Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6
1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………...................16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32
3.1 Рекомендации руководству фирмы по совершенствованию инновационной деятельности……………………………………………………..32
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........39
ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6
1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12
1.3 Оценка эффективности организации инновационной
деятельности на предприятии…………………………………………………
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32
3.1 Рекомендации руководству
фирмы по совершенствованию
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....……………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……..…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов [6, с. 6].
Рыночные условия развития экономики в настоящее время постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу. Таким образом, вопросы организации и управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными, что послужило выбором данной темы для курсовой работы.
На основании актуальности темы можно выдвинуть цель и задачи данного исследования.
Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически
понятия инноваций и
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».
Объект исследования - индивидуальный предприниматель Батурина Н.Н. («ИП Батурина НН»).
Предмет исследования - инновационная деятельность фирмы.
Степень научной разработанности
проблемы. Проблемам организации
инновационной деятельности в рамках
предприятия посвящены некоторы
- Пиннигс, А.Бьютандям в работе: «Новая технология и организационные структуры» (1990г.);
- Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф.: «Основы менеджмента» (1992г.);
- Ильенкова С.Д.: «Инновационный менеджмент» (1997г.);
- Эриашвили Н.Д.: «Менеджмент и маркетинг» (2005г.) и др.
Источниковая база исследования. Нужно отметить, что анализ источников по данной теме выявил недостаточную освещаемость проблемы организации инновационной деятельности в рамках предприятий. Вопросы инновационной деятельности в научной литературе рассматривались на более глобальном уровне. Отсутствие должного внимания данному вопросу определило выбор темы исследования и обусловило постановку цели и задач.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в данном исследовании, представляют собой универсальную методику формирования и эффективного использования организации инновационной деятельности для данного типа предприятий и могут быть использованы другими организациями города.
Структура работы полностью соответствует поставленным задачам и состоит из введения, теоретической, практической глав, заключения. В конце работы приведены приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации инновационной деятельности, в частности: сущность понятий инновации и инновационного процесса, классификация и источники инноваций, виды и субъекты инновационной деятельности, оценка инновационного потенциала организации. Вторая глава курсовой работы - практическая. Здесь исследуется организация инновационной деятельности на примере конкретной фирмы. В третьей главе рассматриваются методы совершенствования инновационного процесса в данной фирме: даются рекомендации руководству и разрабатывается мероприятие по улучшению организации инновационной деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному (Приложение А).
Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы [1, c. 10].
ИННОВАЦИЯ (англ, innovation) - нововведение, новшество, новация. В самом общем виде это понятие обозначает: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, продукты (товары) и услуги, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса [18].
Значение термина «инновация» зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта.
Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций:
- введение нового продукта (товарная инновация);
- введение нового метода производства (технологическая инновация);
- создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);
- освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация);
- реорганизация структуры управления (управленческая инновация) [5, c. 5].
Инновация как результат творческого процесса - создание (либо внедрение) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств.
Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название "Руководство Осло". Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.
Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.
Все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к определению инновации: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово "нововведение"); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому.
Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология.
В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.
Объектно-утилитарный
подход к определению термина "инновация"
характеризуется двумя
Во всех приведенных определениях термин "инновация" трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого возникает ситуация, когда любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию [8, c. 2].
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации (Приложение Б).
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, представляющее собой результат творческого труда, не является инновацией.
Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются:
− научно-техническая новизна;
− практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;
-- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг [1, c. 11].
Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно - инвестиционной деятельностью.
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий,
которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Разновидностями основных
видов инновационной