Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:36, доклад
Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».
Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».
Инновационные методы обучения на уроках истории
Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».
Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».
Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.
Особенности традиционной и инновационной педагогики
Традиционная, |
Инновационная, | |
1 |
2 |
3 |
Цель |
Формирование знаний, умений, навыков |
Развитие личности |
Интегральная |
«Школа памяти» |
«Школа развития» |
Преобладающий |
Субъект-объектный |
Субъект-субъектный |
Девиз педагога |
«Делай как я» |
«Не навреди» |
Краткая характеристика стиля взаимодействия |
Авторитарность, монологичность, закрытость |
Демократичность, диало-гичность, открытость, рефлексивность |
Формы организации образовательного процесса |
Фронтальные, индивидуальные |
Групповые, коллективные |
Методы обучения |
Иллюстративно-объясни-тельные, информационные |
Проблемные: 1) проблемного изложения, 2) частично-по-исковый, 3) эвристический, 4) исследовательский |
Ведущий принцип |
«Продавливание» |
«Выращивание» |
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником |
Репродуктивный, воспроизводящий |
Продуктивный, творческий, проблемный |
«Формула обучения» |
Знания – репродуктивная деятельность |
Проблемная деятельность – рефлексия – знания |
Способы усвоения |
Заучивание, деятельность по алгоритму |
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
Функции учителя |
Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний |
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, консультант |
Позиция ученика |
Пассивность, отсутствие интереса к учебной деятельности и мотива к лич-ностному росту у значительной части учащихся |
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию и интереса к учебной деятельности у значительной части учащихся |
- Какие же подходы наиболее применимы в педагогике развития?
Проблемно-поисковый подход.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.
Формы организации учебного пространства – коллективные: парное, микрогрупповое, бригадное (групповое), межгрупповое – взаимодействия.
Ключевые понятия проблемно-поискового подхода – проблемная ситуация, учебная проблема, творческая задача.
Средством управления мышлением учащегося становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.
Этот метод я стараюсь применить в своей работе при изучении нового материала, когда идет знакомство, например, с развитием культуры определенного периода и ребятам, работающим в парах или в группах дается задание найти новые черты в живописи, архитектуре, в быту по сравнению с предыдущим периодом и подумать, что повлияло на это. После чего идет обсуждение. Здесь очень важно создать проблемную ситуацию в рамках темы:
Поставив перед учащимися проблему, можно предложить провести уроки в двух формах: либо урок-диспут, либо урок-дискуссия.
Урок-диспут в настоящее время является одной из самых распространенных форм интерактивного обучения, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.
Данный урок требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. От учителя требуется подробно освятить тему, подобрать исторический материал, посоветовать учащимся для прочтения дополнительную литературу.
Подготовка и проведение урока-диспута может включать в себя следующее:
1) Огласить тезис . Например, на уроке обществознания в 7 классе По теме «Право мыслить и верить свободно» предлагается тезис «Что такое вера и нужна ли религия в современном мире»
2) Выбрать двух ведущих
3) Разбить класс на две группы: сторонников и противников тезиса
4) Дать всем задание подобрать факты в пользу или опровержение тезиса. Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких ( в последнем случае не раскрывая их имен)
5) Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих сторонников
6) Выбрать двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за использованием непозволительных приемов.
Коммуникативный подход.
Коммуникативный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен еще и как дискуссионный. Урок-дискуссия также относиться к категории интерактивных форм обучения в рамках проблемного метода. Он предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения; выслушивает и пытается понять альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге; ведет поиск оснований для общей позиции.
Позиция учителя – организатор коммуникации, управляющий дискуссией.
Основные виды деятельности ученика: высказывает и защищает свою позицию, понимает и конструктивно критикует другую, ищет истину.
Дискуссия может быть эффективным способом не только учебной, но и воспитательной работы в образовательном учреждении, так как именно в ней заложены огромные возможности, позволяющие с помощью яркого, образного слова дойти до сознания человека, помочь осмыслить свои поступки их возможные последствия.
В учебном материале по истории отведено место дискуссиям по разным проблемам. Так, например, в 10 классе «Дискуссия о месте и роли Петровских реформ в истории России».
Обсуждая реформы Петра I, неминуемо подходим к рассмотрению личности государя – императора. В связи с этим даю задание охарактеризовать личность Петра Великого. Поразмышлять над тем. В чем проявилась противоречивость этого человека? Ребята также высказывают свое мнение о роли Петра I в истории России.
Обсуждаем с ребятами на уроке и нравственные проблемы в форме дискуссии: например: оцените действия Александра Невского, князя- полководца, прославившегося в битве со шведами и немецкими рыцарями, когда он помогает хану из Золотой Орды усмирить новгородцев. Тогда ребята стараются рассмотреть ситуацию с разных сторон, высказать свое мнение и прийти к какому-то решению.
Обсуждение нравственных проблем проходит и во внеурочное время, в воспитательном процессе. Когда разбираем сложную ситуацию в поведении ребят, их отношение к предмету, учителям, взаимоотношения с друг другом. Тогда выявляется уровень нравственного развития участников дискуссии, и когда в конкретной ситуации ребятам необходимо сделать нравственный выбор, сделать для себя вывод. И когда ребята осознают последствия того или иного поведения, приемлемого как для собственного «я», так и для окружающих.
Развивающее обучение включает в себя и игровой метод.
Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик решает жизненно важные проблемы и реальные затруднения, «проживая» их в учебном процессе. Организация учебного процесса строится на применении принципа имитации реальной деятельности, в которой моделируется кризис.
Ключевые понятия игрового подхода: модель кризисной ситуации, роль (позиция), правила (условия) взаимодействия.
Элементы игры я стараюсь включить на разных уроках ( особенно в 5- 6 классах), а также во внеклассных мероприятиях. Например, на внеклассном мероприятии по праву разыгрывали и обсуждали с ребятами ситуацию об административных нарушениях и ответственности по ним.
В последнее время в научно-
Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Уже в самом понятии «исследование» заложено представление о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.
На уроках использую разные приемы исследовательской работы:
- задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий - (составляем с ребятами сравнительные таблицы, анализируем диаграммы)
- Учимся конспектировать, составлять план текста
- Ребята готовят разовые доклады, сообщения, рефераты, презентации
Принимают участие в подготовке предметных недель, школьных олимпиад.
Использованию информационных технологий на уроках истории отводится немаловажная роль.
Здесь важно понять,
что компьютер не заменит
1. Электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и Мелодия, Энциклопедия Аванта+, Энциклопедия история России 862 – 1917 гг. и т.д.)
2. Репетиторы – контролеры –выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам
3. Компьютерные учебники – в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал, анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь. Использование таких учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов (История России 20 в. – авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина)
4. Мультмедиапрезентация, которая создается учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока.
5. Интернет – ресурс.
Информационные технологии хорошо применяются и сочетается со всеми инновационными технологиями.
Информация о работе Инновационные методы обучения на уроках истории