Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:27, дипломная работа
Как и в любой области человеческой деятельности, в таможне в начале 21 века ключевое значение имеет применение новейших инновационных технологий. В таможенных органах это – использование процедуры предварительного информирования, позволяющей сократить временные и финансовые затраты перевозчиков, применение электронного документооборота при взаимодействии таможни и бизнеса, осуществление таможенного контроля с использованием системы “зеленого” и “красного” коридоров, внедрение принципа “одного окна”, системы налоговой безопасности и таможенного постаудита, применение информационных таможенных технологий и др.
Введение 4
Глава 1 Обзор литературных источников в области информационных технологий и правовой информации 6
Глава 2 Основные методологические подходы в изучении взаимодействия информационных технологий и таможенной деятельности 8
Глава 3 Применение информационных технологий в таможенных органах Республики Беларусь 9
3.1 Направления совершенствования информационных технологий таможенных органов государств-членов Таможенного союза 11
3.2 Информационные таможенные технологии Республики Беларусь 14
Заключение 19
Библиографический список 21
Приложение А 23
Предметный указатель к реферату 23
Приложение Б 24
Интернет ресурсы в предметной области исследования 24
Приложение В 26
Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)и Print SCreen главной страницы 26
Приложение Г 27
Граф научных интересов 27
Приложение Д 31
БЕЛоРУСсКий государственный УНиВЕРСиТеТ
На правах рукописи
УДК 339.9; 339.9:061 (100)
Апанович
Наталья Геннадьевна
Информационные технологии в таможенных
органах
Республики Беларусь
Выпускная
работа
по
«Основам информационных технологий»
Магистранта кафедры таможенного дела
Специальность 1-26 80 01 – управление в социальных и экономических системах
Научные
руководители:
кандидат исторических наук, доцент
Острога В.А.,
старший преподаватель Громко Н.И.
Минск, 2012
ВЭД – Внешнеэкономическая
ИС – Информационные системы
ИТ – Информационные технологии
ИТТ – Информационные таможенные технологии
СУР – Система управления рисками
ТС – Таможенный союз
ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия
Как и в любой области человеческой деятельности, в таможне в начале 21 века ключевое значение имеет применение новейших инновационных технологий [11, с. 96]. В таможенных органах это – использование процедуры предварительного информирования, позволяющей сократить временные и финансовые затраты перевозчиков, применение электронного документооборота при взаимодействии таможни и бизнеса, осуществление таможенного контроля с использованием системы “зеленого” и “красного” коридоров, внедрение принципа “одного окна”, системы налоговой безопасности и таможенного постаудита, применение информационных таможенных технологий и др.
В настоящее время развитие таможенных и информационных технологий в таможенных службах государств-членов Таможенного союза (ТС) находится на высоком уровне, соответствующем в целом современным требованиям и опыту передовых таможенных администраций мира. Внедрено и интенсивно развивается электронное декларирование, предварительное информирование, продолжается унификация системы управления рисками, развитие транзитных технологий [22].
Однако современный мир
повышение устойчивости национальных экономик государств-членов Таможенного союза в условиях усиливающейся глобальной и региональной конкуренции;
формирование привлекательного инвестиционного климата на таможенной территории ТС;
обеспечение
баланса между содействием
С учетом наработок и идей, которые накоплены в настоящее время в таможенных службах, исходя из массовой информатизации всего нашего общества в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сформулированы основные направления развития таможенного администрирования в ТС. На них в своем докладе сфокусировал внимание Член Коллегии (Министр) ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Анатольевич Гошин на Международной научно-практической конференции "Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства", проходившей в Минске 20 - 21 сентября 2012 г.
Содержание выпускной работы. Структурно работа состоит из перечня условных обозначений, введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 26 наименований и 6 приложений (на 11 страницах). Общий объем выпускной работы составляет 31 страница.
Первая глава посвящена обзору литературных источников в области информационных технологий и правовой информации. Во второй главе рассмотрены детально методы исследования информационных таможенных технологий.
Третья глава посвящена направлениям совершенствования информационных таможенных технологий ТС. Здесь рассмотрены инновации в информационных технологиях таможенных органов Таможенного союза.
При, однозначно, большом экономическом значении, которое имеют информационные технологии в таможенной деятельности, данная тема, на наш взгляд, слабо разработана в отечественной и научной литературе. В первую очередь это касается изданий, связанных с информационными таможенными технологиями как отдельной самостоятельной частью информационных технологий. Эти вопросы лишь частично раскрываются в статьях белорусских и российских авторов и, как правило, касаются какого-то частного случая применения информационных технологий в таможенной деятельности. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что термин информационные таможенные технологии на законодательном уровне до сих пор не введен, а интерес к информационным технологиям в таможенном деле возник сравнительно недавно.
При написании выпускной работы использовались нормативные правовые акты международного и национального уровней. Среди этих документов выделим:
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, ВТО, 2005 [1];
Соглашение
о представлении и об обмене предварительной
информацией о товарах и
О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом: Решение Комиссии Таможенного союза от 19.12.2011 № 899 [3];
Об
утверждении мероприятий по выполнению
Программы социально-
О
Государственной программе
О практическом применении системы TIR-EPD в таможенных органах Республики Беларусь: Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.09.2011 № 410-ОД [7];
О предварительном информировании таможенных органов РБ: Концепция предварительного информирования, утвержденная Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.2008 № 447-ОД [8];
Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года: Приказ Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 08.04.2011 № 125-ОД [9].
Основным теоретическим источником, использованным для исследования информационных таможенных технологий, стало учебно-методическое пособие “Информационные таможенные технологии” представителя кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белорусского государственного университета Н.Г. Кудряшова [13]. Его авторское пособие является первым и единственным в республике изданием, комплексно рассматривающим информационные таможенные технологии (ИТТ).
В Республике Беларусь в разработку методологических основ информационных технологий в таможенном деле существенный вклад внесли М.Е. Романова [14], С.В. Борисюк [17, 21], В.А. Гошин [22], Н.Г. Кудряшов [13], М.В. Таранов [18]. Отдельные положения и выводы выпускной работы нашли отражение в авторских статьях:
“Таможенная логистика”, опубликованной в пятом выпуске Сборника научных статей студентов, магистрантов, аспирантов [11];
“Таможня 20 лет спустя”, опубликованной в девятом выпуске журнала “Таможня и ВЭД” [12].
При написании выпускной работы в качестве методологической основы использовались общие и специальные методы исследования. Общие методы теоретического исследования обеспечивают познание наиболее общие закономерности становления и развития общества. Среди общенаучных методов следует выделить:
анализ и синтез,
идеализация,
индукция и дедукция,
восхождение от абстрактного к конкретному,
системный и структурно-функциональный подходы.
Специальные методы, использованные в исследовании, включают сравнительно-правовой анализ, метод правового моделирования, метод экспертных оценок.
Отдельно необходимо выделить метод анализа, который используется с целью составить целостно представление об использовании информационных технологий (ИТ) в таможенных органов республики.
В настоящее время без
Понятийный смысл слова "инновации" заключается в проведении реформ и во внедрении новых технологий, в том числе основанных на достижениях науки или передовом опыте. Так какие же инновации необходимо применять в настоящее время, чтобы добиться качественно нового уровня развития деятельности таможенных органов, позволяющего обеспечить баланс между содействием международной торговле и обеспечением безопасности национальных интересов государств-членов ТС?
Для ответа на этот вопрос надо сначала осознать, на каком уровне в настоящее время находится автоматизация деятельности таможенных органов государств-членов ТС.
Существующая традиционная схема информационного взаимодействия при реализации таможенных операций предусматривает взаимодействие всех участников (таможенные органы, иные государственные органы, перевозчики, декларанты, банк, операторы, терминалы, порты и т.д.) по принципу "каждый с каждым". Имеет место передача электронных копий около 50 документов, более 200 информационных реквизитов, которые зачастую дублируют друг друга [18].
Кроме этого, несмотря на то, что структуры и форматы электронных копий таможенных документов, а также протоколы информационного взаимодействия в основном стандартизованы, процессы выполнения таможенных операций в таможенных службах реализованы на основе национальных правовых актов, регламентирующих действия должностных лиц таможенных органов. В результате основным принципом функционирования существующих информационных систем таможенных органов является автоматизация деятельности конкретных должностных лиц, от которых зависит выполнение конкретных таможенных операций.
В этих условиях достижение поставленных стратегических целей невозможно без коренного пересмотра подходов к автоматизации деятельности таможенных органов. Требуется обеспечить переход от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (функций и операций таможенного инспектора) на национальном уровне к автоматизации реализации таможенных процедур на всей таможенной территории Единого экономического пространства государств-членов ТС как единых общих (сквозных) процессов.
Такой переход должен обязательно характеризоваться:
уникальной идентификацией участников
внешнеэкономической
реализацией принципов "одного окна"
и "однократного представления сведений"
при взаимодействии участников ВЭД
с таможенными и иными
реализацией в пунктах пропуска через Таможенную границу принципа "одной остановки" совместно с реализацией принципа "двух служб на границе";
автоматической регистрацией и выпуском деклараций на товары с использованием системы управления рисками (СУР) и дифференциацией участников ВЭД [22].
В государствах-членах ТС финансовые и налоговые органы используют в своей деятельности национальные системы идентификации лиц. При таможенном декларировании приходится учитывать особенности национальных систем. Кроме того, при совершении таможенных операций на территории Евросоюза резиденты Таможенного союза получают еще и идентификационный код EORI.
Система регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов (EORI – Economic Operator's Registrationand Indentification) внедрена и успешно функционирует в Европейском союзе в целях упрощения процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Необходимо отметить, что регистрация в системе EORI не заменяет другие виды государственной регистрации, а дополняет их соответствующим идентификатором, используемым при совершении таможенных операций на территории Евросоюза [15].
Представляется актуальным создание аналогичной системы уникальной идентификации участников ВЭД на территории ТС с возможностью в перспективе ее интеграции с системой EORI.
Перспективная схема информационного взаимодействия должна быть основана на реализации принципа "однократного представления сведений" при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами. Перед ЕЭК стоит задача оптимизации уже сложившегося электронного документооборота и создания его для тех министерств и ведомств, которые не вовлечены в него в полной мере. Предстоит разработать единые формы документов, сообщений, форматов данных, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия межведомственного и межгосударственного уровней [24].
Необходимо развитие и совершенствование нормативной базы ТС и приведение в соответствие с нею национальных законодательств государств-членов ТС с максимальным исключением отсылочных норм и национальных особенностей в деятельности таможенных органов.
Кроме этого, необходимо обеспечить стандартизацию и унификацию реализации таможенных процедур с использованием информационно-программных средств на уровне национальных сегментов информационных систем (ИС) таможенных органов и обеспечить формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории ТС на базе Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.
Информация о работе Информационные технологии в таможенных органах Республики Беларусь