Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Формирование правового государства предполагает уважение к закону, право, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Процедура реализации права 3
2. Формы реализации права 8
3. Применение права как особая форма его реализации 11
4. Реализация права и способы его толкования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

теория государства и права бутусов.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

Применение права  - одна форма из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Путем применения права государство  в своей деятельности осуществляет две  основные функции: а) организацию  выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в  литературе выделяются две формы  применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных  органов по реализации предписаний  норм права путем создания, изменения  или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма  деятельности есть основной способ организации  исполнения положительных велений  права.

Применение права как  особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования  рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как  организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается  общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений  между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения  определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана  с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы). Граждане не являющиеся субъектами право применения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение  права.

Следовательно, применить  норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство  предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Во-вторых, применение права  осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной  литературе название правоприменительных  отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит  субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового  отношения в направлении конкретной жизненной ситуации. “Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. - такова задача субъектов правоприменения”.

Субъект правоприменения - это  наделенный государством соответствующей  компетенцией активный участник правоприменительных  отношений, которому принадлежит ведущая  роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при  помощи акта применения. В-четвертых, правоприменительная осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. В-четвертых, применительные права, как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание  и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

В-шестых применение права  сопряжено всегда вынесением индивидуального  правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.

Необходимость применения в  определенных сферах общественных отношений  диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда  правоотношение не может появиться  без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и  т.д.).

Только в судебном порядке, можно призвать гражданина умершим  или безвестно отсутствующем  и т. д.

 

  1. Реализация права и способы его толкования

Толкование “обслуживающее”  разные фирмы реализации права, принято  оперативным в отличие от доктринального или официально-нормативного.  Как определенный вид юридической деятельности толкование предполагает наличие субъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность рациональных приемов деятельности, призванных обеспечить должный результат. Деятельность истолкователя, дабы быть рациональным, небрежно ориентируется на некоторую совокупность соответствующих правил, цель которых - рационализировать.

Однородные правила толкования группируются в способы толкования. Общепризнанными являются такие  способы, как языковой, систематически и исторический. Первый способ именуется в разных источниках по разному: грамматический, филологический и даже текстовой.  Очевидно, что третье название нельзя считать удачным, ибо в нем отражается объект толкования, а не его средства и способы. Термин “грамматический” узок по своему содержанию, ибо толкование опирается на только на правила грамматики, но и на правила морфологии, и на правила смысла, т. е. на всю совокупность языковых правил. Термин же “филологический”, напротив, весьма широк, так как филология включает в свой состав не только значение об актуальном языке, но и значение сравнительного, исторического и т. п. языкознания, а также литературоведение. По мнению П.Е. Недбайло отличает, что без уяснений цели закона нельзя правильно истолковать и применить норму права, в нем содержащуюся. Темологическое толкование, “правомерно в качестве одного из способов юридического толкования лишь тогда, когда будет установлено, что данная цель действительно отразилась на смысле толкуемой нормы, и что эта норма действительно является юридическим средством для достижения данной цели... При выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту цель, которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его актах”. Точка зрения С.С. Алексеев в качестве самостоятельного способа рассматривает специально-юридическое  толкование, под которым он понимает исследование технико-юридических средств и способов изложения воли законодателя, базирующихся на знаниях  и прежде всего юридической техники. Но исследование технико-юридических средств и способов выражения воли законодателя - еще не исследование содержания норм права. Средства юридической техники -инструментарий законодателя, а не интерпретатор. Использование законодателем при создании нормативных актов различных технико-юридических средств специальных оценочных терминов, легальных дефиниции, формирование различного вида гипотез, диспозиций и санкций, общих, специальных и исключительных норм и т. д. С.С. Алексеев выделяет несколько “приемов” указанного толкования. Однако из них - “нормативное”, при котором воля законодателя раскрывается в качестве нормативного предписания, а затем логической нормы.

Юридические конституции  играют определенную роль в толковании, служат своеобразным ориентиром для  интерпретатора.

По мнению В.В. Лазорева, в  специально-юридическом толковании нуждаются выражения “третьи  лица”, истец, заявить требования на предмет спора, “вступить в дело”, содержащихся в ст. 37. ГПК РСФСР. Однако он только провозглашает указанный тезис и названный способ к интерпретации этих выражений не применяет. Для толкования же их достаточно языкового, систематического и логического способов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи  с раскрытием этой темы можно сказать, реализация норм права играет большую роль в  развитии государства и права, и  общества в целом. Возьмем к примеру одну из форм реализации права применение права. Применение права - важная форма реализации юридических норм, отличается от иных по своей цели, характеру, действительности.

Под применением права  следует понимать осуществляемую специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесения индивидуально-правовых актов (актов применения права).

 

Список используемой литературы

1.Недбайло П.Е. Примечание  советских правовых норм. М. 1960 г. 

2.Черданцев А.Ф. Толкование  советского права. М. 1979 г.

3.Алексеев С.С. Проб  леммы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1973 г.

4.Лазарев В.В. Применение  советского права. Казань, 1972 г.

5.Алексеев Общая теория  права. М. 1982 г.

 

 


Информация о работе Информационные технологии