Иновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:01, реферат

Краткое описание

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Вложенные файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование иновационной деятельности_ОГУ_Москва.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

содержание

с. 

 

Введение

 

     Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и  предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.

     Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

     Абсолютная  новизна характеризуется отсутствием  аналогов данному новшеству; относительная  – это новшество, которое уже  применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия.

     Экономическое достоинство нововведения состоит  в том, что выгода от внедрения  превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению  новшество приобретает новое  качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями.

     Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя.

     Период  времени от зарождения идеи до практического  создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инноватика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики. Иначе говоря, инноватика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения задач интенсификации и ускоренного развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных типов новшеств. Иначе говоря, инноватика возникла как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям. [4, с. 291] Реальные конкурентные преимущества предприятия на рынке зависят от различных факторов. Но одними из важных являются факторы, определяющие выбор конкурентной стратегии развития предприятия и процесс ее реализации.

     Внедрение инноваций на современных отечественных  предприятиях становится основным условием обеспечения их экономического роста. Формирование инновационной корпоративной  культуры невозможно без осознания  значимости инноваций, направленных на непрерывное совершенствование организационной структуры, продукции, услуг, систем, процессов, современных крупных компаний. При наличии большого количества работ в области стратегического управления, необходимо отметить, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам инновационного развития. Крупные российские компании пришли к пониманию разработки инновационной политики, направленной на снижение рисковых составляющих в принятии перспективных управленческих решений, учитывающих динамически меняющиеся внешние условия. Очевидно, что без создания методических подходов по переводу крупных компаний на инновационный путь развития, создания соответствующей инновационной инфраструктуры не произойдет массового внедрения инноваций в реальном производственном секторе отечественной экономики.

     Объектом  изучения в работе послужил инновационный процесс в организации. Предмет изучения – основные задачи и принципы внутрифирменного планирования инновационного бизнеса в целях повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.

     Цель  работы – проанализировать основные подходы к планированию и выбора инноваций на предприятии. Задачи работы:

  • проанализировать учебную литературу по теме работы;
  • рассмотреть понятие и признаки инноваций;
  • изучить инновации как инструмент предпринимательской деятельности;
  • выявить понятие инновационной стратегии;
  • проанализировать особенности планирования инновационной политики;
  • выявить технологию управления инновационным процессом;
  • изучить особенности поиска инноваций.

     Методологическую  и теоретическую основу исследования составляют теории стратегического  управления и инноваций в области  бизнеса, представленные в трудах отечественных  и зарубежных ученых и специалистов. В работе были использованы исследования и разработки следующих ученых: Анисимова Ю.П., Анискина Ю., Завлиной П. Н., Ларичевой Е.А., Медынского В.Г., Морозова Ю.П., Оглоблиной И. Е., Фатхутдинова Р.А. и др.

 

1. Инновационная политика предприятия

1.1. Сущность инноваций

 

      В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

      Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности. [10, с. 392]

      Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

      Период  времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

      В теории и практике нет единого  подхода к составу этапов жизненного цикла продукта и, тем более, вида услуг. В методологии комплексной  системы управления а качеством  продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта: исследование и разработка: изготовление; обращение и реализация: эксплуатация и потребление.

      В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы: [7, с. 394]

  • маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований: разработка продукции: материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство:
  • контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение; реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.

      Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

      В мировой практике принято различать  научная (научно-исследовательскую), научно-техническую  деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

  • фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;
  • прикладные научные исследования - научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.

      Научно-техническая  деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

      По  мнению С. Жизнина, наиболее важными  качествами для человека, готовящегося стать предпринимателем, являются: инициатива, искренность, честность, дружелюбное отношение к другим людям, способность руководить людьми, чувство ответственности, хорошие организаторские способности, решительность, целеустремленность, упорство и настойчивость, творческое начало, готовность идти на оправданный риск, работоспособность, финансовый склад ума.

      В ходе осуществления предпринимательской  деятельности предприниматель выполняет  разнообразные функции, основными из которых являются: [11, с. 331]

  • определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой; рациональное размещение капитала и средств фирмы; эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов;
  • создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов;
  • контроль за использованием вложенных средств: преодоление косности и рутины во внешней среде предпринимательства;
  • творческое решение нестандартных ситуаций; организация рекламы: формирование имиджа фирмы; контроль за осуществлением сделок и др. Все перечисленные и другие разнообразные предпринимательские функции можно обобщить и свести к пяти основным группам: изучение спроса и прогнозирование деятельности; финансирование; организация дела; стимулирование персонала; упреждающий контроль и корректировка действий персонала.

      В. Хойер в работе “Как делать бизнес в Европе”, анализируя деятельность успешно функционирующих в европейских странах предпринимателей, приходит к выводу, что все они придерживаются в своей деятельности следующих принципов: - предприимчивость и готовность идти на строго рассчитанный риск; ' “чутье” на потребности рынка: [4, с. 331]

  • железная дисциплина; что касается их самих - они работают больше, чем их сотрудники:
  • детальное знание своего дела. Они превосходные технические специалисты, а также специалисты в области маркетинга и финансирования;
  • умение привлекать хороших сотрудников: в случае, если сотрудники не в состоянии справиться со своей работой, они немедленно увольняются:
  • строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью, готовность закрыть производство, если оно оказывается нерентабельным;
  • стремление всегда быть лучше своих конкурентов. Можно с уверенностью говорить о том, что перечисленные принципы раскрывают общую систему предпринимательского поведения и основные черты цивилизованного предпринимательства.

      На  основе вышесказанного можно определить предпринимательство как творческую деятельность деловых людей, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Следует отметить, что всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, так как предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновационного момента - будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Причем новая организация управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий также относятся к инновационным моментам.

      Предпринимательство как форма экономической деятельности может осуществляться в двух основных видах (или их комбинации): [8, с. 392]

  • путем осуществления непосредственных производительных функций, то есть посредством производства товара, продукции, услуг (производственное предпринимательство);
  • путем осуществления посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара от непосредственного производителя к его потребителю (посредническое предпринимательство).

Информация о работе Иновационный менеджмент