Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть формы защиты интеллектуальной собственности в туризме. Задачи:
дать определение понятия интеллектуальная собственность;
определить объекты интеллектуальной собственности;
изучить способы защиты интеллектуальной собственности;
охарактеризовать способы защиты интеллектуальной собственности в туризме;
рассмотреть способы защиты интеллектуальной собственности в туризме на примере ООО «РоссТур».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
1.2 Формы зашиты интеллектуальной деятельности
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности
2.2 Использование франчайзинга на примере ООО «РоссТур»
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИННОВАЦИИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Исключительное  право на объекты Патентного права  признается и охраняется при условии  государственной регистрации соответствующего изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает на них патент (на основании статьи 1353 ГК).

В отношении  изобретения Гражданский кодекс отдельно устанавливает: заявленному изобретению с момента публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы. Таким образом, законодательство обеспечивает право автора на собственное изобретения на время рассмотрения заявки [13, с. 81].

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. В случае если в создании участвовало несколько физических лиц, все они считаются авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.

Патент выдается после государственной регистрации  и внесения в реестр соответствующего изобретения, полезной модели, промышленного образца автору либо его работодателю, в случае создания автором соответствующего объекта в рамках служебного задания.

Согласно общему правилу срок действия патента на изобретения действует до истечения  двадцати лет с момента подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, хотя есть и специальные сроки предоставления охраны изобретениям.

Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет, на промышленный образец действует  до истечения десяти лет с момента  подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Указанные сроки  действия патентов могут быть продлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три и пять лет соответственно.

Поэтому получение  патента на соответствующий объект промышленной собственности является отправным моментом охраны таких объектов интеллектуальной собственности [7, с. 67].

    1. право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания).

Защита прав на товарный знак осуществляется в  случае нарушения, под которым понимается несанкционированное использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров или услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных в Законе о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки.

Для возникновения  ответственности лица, нарушившего  права владельца исключительного  права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать их возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).

В соответствии со статьей 12 ГК РФ со 46 Закона “О товарных знаках” защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

    • Публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
    • Удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;
    • Удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения [9, с. 12].

Иски о нарушении  прав на товарный знак могут быть предъявлены несколькими нарушителями одновременно, однако любой из них несет ответственность за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец.

Защита права на товарный знак может осуществляться нормами административного, уголовного, гражданского права.

Нарушение исключительного  права на товарный знак и, в частности, несанкционированное использование чужого товарного знака можно рассматривать как особую разновидность обязательства из причинения вреда[9, с. 13].

    1. право интеллектуальной собственности на фирменное наименование.

Фирменное наименование – обозначение юридического лица, под которым оно выступает  в гражданском обороте и которое  позволяет отличить его от других участников оборота. Фирменное наименование должно содержать определенную информацию, которая для разных видов юридических лиц может быть различной (АО, ООО и т. д. и само название организации). Фирменное наименование не должно содержать обозначения, способные ввести в заблуждение. В учредительных документах юридического лица должно быть указано его полное фирменное наименование на русском языке, а также могут содержаться сокращенное фирменное наименование и наименование на иностранном языке.

Субъектами  права на фирменное наименование могут быть только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Простые товарищества, а также представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц не имеют фирменных наименований, так как не являются юридическими лицами.

Право на фирменное  наименование возникает с момента  государственной регистрации юридического лица. Орган, осуществляющий такую регистрацию, проводит проверку фирменного наименования на новизну. Право на фирменное наименование действует на территории всей РФ. В случае возникновения спора по поводу фирменного наименования приоритет будет отдаваться лицу, имеющему более раннюю дату регистрации.

Право на фирменное  наименование является исключительным правом. Коммерческая организация-правообладатель может свободно использовать фирменное наименование для своей индивидуализации, в том числе вправе совершать под ним гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, защищать нарушенные или оспариваемые права, помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, использовать его в публикациях рекламного характера, объявлениях и т. п.

Правообладатель имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему права на фирменное наименование. ГКРФ предусматривает предоставление права на использование фирменного наименования на основании лицензионного договора [10, с. 21].

    1. право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;
    2. право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;
    3. право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;
    4. правоотношения в сфере коммерческой и служебной тайны.

Коммерческая  тайна — это информация, имеющая  действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК РФ).

Коммерческая  тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация не материальна, хотя ее хранение и передача (распространение) осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности.

Информация  может рассматриваться как объект, за которым закрепляется исключительное право. Это выражается в том, что закон признает права лица, владеющего информацией, на сохранение ее в тайне, и одновременно требует от третьих лиц воздерживаться от несанкционированного завладения этой информацией.

Таким образом, коммерческая тайна является разновидностью интеллектуальной собственности. Ее особенности таковы:

      • фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. От правообладателя, эффективности предпринимаемых им мер зависит его право на тайну;
      • наибольшая универсальность этого объекта, так как под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя;
      • неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которое ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны;
      • не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.

Требования, предъявляемые  к коммерческой тайне:

    • информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной;
    • к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции и т.п., она коммерческой тайной не признается;
    • информация считается коммерческой тайной, если ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это могут быть меры технического, организационного, юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

Субъекты права  на тайну - это предприниматели, так  как коммерческой тайной являются только сведения, касающиеся предпринимательской деятельности.

Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации.

Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии на сведения, которые становятся доступными третьим лицам и, соответственно, утрачивают свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в установленном законном порядке к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну [1, с. 82].

Вывод: Интеллектуальная собственность - исключительные права  физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

Использование объектов интеллектуальной собственности позволяет предприятиям и организациям производить товары и услуги с высокими потребительскими свойствами, обеспечивая тем самым свою конкурентоспособность.

Интеллектуальная собственность  состоит из двух частей: права на промышленную собственность, права на произведения художественного творчества.

Каждую часть  интеллектуальной собственности регулируют и защищают свои законы: промышленную собственность охраняет патентное  законодательство, художественную собственность — закон об авторских правах.

Защита прав на интеллектуальную собственность  позволяет предприятиям эффективно продавать инновационные товары [5. С. 63].

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТУРИЗМЕ

2.1 Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности

Широко распространенной формой передачи прав на использование  интеллектуальной собственности является франчайзинг. Термин происходит от французского слова franchise, что означает "льгота", "привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.).

Франчайзинг является вертикально интегрированной системой, в основе построения которой лежит соглашение о том, что одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на интеллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером[4, с. 45].

Франчайзинг предполагает многообразные формы и довольно сложную систему взаимоотношений с высоким уровнем индивидуализации между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно.

Информация о работе Интеллектуальная собственность