Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "инновационный потенциал" взаимосвязано с понятием "инновационная активность". Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.
Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...-3-
Инновационный потенциал. (Его составляющие и условия роста)…-4-
Сравнительный анализ основных показателей инновационного потенциала Беларуси, России и Украины…………-9-
Заключение…………………………………………………………………-15-
Список используемой литературы……………………………………….-16-

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx2.docx

— 47.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Инновационный менеджмент

 

 

 

 

Тема   

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент               

Алимова Дудина Алеся Васильевна ЗМО239308

       
   

Ф.И.О., № зачетки

 

подпись

 

Дата

 

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

 

 

Минск  2011  г.


 

 

Содержание.

     Введение……………………………………………………………………...-3-

  1. Инновационный потенциал. (Его составляющие и условия роста)…-4-
  2. Сравнительный анализ основных показателей инновационного потенциала Беларуси, России и Украины…………………….………-9-

Заключение…………………………………………………………………-15-

     Список используемой литературы……………………………………….-16-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие "инновационный потенциал" взаимосвязано с понятием "инновационная  активность". Под инновационной  активностью подразумевают интенсивность  проведения инновационных преобразований на предприятии.

Инновационная активность фирмы зависит  не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная  культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается  и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента  на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления  инновационной деятельности.

Главным фактором, отражающим инновационную  активность фирмы и влияющим на интенсивность  инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства  к инновациям. Инновационность руководства  означает готовность к реализации изменений  в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с  неопределенностью, всегда сопутствующей  нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь  их минимизировать.

Восприимчивость организации к  нововведениям зависит от масштабов  компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной  структуры управления. Малые предприятия  более приспособлены к осуществлению  инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать  на изменения рынка для корректировки  инновационных целей.

 

 

    1. Инновационный потенциал.

(Его составляющие и  условия роста)

Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, опеределяющих способность компании к осуществению деятельности по созданию и практическому использованию  нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

    • Материально-технические ресурсы;
    • Финансовые ресурсы;
    • Организационные ресурсы;
    • Кадровые ресурсы;
    • Социально-психологические факторы.

Для проведения инновационных процессов  компания должна располагать:

    • Свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
    • Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
    • Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки  оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень  интеллектуального потенциала организации  определяет емкость "портфеля инновационных  идей".

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие  показатели:

Научно-технический потенциал (численность  сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений  на одного сотрудника, количество патентов и др.)

Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)

Продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага).

Характеристика инновационности  управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных  проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной  деятельности).

Понятие потенциала тесно связано  со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Под потенциалом предприятия  принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности [чухрай]. Соглашаясь в принципе с вышеприведенным  подходом трактовки понятия "потенциал", на наше мнение, неправомерно суживать его к характеристикам только производственного потенциала. В  работе рассматривается инновационный  потенциал в контексте интеграции факторов всех сфер деятельности предприятия.

Модель потенциала любого предприятия определяется[4]:

    • имеющимися объемами и качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);
    • способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами - его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивацонным потенциалом;
    • способностью менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);
    • инновационной способностью (то есть способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций);
    • информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);
    • финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное)

Общий потенциал предприятия может  быть структурированный с производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и собственно инновационного потенциала, который  составляет будто ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть [1].

Между инновационным потенциалом  и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение  части инновационного потенциала в  общем потенциале промышленного  предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабоструктурированостью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.

Под инновационным потенциалом  понимается способность предприятия  создавать новую стоимость путем  привлечения всех его имеющихся  материальных и невещественных активов  с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный  потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем  разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами [2] инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал формируется  из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал  материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические  использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным  или слабым сторонам предприятия.

Материальные ресурсы инновационного потенциала вмещают основные средства и оборотные активы. Согласно с  действующим законодательством  основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с  целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления  административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года) [3].

К основным средствам инновационной  деятельности можно отнести необоротные  материальные активы, в частности  машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также  библиотечные фонды. Объект основных средств  признается активом, если существует вероятность  того, что предприятие получит  в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость  его может быть достоверно определена.

Материальные ресурсы предприятия  отображаются в балансе предприятия  как активы. Традиционно считается, что именно основные средства и оборотные  активы, а также способность предприятия  эффективно их использовать определяют потенциал предприятия. В то же время  в информационную эпоху учета  в управленческом учете преимущественно  материальных активов не € полностью  адекватным действительности, поскольку  не менее важным источником создания стоимости предприятия становятся невещественные и рыночные активы, трудовые ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сравнительный анализ  основных показателей инновационного  потенциала Беларуси, России и  Украины

В Беларуси инновационно-активные предприятия  в промышленности составляют 13,9 % (т.е. предприятия, которые в течение  последних трех лет, включая отчетный год, осуществляют по крайней мере один из видов инновационной деятельности).  
В России доля инновационно-активных предприятий составляет 7,7 %, при этом наиболее активными являются в промышленности предприятия металлургии (19,9%), химической промышленности (22,5%), машиностроения (18,4%).

Оценка технологических инноваций  в промышленности Беларуси показывает, что основная доля затрат на технологические  инновации в промышленности Беларуси сконцентрированы в топливной промышленности (54 %), машиностроении и металлургии (14%), электроэнергетике (13%). При этом основная доля затрат была направлена на приобретение машин и оборудования - 49%, а на исследования и разработки новых продуктов и методов  их производства – только 4 %.

В качестве негативных моментов, противодействующих активизации инновационной деятельности на предприятиях промышленности Беларуси, следует отметить недостаточно активную реализацию совместных проектов, в  том числе с Россией, низкую долю приобретения прав на патенты и лицензии (5%) по сравнению с приобретением  оборудования (74%).

Основными проблемами, противодействующими  развитию высокотехнологичного сектора  являются: недостаточная интеграция в глобальную экономику; отсутствие развитой системы международного трансфера; недостаточная адаптация к новым тенденциям развития мирового рынка наукоемкой продукции. Эти проблемы приводят к снижению эффективности развития высокотехнологичного сектора Беларуси: отсутствию мультипликативного эффекта от высокотехнологичноного сектора в традиционных отраслях национальной экономики. Все эти проблемы противодействуют решению важнейшей задачи: развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимость. К сожалению, развитые страны предпочитают покупать в Беларуси необработанное сырье и простую продукцию: в 2004 г. 90,7 % экспорта нефтепродуктов, 97,6 % – калийных удобрений, 99,5 % – лесоматериалов. Товары с высокой степенью переработки идут на рынок СНГ (значительная доля – в Россию). Негативной можно считать тенденцию роста доли сырья в экспорте Беларуси (так, три основные сырьевые позиции экспорта с 16,9 % в 1999 г. увеличились до 30,6 % в 2004 г.).

Информация о работе Инновационный менеджмент