Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:46, курсовая работа
Цель – рассмотреть формы защиты интеллектуальной собственности в туризме. Задачи:
дать определение понятия интеллектуальная собственность;
определить объекты интеллектуальной собственности;
изучить способы защиты интеллектуальной собственности;
охарактеризовать способы защиты интеллектуальной собственности в туризме;
рассмотреть способы защиты интеллектуальной собственности в туризме на примере ООО «РоссТур».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
1.2 Формы зашиты интеллектуальной деятельности
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности
2.2 Использование франчайзинга на примере ООО «РоссТур»
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Исключительное
право на объекты Патентного права
признается и охраняется при условии
государственной регистрации
В отношении изобретения Гражданский кодекс отдельно устанавливает: заявленному изобретению с момента публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы. Таким образом, законодательство обеспечивает право автора на собственное изобретения на время рассмотрения заявки [13, с. 81].
Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. В случае если в создании участвовало несколько физических лиц, все они считаются авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.
Патент выдается
после государственной
Согласно общему правилу срок действия патента на изобретения действует до истечения двадцати лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, хотя есть и специальные сроки предоставления охраны изобретениям.
Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет, на промышленный образец действует до истечения десяти лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Указанные сроки действия патентов могут быть продлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три и пять лет соответственно.
Поэтому получение патента на соответствующий объект промышленной собственности является отправным моментом охраны таких объектов интеллектуальной собственности [7, с. 67].
Защита прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым понимается несанкционированное использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров или услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных в Законе о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки.
Для возникновения
ответственности лица, нарушившего
права владельца
В соответствии
со статьей 12 ГК РФ со 46 Закона “О товарных
знаках” защита гражданских прав
от незаконного использования това
Иски о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены несколькими нарушителями одновременно, однако любой из них несет ответственность за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец.
Защита права на товарный знак может осуществляться нормами административного, уголовного, гражданского права.
Нарушение исключительного права на товарный знак и, в частности, несанкционированное использование чужого товарного знака можно рассматривать как особую разновидность обязательства из причинения вреда[9, с. 13].
Фирменное наименование
– обозначение юридического лица,
под которым оно выступает
в гражданском обороте и
Субъектами права на фирменное наименование могут быть только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Простые товарищества, а также представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц не имеют фирменных наименований, так как не являются юридическими лицами.
Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица. Орган, осуществляющий такую регистрацию, проводит проверку фирменного наименования на новизну. Право на фирменное наименование действует на территории всей РФ. В случае возникновения спора по поводу фирменного наименования приоритет будет отдаваться лицу, имеющему более раннюю дату регистрации.
Право на фирменное наименование является исключительным правом. Коммерческая организация-правообладатель может свободно использовать фирменное наименование для своей индивидуализации, в том числе вправе совершать под ним гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, защищать нарушенные или оспариваемые права, помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, использовать его в публикациях рекламного характера, объявлениях и т. п.
Правообладатель имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему права на фирменное наименование. ГКРФ предусматривает предоставление права на использование фирменного наименования на основании лицензионного договора [10, с. 21].
Коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК РФ).
Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация не материальна, хотя ее хранение и передача (распространение) осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности.
Информация
может рассматриваться как
Таким образом, коммерческая тайна является разновидностью интеллектуальной собственности. Ее особенности таковы:
Требования, предъявляемые к коммерческой тайне:
Субъекты права на тайну - это предприниматели, так как коммерческой тайной являются только сведения, касающиеся предпринимательской деятельности.
Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации.
Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии на сведения, которые становятся доступными третьим лицам и, соответственно, утрачивают свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в установленном законном порядке к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну [1, с. 82].
Вывод: Интеллектуальная собственность - исключительные права физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.
Использование объектов интеллектуальной собственности позволяет предприятиям и организациям производить товары и услуги с высокими потребительскими свойствами, обеспечивая тем самым свою конкурентоспособность.
Интеллектуальная
Каждую часть интеллектуальной собственности регулируют и защищают свои законы: промышленную собственность охраняет патентное законодательство, художественную собственность — закон об авторских правах.
Защита прав на интеллектуальную собственность позволяет предприятиям эффективно продавать инновационные товары [5. С. 63].
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности
Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг. Термин происходит от французского слова franchise, что означает "льгота", "привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.).
Франчайзинг является
вертикально интегрированной
Франчайзинг предполагает
многообразные формы и довольно
сложную систему