Инновация как элемент эффективной экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:26, статья

Краткое описание

Обеспечение устойчивого развития экономики во многом сопряжены со становлением малого предпринимательства, которое позволяет обеспечить более полное использование предпринимательского потенциала на новой основе – на основе инновационной деятельности. В статье показано, что успешное функционирование малых предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Рассмотрены наиболее важные особенности инновационной деятельности малых предприятий, обозначены трудности, с которыми приходится сталкиваться малому предпринимательству при переходе на инновационное развитие, определены основные пути решения актуальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

ИННОВАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - копия.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

ИННОВАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Обеспечение устойчивого развития экономики во многом сопряжены со становлением малого предпринимательства, которое позволяет обеспечить более полное использование предпринимательского потенциала на новой основе – на основе инновационной деятельности. В статье показано, что успешное функционирование малых предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Рассмотрены наиболее важные особенности инновационной деятельности малых предприятий, обозначены трудности, с которыми приходится сталкиваться малому предпринимательству при переходе на инновационное развитие, определены основные пути решения актуальных проблем.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. Любой продукт интеллектуальной деятельности только тогда становится инновационным ресурсом, когда будет принят к коммерциализации предприятием и уже в качестве нематериального актива выступит как инновация1.

В рыночной экономике предприятия вынуждены самостоятельно проектировать, разрабатывать и осваивать экономически целесообразные инновации, поэтому необходимо выработать эффективный подход к оценке актуальности их внедрения.

Мировой опыт подтверждает, что инновационный бизнес в основном присущ субъектам малого предпринимательства, которые, имея финансовую поддержку банков, специализированных фондов и государства, могут более эффективно использовать достижения научно-технического прогресса. Так, в странах с инновационно-ориентированной экономикой доля субъектов МСП в общем количестве предприятий составляет от 97,6% (США) до 99,3% (Германия), в общей численности экономически активного населения – от 50,1% (США) до 69,3% (Япония), в ВВП – от 52% (США) до 57% (Германия). При этом доля инновационно-активных малых предприятий во всех сферах экономической деятельности достигает 55-65%. Например, в Японии в сфере производства инновационными разработками занято 64,7% малых предприятий, в торговле – 42,9%2.

Показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в настоящее время значительно уступают странам-лидерам: доля в ВВП – 21%, в общей численности занятых – 23,4%, в общем количестве предприятий – примерно 40%3.

По данным Росстата, в 2010 г. уровень развития малого инновационного бизнеса выше среднероссийского отмечался только в Центральном (1,1%) и Северо-Западном федеральном округах (0,9%). В Приволжском и Уральском федеральных округах лишь 0,6% малых и микропредприятий занимались инновационными разработками, в Южном и Сибирском федеральном округах – 0,5%, в Дальневосточном ФО – 0,3%. Дифференциация субъектов РФ по удельному весу малых инновационных предприятий в отраслевой структуре МСП еще более внушительная, чем в федеральных округах: от 0,3% в Приморском крае до 1,6% в г. Москве (более чем в 5 раз)4.

Объем капитала в федеральных фондах поддержки инноваций приблизился к ста млрд. руб., это верный знак того, что готовых проектов на эти деньги может не хватить. Во избежание подобного дефицита следует предпринять опережающие меры. Также необходимо формировать «длинные» ресурсы для развития инновационного предпринимательства в рублях и на территории России.

Как показывает мировая практика в современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно субъектами малого бизнеса является актуальной проблемой, поскольку для многих малых предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка и на фоне экономического кризиса, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники малого бизнеса для обеспечения собственной текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать инновационную составляющую своей деятельности. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса:

• большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего, в быстро меняющихся условиях (будь то технологические изменения или экономическая среда в целом);

• узкая специализация творческого поиска;

• немногочисленный персонал;

• ориентация на конечный результат;

• возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для большинства крупных организаций. Научное предпринимательство связано с особым риском (статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого коммерческого товара занимает от трех до пяти лет; лишь одна инновация из десяти доходит до рынка);

• высокая производительность труда и малые издержки производства;

Основное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств. Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Анализ деятельности малых инновационных предприятий в России на современном этапе показывает, что по сравнению с мировой практикой, масштабы малого инновационного предпринимательства невелики. Причины этого явления могут быть рассмотрены в трех аспектах. Во-первых, методы стимулирования инновационной деятельности в секторе малого предпринимательства недостаточно эффективны. Во-вторых, методика учета показателей развития малого наукоемкого предпринимательства несовершенна. Наконец, в-третьих, недостаточная эффективность хозяйствующих субъектов малого инновационного предпринимательства связана не только с неблагоприятными макроэкономическими факторами, но и во многом зависит от их способности ориентироваться в условиях депрессивной экономики, на что также указывают некоторые исследователи.

В настоящее время нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Поэтому считаем, что эффект инновационной деятельности малого предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три составляющие:

Первая – это повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Вторая – привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу.

Третья – повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность малого предприятия.

В целях повышения эффективности функционирования малого предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

- наиболее полное и  своевременное удовлетворение потребностей;

- конкурентоспособность  малого предприятия по показателям  качества продукции и эффективности  производства, достижение баланса  между стабильностью (управление  традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии;

Наконец, для дальнейшего развития малого предпринимательства и повышения эффективности его инновационной деятельности необходима помощь этому сектору экономики по следующим направлениям:

  • разработка и реализация предпринимателями совместно с учеными инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях более высокого уровня организации производственных процессов, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках;
  • проведение анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве;
  • обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах России;
  • проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам инновационной деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей органов власти и общественных организаций;
  • осуществление периодического мониторинга по выявлению проблем, возникающих в инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

В заключение отметим, что с целью активизации инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в России, необходимого для успешного инвестирования в российскую экономику в условиях кризиса. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

 

Список литературы:

  1. Гайнуллина Г.А. Мониторинг деятельности малых предприятий в изменяющихся условиях рыночной среды // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 1 (29).
  2. Данг А.З. Методы оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Дис. ... к.э.н. – М., 2006.
  3. Малое предпринимательство в России. 2011: Стат. сб. – M.: Росстат, 2011.
  4. Опыт Японии в поддержке инновационных МСП [Электронный ресурс] / Режим доступа – URL: http://www.giac.ru.
  5. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ: доклад Минэкономразвития РФ на 12 заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ. Москва, 26 октября 2010г.
  6. Шичков А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе / Москва, Издательский дом «Финансы и кредит» 2009.-360 с.

1 Шичков А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе / Москва, Издательский дом «Финансы и кредит» 2009.-360 с.

2 Опыт Японии в поддержке инновационных МСП [Электронный ресурс] / Режим доступа – URL: http://www.giac.ru.

3 Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ: доклад Минэкономразвития РФ на 12 заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ. Москва, 26 октября 2010г.

4 Малое предпринимательство в России. 2011: Стат. сб. – M.: Росстат, 2011


Информация о работе Инновация как элемент эффективной экономической деятельности