Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:49, реферат
Менеджмент сегодня это, прежде всего, - управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуга, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена.
• использование комплексных
мотивационных систем, включающих различные
формы и методы материального
поощрения инновационной
• применение стиля, называемого
участием в управлении. Работники
должны быть вовлечены во все фазы
инновационного процесса и принятия
решения. Такое участие предупреждает
сопротивление персонала
• непрерывность обогащения
сотрудниками своих знаний. В условиях
обострившейся конкуренции, в которой
решающее значение приобретают новизна
и качество услуг, высокий профессионализм
персонала, его способность и
желание творчески осваивать
современные технологии, разрабатывать
новые продукты превращаются в важнейший
фактор коммерческого успеха. Поэтому
процесс подготовки и переподготовки
кадров всесторонне поддерживается
высшим руководством и расценивается
им как составная часть работы
предприятия, как один из главных
рычагов сохранения его приоритетных
позиций в современном
Решающее значение для
обеспечения инновационного климата
в организации имеет поддержка
новаторства со стороны руководства.
Настоящим руководителем можно
назвать лишь того, кто обладает
способностью побуждать людей, будь
то словами или собственным
4. Факторы, блокирующие и поддерживающие новаторство
К факторам, блокирующам новаторство, обычно относят: недоверия менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям и необходимость множества согласований по ним; незамедлительную критику и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений и кулуарное принятие решений по ним; контроль за каждым шагом новатора; передачу нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Факторами, поддерживающими
новаторство, считают: предоставление
необходимой свободы при
К факторам, усиливающим
новаторство, относят: поддержку стремления
сотрудников постоянно учиться
и повышать квалификацию, сочетание
в системе образования
Важное значение для создания благоприятного новаторского климата имеет поощрение экспериментаторства в разных подразделениях компании. Эксперты по управлению следующим образом оценивают значение этого фактора для инновационного процесса: «От энтузиастов более всего получают те компании, которые имеют разветвленные системы поддержки своих первопроходцев... Нет систем поддержки - нет и энтузиастов. Нет энтузиастов - нет нововведений». Сегодня теоретики и практики менеджмента в целом сходятся во мнении, что традиционный подход, при котором генерирование новых идей было прерогативой гениальных одиночек или обособленных исследовательских отделов, является слишком узким. С увеличением числа новых продуктов на рынке и сокращением их жизненного цикла для поддержания эффективности организации необходима высокая плотность потока новаторских идей. Поэтому менеджмент ставит задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма» перед большинством и в конечном итоге перед всеми работниками.
Экспериментаторство на всех уровнях управления и в различных частях организации как одна из основных и официально признанных форм инновационной деятельности явилось реакцией на изменение и самого понимания новизны идеи: усовершенствование услуг и технологий, разработка многочисленных модификаций продуктов, поиски резервов экономии ресурсов и качества обслуживания клиентов, улучшение условий и организации труда - словом все то, что потенциально приносит пользу обрело такое же право гражданства, как и радикальные инновации. Признание эксперимента в качестве практической формы ориентации фирмы на нововведения в организационном плане вылилось в создание передовыми предприятиями множества мелких новаторских групп. Помимо вполне реального результата в форме коммерчески оправданных новшеств мелкие инновационные единицы дают изобретателям и просто инициативным людям возможность реализовать свой потенциал, ощутить себя творцами, не искать возможностей самовыражения за пределами организации.
Нововведения связаны с известной долей риска, возможность неудачи является нормальным свойством инновационного процесса. Поэтому готовность высших менеджеров рисковать, быть терпимыми к неудачам является необходимым условием для того, чтобы не дискредитировать идею инициативного поведения в глазах сотрудников, не снизить желание у них экспериментировать. Инициатива становится не только «не наказуемой», но вознаграждаемой, зачастую даже в тех случаях, когда начинание не приносит успеха и производственные затраты не окупаются. Конечно, это относится лишь к тем новаторским проектам, которые терпят неудачу по объективным причинам.
Для создания атмосферы терпимости к неудачам организации прибегают к разнообразным способам. Например, в некоторых компаниях членам внутренних рисковых подразделений гарантируется прежний статус и оклад, если проект потерпит неудачу.
В организациях, ориентирующихся
на инновационные стратегии, особое
внимание уделяется созданию условий
для интенсивных коммуникаций, «сквозных»
взаимодействий работников в процессе
нововведений. Это предопределяется
следующими обстоятельствами. Во-первых,
происходит усложнение коммуникативных
сетей в связи с расширением
полномочий работников и пересмотром
трудовых функций. Во-вторых, меняется
отношение к неформализованным
контактам как важному
При традиционных, рационалистических
подходах к управлению зоны ответственности
различных подразделений
Список литературы
1. Пригожан А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат. 1989.
2. Управленческое
3. Дракер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике. В экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
4. Мексон М.Х., Альберт М.. Хедоурн Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
5. Белобрагин В. Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка.- М.: Изд-во стандартов, 1994.
6. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. История и культура менеджмента: Красноярск: Кн. изд-во, 1994.