Инновационные технологии как условие обеспечения качества образования в малокомплектных школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:12, доклад

Краткое описание

Выбор мною следующих интерактивных технологий: информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, технология Развития критического мышления, обусловлен необходимостью решения основной стратегической задачи современного образования - обеспечение его качества. Кроме того, я думаю, что никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования инновационных технологий определяется изменением социального заказа общества. Мы живём в информационном обществе, следовательно, перед нами стоит заказ на ученика, у которого развиты определённые компетенции и компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в МКШ ===.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

                                    

«Инновационные технологии

как условие обеспечения качества образования

в малокомплектных  школах».

 

                                                                                               Актюбинская область

                                                                                                         Кобдинский район

                                                                       Кобдинская средняя школа

                                                                                     Власенко Валерий Алексеевич

                                                                                                      учитель географии, высшей квалификационной категории.

 

                 Моя педагогическая деятельность основывается на Законе республики Казахстан «Об образовании», программе развития школы «Программа комплексного развития образования до 2015 года », «Концепции о  переходе на 12 летнее образование», а также Госстандартов РК.

               Выбор мною следующих интерактивных технологий: информационно-коммуникационные  технологии, проектная деятельность, технология Развития критического мышления, обусловлен необходимостью решения основной стратегической задачи современного образования - обеспечение его качества. Кроме того, я думаю, что никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования инновационных технологий определяется изменением социального заказа общества. Мы живём в информационном обществе, следовательно, перед нами стоит заказ на ученика, у которого развиты определённые компетенции и компетентности.

  На данный момент, на мой взгляд, одними из наиболее важных приоритетов для развития, являются  информационная, коммуникативная, личностно – адаптивная, исследовательская  и социально-личностная компетенции. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на ученика «умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации. Кроме того, для того, чтобы наше будущее поколение смогло продуктивно жить в открытом обществе и иметь стойкую гражданскую позицию, необходимо развить у учащихся, такие важные познавательные  навыки, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт,  прийти к определённым умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств и т.д. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей современному обществу и способствуют обеспечению качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и способствуют достижению поставленных целей и задач.

    Элементы проектной технологии и технологию Развития критического мышления  мною используются в течении 3 лет. О применении данных технологий я неоднократно  выступал с докладами на заседаниях МО,  А также я выступал на страницах сборников «Дарын».

            Методы технологии РКМЧП соответствуют требованиям личностно-ориентированного обучения и работают в разных возрастных группах. В данной технологии обобщены наработки многих технологий. Она обеспечивает развитие мышления, формирование коммуникативной компетенции и способностей к  сотрудничеству.

           Использование этих приёмов ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности.

       Они продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Применение приёмов РКМЧП способствует развитию у ребёнка умения графически оформить текстовой материал, творчески интерпретировать и ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ученики становятся активны в своей внутренней позиции. Интерактивные стратегии РКМЧП помогут детям учиться в вузах, поскольку вузовская система обучения всегда предполагала большую самостоятельность.

     В современных условиях  развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить  качественное и комфортное обучение  каждого ученика, обеспечить усвоение  каждым стандарта образования, повысить  мотивацию к учению, дать возможность  для его дальнейшего развития.

            Путей решения данной проблемы, думаю, много. Но в своем докладе  хочу  остановиться лишь на одном – формировании в процессе образования надпредметных качеств личности, таких как: умение находить нужную информацию, прогнозировать, систематизировать, анализировать, критически оценивать и обобщать её, используя информационные технологии. Вы, конечно,  согласитесь со мной, что у  основной массы учеников средства ИКТ всегда вызывают повышенный интерес. После просмотра видеоэкскурсии, посещения виртуальной галереи, моделирования сложного процесса, вряд ли останутся равнодушными даже самые «загадочные» для педагогов дети. Общаясь с электронным средством, каждый ребенок успешен, а значит, он сможет избавиться от комплекса неудач, непонимания, изучая в дружественной среде предметы школьной программы. Таким образом,  пришел к выводу, что надо менять не содержание  образования, а способы  обучения и применения многообразия знаний на практике, чтобы это помогало школьнику найти свое место в мире, обеспечивало существование, давало социальную защиту, открывало перспективы в дальнейшем. Тогда оно будет жизненной необходимостью.

      Информационные технологии  я применяю на самых разных этапах образовательного процесса и в  самых разных направлениях   – от использования в работе готовых решений до разработки собственных, от поиска информации в Интернете и до организации самостоятельных проектов. Ведь основная  цель образования: научить детей учиться,  которую я реализую в стремлении развить у  них общедеятельностные (надпредметные) навыки учения через использование ИТ.  

 

        На уроке создаю новые возможности передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности ученика, так как убеждена, что ИКТ помогают индивидуализировать деятельность учащихся, создают возможности для дифференцированного подхода, а также предпосылки и условия для деятельностного обучения. Остановлюсь на одной из программ – это «MS POWER Point», которая позволяет быстро подготовить презентацию. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – все это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся на уроке. Это активизирует стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда.

      Результат: стабильность  качества знаний и отсутствие неуспевающих.

Использую тренажерные программы, которые  позволяют добиваться высокого уровня вычислительных умений в работе.  

 Также учащимся предоставляется  возможность разнообразных контролируемых  тренировочных действий с целью  поэтапного повышения уровня знаний.  Например, при подготовке к ЕНТ. 

    Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность - первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками.

   И сегодня  Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Это может быть использовано учителями, что собственно и происходит на моих уроках. Например, семинарское занятие «Исследование территории Казахстана в XIX в» в 8 классе. Итогом стала электронная презентация, созданная учащимися на основе материалов, найденных  в сети Интернет и на медиа-дисках.

      В эпоху высочайшего  динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые в корне меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения поставленных целей. Сегодня интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становится основным капиталом общества. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль. В своей работе я использую, слайд-презентации, которые являются результатом деятельности учеников.

Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint не требует специальной подготовки и больших затрат. При этом учащиеся работают. Презентации созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Создавая такие программы, я ставлю перед собой следующие цели:

  • Расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
  • Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся — получить как можно больше информации за меньшее время.

Проблему качества обучения эффективно помогают решить информационные технологии. Давайте посмотрим, что мне, как учителю, дают информационные технологии.

Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области.

Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.

Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).  Однако, применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что:

  • на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  • на контрольном уроке — использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала.

Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала. Компьютер — это величайшее достижение современной технологии — должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.

 

                           Список   использованной литературы:

1.       Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».

2.   Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.

3.   Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

4.  Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

5.  Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»  Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

 

 

 


Информация о работе Инновационные технологии как условие обеспечения качества образования в малокомплектных школах