Использование SWOT-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 113.42 Кб (Скачать файл)

Масштабная работа «Газпрома» в этом направлении ориентирована  на достижение максимального экономически оправданного уровня газификации России. Одной из важнейших задач для компании сегодня является газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая будет идти одновременно с созданием добычной и газотранспортной инфраструктурой в этих регионах.

2.2 Основные  направления   государственного   регулирования   деятельности     ОАО «Газпром»

Процессы перехода к  рыночным отношениям в газовой отрасли  привлекают повышенное внимание как  внутри страны, так и за рубежом. Значение этих изменений для экономического развития, энергетической безопасности России и многих стран Европы и  Азии очень велико. Достаточно отметить следующее:

- на территории России сосредоточено  около 30% мировых запасов газа;

- Россия занимает первое  место в мире по объему добычи  природного газа (более 23%);

- примерно 25% потребляемого в Европе  природного газа поставляется  из России;

- российская газотранспортная  система интегрирована в европейскую  систему газопроводов.

Эти факторы свидетельствуют также  о стратегических конкурентных преимуществах  России на газовом рынке. Сохранение Россией лидирующих позиций на мировом  рынке во многом будет зависеть от того, насколько успешным будет развитие внутреннего рынка газа.

При развитии внутреннего рынка газа необходимо ориентироваться на развитие экономической системы, в которой государству отводится активная роль регулирующего органа, обеспечивающего:

- условия конкурентной борьбы  на принципах подлинной эффективности,  что требует существенной корректировки  его политики в области конкуренции,  ценовых ограничений, антимонопольных  мер;

- корректировку результатов эффективной  конкуренции с помощью социальных  механизмов, в том числе компенсаций;

- перераспределение и стимулирование  направления инвестиционных потоков  на решение задач структурной  перестройки экономики.

Отдавать структурные преобразования стихии рынка не следует, так как  это неизбежно приведет к неоправданным  затратам, существенно затянет структурную  перестройку и не гарантирует  достижения необходимых обществу целей.

С другой стороны, проблема заключается  в том, что ориентация только на прямые административные меры государства  в условиях рыночной экономики не дает ожидаемых позитивных сдвигов.

Внутренний рынок газа России в  силу сложившихся особенностей является рынком естественной монополии. Во многом это обусловлено уникальностью  созданной за многие годы Единой системы  газоснабжения (ЕСГ), оператором которой  является ОАО "Газпром".

Снабжение газом отечественных  потребителей осуществляется по Единой системе газоснабжения. Единая система  газоснабжения (ЕСГ) - уникальная инфраструктура транспортировки газа на дальние  расстояния. Протяженность магистральных  газопроводов составляет свыше 150 тыс. км, из них 149,3 тыс. км магистральных  газопроводов находится в ведении  ОАО "Газпром". ОАО "Газпром" является естественным монополистом в  сфере транспортировки газа как на внутренний рынок РФ, так и за ее пределами.

Рынок газа России переживает эволюционные преобразования, это касается изменений  в сфере государственного регулирования, формирования свободного сектора рынка  газа, дальнейшей либерализации цен  и других вопросов.

Отношения между экономическими субъектами в газовой промышленности регулируются федеральным и региональным законодательством. Нормативно-правовые акты РФ, касающиеся газовой промышленности, включают приблизительно четыре группы законов и подзаконных  актов:

1. Федеральные законы и постановления  Правительства РФ, определяющие  правила функционирования внутреннего  рынка газа.

2. Постановления Правительства  РФ, определяющие условия ценообразования  на внутреннем рынке газа.

3. Нормативно-правовые акты федеральных  органов власти, затрагивающие вопросы  реформирования газовой промышленности.

4. Прочие регулирующие документы,  затрагивающие в той или иной  мере газовую промышленность.

Реформирование внутреннего рынка  газа предполагает прежде всего совершенствование действующего законодательства и системы ценообразования на газ.

В настоящее время оптовая цена на природный газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, дифференцирована по 11 ценовым поясам (фактически поясов 13 из-за того, что введены пояса 4-а - Республика Коми, Астраханская и Оренбургская области и 10-а - Калининградская область) для промышленных потребителей и населения.

Глубина дифференциации в 2006 г. (разрыв между оптовой ценой 1-го и 11-го пояса) составляет для промышленных потребителей 47,7%, для населения - 26,4% (в 2005 г. 46,6 и 25% соответственно).

С апреля 2005 г. цена на газ для населения в 1-м поясе достигла уровня оптовой цены для промышленных потребителей этого же ценового пояса.

Газ - самое дешевое топливо в  России, что не отражает его высоких  потребительских свойств. Сложившееся  соотношение цен на топливно-энергетические ресурсы: газ в 2,5 - 3 раза дешевле  мазута и на 15 - 20% дешевле угля. Несоответствие цен на газ и на другие важнейшие  энергоносители привело к необоснованному  росту удельного веса газа в энергетическом балансе страны.

Постановлением Правительства  РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.05.2002 N 328) определена система ценообразования на газ на внутреннем рынке.

"Переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации осуществляется поэтапно.

На первом этапе осуществляются государственное регулирование  оптовых цен на газ и тарифов  на услуги по его транспортировке  по магистральным газопроводам для  независимых организаций, разработка методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным  газопроводам и ее апробация, организация  одной или нескольких газотранспортных компаний, осуществляющих транспортировку  газа по магистральным газопроводам, а также введение в сфере услуг  по транспортировке газа раздельного учета продукции (услуг) и затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

На втором этапе подготавливаются обоснования для либерализации  цен на газ и ограничения сферы  государственного регулирования газовой  отрасли за счет установления тарифов  на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и  газораспределительным сетям".

Что касается нормативно-правовых актов, определяющих правила функционирования внутреннего рынка газа, то их количество достаточно обширно.

Наибольший интерес с точки  зрения возможности либерализации  газового рынка представляет Федеральный  закон "О газоснабжении". На основе детального изучения статей Закона "О  газоснабжении" можно сделать  следующие выводы.

Закон "О газоснабжении":

1. Предусматривает "расширение  сфер применения рыночных цен  на газ и услуги по газификации  жилищно-коммунального хозяйства,  промышленных и иных организаций  с учетом стоимости, качества  и потребительских свойств, альтернативных  газу видов энергетических ресурсов  в целях формирования рынка  энергетических ресурсов" (статья 20).

2. Определяет антимонопольные правила  для организаций - собственников  систем газоснабжения.

3. Определяет полномочия регулирующих  органов государственной власти.

Закон "О газоснабжении" требует  единой правовой основы и проведения единой ценовой политики на едином рынке газа, что налагает определенные ограничения и делает практически  невозможным выборочный досрочный  перевод некоторых потребителей на нерегулируемый сегмент рынка. Многие промышленные потребители откажутся  от перехода на рыночную схему ценообразования.

Необходим одномоментный переход  на свободное ценообразование для  всех промышленных потребителей или  для определенных групп с учетом макроэкономических последствий данного  шага.

При переходе на свободное ценообразование  необходимо определить систему ценовых  индикаторов, которые будут зависеть от региона поставки и вида экономической  деятельности потребителя. Цена на газ, направляемый для государственных  нужд (военно-промышленный комплекс и  т.п.), должна остаться под государственным  контролем. При этом необходимо разработать  механизм компенсации упущенной  выгоды поставщика газа.

Для преодоления вышеназванных  ограничений нужно разработать  и утвердить федеральным законом  структуру внутреннего рынка  газа, подразумевающую 2-секторную модель:

- свободный рынок контрактов (включая  биржевой рынок);

- регулируемый рынок социально  значимых и защищаемых государством  потребителей (население, ЖКХ).

Для развития газовой промышленности, обеспечивающего приток инвестиций и прибыльность бизнеса, необходима поэтапная либерализация рынка  газа, что обеспечит активизацию  участия независимых производителей в обеспечении газом.

Наиболее актуальными сценариями рыночных преобразований являются:

Сценарий 1:

- независимые производители газа, осуществляющие свою деятельность  на месторождениях, подключаемых  к ЕСГ, работают на нерегулируемом  секторе рынка;

- газовые проекты Восточной  Сибири и Дальнего Востока  реализуются на условиях обеспечения  необходимого уровня эффективности  и поставки по свободным ценам;

- объемы реализации газа ОАО  "Газпром" в зоне ЕСГ постепенно  освобождаются от государственного  регулирования цен: 2010 г. - 40%, 2015 г. - 90% промышленности и 50% населению по свободным ценам, 2020 г. - 100% промышленности.

Сценарий 2 предполагает более быстрый переход к свободному рынку и отличается от сценария 1 темпами освобождения от государственного регулирования в зоне ЕСГ: 2010 г. - 90 и 50%, 2015 г. - весь газ по свободным ценам.

Еще один аспект государственного регулирования  хотелось бы отметить. Экономическая  мысль Запада перестала наконец рассматривать функции государства в инвестиционной сфере только как всеобщего регулятора правил игры на этом рынке и защитника прав собственности. Все больше усиливается мнение о необходимости прямого и активного участия государства в инвестиционной деятельности и структурных преобразованиях.

Имеются веские доказательства того, что быстрые структурные преобразования требуют крупных инвестиций, которые  должны быть осуществлены в короткие сроки. Это обусловливает значительное повышение интенсивности капитальных  вложений в узловые точки структурной  перестройки, существенно превышающие "нормальные" возможности инвестирования частных, а в случае ОАО "Газпром" и смешанных инвесторов.

В подобной ситуации вполне допустим и экономически обоснован вклад  государства в тот "толчок", который необходим для быстрых  структурных преобразований в газовой  отрасли.

В последние годы сколько-нибудь крупных  капитальных государственных вложений в газовую отрасль не просматривалось. Федеральные целевые программы 2004 - 2005 гг. также не были ориентированы  на структурную перестройку этой отрасли.

Между тем мы видим по крайней мере несколько направлений, по которым имеется объективная необходимость инвестиционной поддержки государства.

 Одно из них - ускорение  темпов газификации народного  хозяйства, и особенно в сельской  местности. В настоящее время  это не столько неподъемно, сколько  экономически невыгодно для ведущего  экспортера газа - ОАО "Газпром". Ускорение газификации сельской  местности расширяет сферу внутреннего  потребления газа и тем самым  ограничивает экспортные возможности.

При значительном разрыве в ценах  на газ на внутреннем и мировом  рынках рост внутреннего потребления  ограничивает его прибыль. Экономическая "невыгодность" увеличения поставок газа на внутренний рынок и для  ОАО "Газпром" во многом возрастает еще и потому, что при сложившихся  регулируемых ценах на газ продажа  его на внутреннем рынке приносит корпорации не прибыль, а убыток. В  2005 г. он составит более 1,5 млрд. руб., а по финансовому плану на 2006 г. - свыше 2,5 млрд. руб.

В России насчитывается 110,2 тыс. населенных пунктов. По данным статистики, на 1 января 2005 г. было газифицировано (природным и сжиженным газом) только 79,8 тыс. населенных пунктов, или 72,4%. Таким образом, более 30 тыс. населенных пунктов до сих пор не газифицированы.

Информация о работе Использование SWOT-анализа