Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:09, контрольная работа
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке.
Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия «инновационная деятельность предприятия», также её видов и показателей.
Контрольная работа
По дисциплине: Инновационный анализ
На тему: Инновационный анализ на предприятии
Преподаватель: Гребеник В. В.
Выполнила: студентка 5 курса, группы 07/1
Экономического факультета заочного отделения
Ф. И. О. студентки Кузьмичёвой А. П.
Москва 2011г.
Введение
Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.
Инновации являются результатом
творческой предпринимательской
Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия «инновационная деятельность предприятия», также её видов и показателей.
1. Понятие инноваций
Виды инноваций.
В зависимости от инновационной сферы, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций:
.продуктовые, то есть
реализованные в виде
.процессные, то есть реализованные
в виде технологически нового
или усовершенствованного
В сфере услуг инновацией
будет считаться услуга, если ее
характеристики или способы оказания
новые или качественно
Классификация инноваций
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
По степени новизны:
-радикальные (базисные) инновации,
которые реализуют открытия, крупные
изобретения и становятся
-улучшающие инновации,
реализующие средние
-модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
По объекту применения:
-продуктовые инновации,
ориентированные на
-технологические инновации,
нацеленные на создание и
-процессные инновации,
ориентированные на создание
и функционирование новых
-комплексные инновации,
представляющие собой
По масштабам применения:
-отраслевые;
-межотраслевые;
-региональные;
-в рамках предприятия (фирмы).
По причинам возникновения:
реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
По эффективности:
-экономическая;
-социальная;
-экологическая;
-интегральная.
Внедрение новшеств, всегда
имело большое значение в развитии
производства. В современной экономике
роль инноваций значительно
Опыт развитых стран свидетельствует
о том, что коренные преобразования
в области производительных сил
в эпоху НТР, быстрая сменяемость
ее волн, а, следовательно, новых комбинаций
факторов производства, широкое внедрение
нововведений стали нормой современной
экономической жизни. И если инновационный
подход играет возрастающую роль в
развитых странах, то в современной
России, в условиях перехода к рыночной
экономике и необходимости
инновация экономический финансовый коммерческий
2.Инновационная деятельность предприятия
Содержание инновационной деятельности предприятия
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению новшеств включает:
-проведение научно-
-подбор необходимых видов
сырья и материалов для
-разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
-проектирование, изготовление,
испытание и освоение образцов
новой техники, необходимой
-разработку и внедрение
новых организационно-
-исследование, разработку
или приобретение необходимых
информационных ресурсов и
-подготовку, обучение, переквалификацию
и специальные методы подбора
персонала, необходимого для
-проведение работ или
приобретение необходимой
-организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.
Экономическая оценка инноваций
Реализации любого инновационного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:
) оценка выгодности каждого
из возможных вариантов
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного фактора. Эффект инновационной деятельности является многоаспектным. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся:
-в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарного ассортимента);
-в технологической смысле (рост производительности труда и улучшение его условий);
-в функциональном смысле
(рост эффективности
-в социальном смысле (улучшение качества жизни).
Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.
3.Анализ инновационной деятельности предприятия
Показатели инновационной деятельности
Для оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности в отечественной и зарубежной практике широко применяются показатели инновационной деятельности организации.
Показатели, наиболее широко
применяемые в отечественной
и зарубежной практике и характеризующие
инновационную активность организации,
ее инновационную
Затратные показатели:
-удельные затраты на
НИОКР в объеме продаж, которые
характеризуют показатель
-удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
-затраты на приобретение инновационных фирм;
-наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
-показатель инновационности,
-длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
-длительность подготовки производства нового продукта;
-длительность
Показатели по обновляемости:
-количество разработок
или внедрений нововведений-
-показатели динамики
-количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
-объем экспортируемой инновационной продукции;
-объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели:
-состав и количество
исследовательских,
-состав и количество
совместных предприятий,
-численность и структура сотрудников;
-состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто используются
показатели, отражающие удельные затраты
фирмы на НИОКР в объеме ее продаж
и численность научно-
Широко используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn - around time» («успевай поворачиваться»).
Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.
Методика проведения анализа инновационной деятельности
На первом этапе должен
осуществляется анализ инновационного
потенциала предприятия. Одновременно
с этим дается оценка роли собственного
капитала в формировании и развитии
инновационного потенциала. В дальнейшем
проводится анализ влияния основных
технико-экономических факторов на
изменение структуры
На втором этапе проводится
анализ инновационной активности предприятия,
прежде всего на основе динамики изменения
величины затрат на инновационную деятельность
и количества инновационных проектов,
находящихся в разработке предприятия,
в отчетном периоде по сравнению
с предыдущим. Выявляется влияние
основных факторов на изменение этих
показателей. Затем выявляются внутренние
резервы повышения
На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей.
По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.
Индикаторы инновационной деятельности
Классы и виды индикаторов.
Наиболее важными и
наиболее трудными и противоречивыми
индикаторами являются те, которые
характеризуют влияние
-Целевые индикаторы
-Индикаторы, характеризующие степень новизны инновации
-Индикаторы, определяющие природу инноваций