Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:25, курсовая работа
Но чрезвычайно большое значение приобрел термин «информация» в связи с развитием новейшей компьютерной техники, автоматизацией умственного труда, развитием новых средств связи и обработки информации и особенно с возникновением информатики.
Одной из важнейших задач теории информации является изучение природы и свойств информации, создание методов ее обработки, в частности преобразования самой различной современной информации в программы для ЭВМ, с помощью которых происходит автоматизация умственной работы-своеобразное усиление интеллекта, а значит, развитие интеллектуальных ресурсов общества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Классы информации 3
2 Типы информации 5
3 Основные свойства информации 6
4 Информация и знания 8
5 Методы получения и
Список использованных источников 16
Введение
Информация – это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.
Информация - психический продукт любого психофизического организма, производимый им при использовании какого-либо средства, называемого средством информации. Информация или сообщение, или данные не передаются от организма к организму, но формируются при пользовании средствами информации, которые могут передаваться от одного организма к другому. Например, книги являются средствами информации. С помощью книг - определенных изделий человек может, действуя на себя данными средствами (книгами) производить информацию. В разговорном языке означает передаваемые сведения, знания; нечто осмысленное и как-то полезное получателю. Такое слово употребление довольно верно́: informare с латыни — «научать». Информацией является и этот доклад.
Классы информации
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
По способу восприятия:
- Визуальная — воспринимаемая органами зрения;
- Аудиальная — воспринимаемая органами слуха;
- Тактильная — воспринимаемая тактильными рец
- Обонятельная — воспринимаемая обонятельными р
- Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецеп
По форме представления:
- Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;
- Графическая — в виде изображений, предметов, графиков;
- Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
По назначению:
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.;
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;
- Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;
- Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По значению:
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени;
- Достоверная — информация, полученная без искажений;
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена;
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания;
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
По истинности:
- Истинная;
- Ложная.
Типы информации
- Фактографическая (фиксация изменений объектов реального мира);
- Комментарийная (характеристика фактов);
- Аналитическая (сопоставление нескольких фактов с восстановлением причинно-следственных связей и возможным прогнозом последствий);
- Справочная (статичное описание объектов реального мира в их исходной форме, а также наборы характеристик, позволяющих идентифицировать данный объект);
- Иллюстративная информация (видео- и графической информации, например фотоархивы ТАСС);
- Методическая информация (описание путей).
Типы информации, исходящей от коммуникатора 2 типа:
- Побудительная информация, которая выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие;
- Констатирующая информация, которая выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Типы информации о точном количестве:
- Логическая;
- Числовая;
- Текстовая;
- Звуковая;
- Графическая;
- Видео.
Основные свойства информации
Качество информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.
- Объективность (Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности);
- Полнота (Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений);
- Достоверность (Верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации. В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др.);
- Адекватность (Степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого . Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный, но неадекватный);
- Доступность (мера возможности получить ту или иную информацию)
- Актуальность (это степень соответствия информации текущему моменту времени)
- Эмоциональность (свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации)
Информация и знания
К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.
Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.
Существуют и другие определения
информации, например, информация –
это сведения об объектах и явлениях
окружающей среды, их параметрах, свойствах
и состоянии, которые уменьшают
имеющуюся о них степень
Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.
Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.
Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний.
Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации.
Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания. В зависимости от сферы использования информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической и т.д.
Методы получения и использования информации
Методы получения и использования информации можно разделить на три группы, иногда условно разграничиваемые.
- Эмпирические методы или методы получения эмпирической информации (эмпирических данных);
- Теоретические методы или методы получения теоретической информации (построения теорий);
- Эмпирико - теоретические методы (смешанные, полуэмпирические) или методы получения эмпирико-теоретической информации.
Эмпирические методы:
- Наблюдение - сбор первичной информации или эмпирических утверждений о системе (в системе);
- Сравнение - установление общего и различного в исследуемой системе или системах;
- Измерение - нахождение, формулирование эмпирических законов, фактов;
- Эксперимент - целенаправленное преобразование исследуемой системы для выявления ее свойств.
Теоретические методы:
- Восхождение от абстрактного к конкретному - получение знаний о системе на основе знаний о его абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении;
- Идеализация - получение знаний о системе или о ее подсистемах путём мысленного конструирования, представления в мышлении систем и/или подсистем, не существующих в действительности;
- Формализация - получение знаний о системе с помощью знаков или же формул, т.е. зыков искусственного происхождения, например, языка математики (или математическое, формальное описание, представление);
- Аксиоматизация - получение знаний о системе или процессе с помощью некоторых, специально для этого сформулированных аксиом и правил вывода из этой системы аксиом, т.е. правил получения выводов, знаний из аксиом;
- Виртуализация - получение знаний о системе созданием особой среды, обстановки, ситуации (в которую помещается исследуемая система и/или ее исследующий субъект), которую реально, без этой среды невозможно реализовать и получить соответствующие знания.
Эмпирико - теоретические методы:
- Абстрагирование - установление общих свойств и сторон объекта (или объектов), замещение объекта или системы ее моделью. Абстракция в информатике и в математике играет важнейшую роль, понимается в двух следующих смыслах. Абстракция, абстрагирование - метод исследования (изучения) некоторых явлений, объектов, в результате которого можно выделить основные, наиболее важные для исследования свойства, стороны исследуемого объекта или явления и игнорировать несущественные и второстепенные. Абстракция - как описание или представление объекта (явления), полученного с помощью метода абстрагирования; особо важно и используемо в информатике такое понятие, как абстракция потенциальной осуществимости, которое позволяет нам исследовать конструктивно объекты, системы с потенциальной осуществимостью т.е. они могли бы быть осуществимы, если бы не было ограничений по ресурсам (время, пространство, вещество, энергия, информация, организация, человек); используются и абстракция актуальной бесконечности - существования бесконечных, неконструктивных множеств и систем, процессов, а также абстракция отождествления - возможности отождествления любых двух одинаковых букв, символов любого алфавита, объектов - независимо от места их появления в словах, конструкциях, хотя их информационная ценность при этом может быть различна.