники;

5) консультанты предпринимателя  по каким-то определенным элементам  инновационной деятельности;

6) работники предприятия.

Наиболее активно в  некоторых фирмах как источник инновационных  идей используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования его деятельности по разработке новых товаров, причем в  процесс зарождения инновационных  идей вовлекаются рядовые работники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ

2.1 Малые и средние инновационные предприятия

Основу инновационного предпринимательства  составляют малые инновационные  фирмы - технологические лидеры в  зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым, способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых  инновационных предприятий относятся  следующие:

- оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

- низкий уровень накладных  расходов, благодаря прямым и  персональным контактам с ними;

- отсутствие бюрократических  процедур в организации в виду  минимальной управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с  низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест.

Учредителям малых инновационных  предприятий свойственна высокая  мотивация предпринимательской  деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

- возможность реализации  собственных творческих проектов;

- высокая степень самостоятельности  и свободы в принятии решений;

- утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Повышенной инновационной  активности малого предпринимательства  способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация  новшеств и то, что инновационная  деятельность - это единственная возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Многие экономисты связывают  инновационное предпринимательство  со способностью продвижения инноваций  посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые  рисковые фирмы, способные реализовать  коммерчески привлекательные новшества  и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями  являются венчурные предприятия, создаваемые  для апробации, доработки и доведения  до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние  и крупные организационные формы  инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние  формы инновационных предприятий  могут быть представлены следующими организациями:

- деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного  предпринимательства и обеспечивающий  управление и услуги в юридической,  бухгалтерской, экономической и  другой деятельности малым предприятиям;

- внедренческая фирма,  специализирующаяся на внедрении,  патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических  новшеств и объектов инновационной  деятельности, доведении изобретений  до коммерческого использования  и продаже лицензий.

В отличие от названных  выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

Малые инновационные предприятия  имеют по сравнению с подобными  крупными субъектами высокие шансы  на получение предпринимательской  прибыли при:

- использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

- отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

- невысокой капиталоемкости  производства и продвижении на  рынок;

- использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;

- возможности прямых контактов  с потребителями;

- относительной стабильности  экономических условий деятельности  и устойчивость цен на сырье,  материалы, комплектующие, энергию  и др.

Малые инновационные предприятия  в России в настоящее время  действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области  «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей  хорошие рыночные перспективы. Именно поэтому они могли бы оказать  существенное влияние на улучшение  качества и повышение конкурентоспособности  производимой продукции. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских  институтов, крупных НПО и функционирующие  по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих  потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано  на оказание научно-инженерных услуг.

Динамика развития малого предпринимательства показывает, что  обеспечение роста производства и наращивание производственного  и научного потенциала невозможно без  привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и  инфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.

Малые технологические фирмы  занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного  продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между  наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыночно-ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов.

Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собой выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.

Однако малый бизнес в  России играет еще не достаточно активную роль. Российский малый бизнес отстает  от своего европейского аналога как  в части решения проблем занятости, так и в насыщении рынков товарами и услугами. Инвестиции российских компаний в исследования и разработки остаются на низком уровне. К тому же спрос на продукцию инновационных  компаний в России также остается низким.

Многие российские малые  и средние предприятия по своей  природе являются инновационными, поскольку  были созданы на базе научно-исследовательских  институтов и вполне могли бы производить  инновационную продукцию на рынках в условиях XXI века. Однако нынешней уровень коммерциализации результатов  научно - исследовательской деятельности предприятий учреждений пока остается низким, а у персонала инновационных  компаний еще нет необходимых  навыков и опыта управления бизнесом, проведения исследований рынка и  пр. Большинство российских компаний не знают, как превратить свои инновации  в конечную продукцию, которую можно  продать на рынке. Предпринимателям не хватает знаний по менеджменту, маркетингу, они не могут свободно общаться с зарубежными партнерами и клиентами на английском языке. Часто инновационные компании не знают, где можно получить необходимую информацию, знания и опыт. Поскольку в одиночку предприятию трудно стать действительно инновационным, успех инноваций и инновационного бизнеса зависит от сотрудничества нескольких инновационных компаний. Но сложность состоит в том, что сами компании пока еще не осознали необходимость такого сотрудничества, и каждая компания продолжает работать в одиночку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное регулирование  инновационной деятельности в России

Инновационная политика в государстве  необходима для устойчивого качественного  экономического развития и роста  ВВП страны. Эта политика является необходимой для объединения производства и науки. Государство является разработчиком множества программ стимулирования инновационной активности в бизнесе.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической  политики, которая выражает отношение  государства к инновационной  деятельности, определяет цели и задачи, направления, формы деятельности органов  государственной власти РФ в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная политика представляет собой деятельность федеральных  органов и органов субъектов  Российской Федерации по определению  приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности  в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при  осуществлении внешнеэкономических  связей в этой сфере.

Она представлена в разработанных  правительством РФ концепциях социально-экономического развития России на долгосрочную и  среднесрочную перспективу.

Основные цели государственной  инновационной политики в Российской Федерации:

1) повышение эффективности производства  и конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей  на основе создания и распространения  базисных и улучшающих инноваций;

2) содействие активизации инновационной  деятельности, развитию рыночных  отношений и предпринимательства  в инновационной сфере;

3) расширение государственной поддержки  инновационной деятельности, повышение  эффективности использования государственных  ресурсов, направляемых на развитие  инновационной деятельности;

4) содействие расширению взаимодействия  субъектов Российской Федерации  при осуществлении инновационной  деятельности;

5) развитие внешнеэкономических  связей в инновационной сфере,  в первую очередь со странами  Содружества Независимых Государств;

6) осуществление мер по поддержке  отечественной инновационной продукции  на международном рынке и развитию  экспортного потенциала РФ.

В России центральное место государственной  инновационной политики занимает Федеральный  Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной  политике в Российской Федерации». 19 марта 2010 года в Государственную  Думу был внесен на рассмотрение проект ФЗ «Об инновационной деятельности в РФ».

Информация о работе Инновационное предпринимательство в России на примере типографии