Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:22, реферат
Но все же, в настоящее время Россия перспективы развития научной деятельности не соответствует должному уровню, по сравнению с другими активно развивающимися странами. Это все не соответствует настоящей стратегии по преодалению отставания от супердержав – лидеров. Реализация программ конечно же присутствует, но уровень реализации не сопоставим даже с развивающими странами, не говоря уже о развитых.
Международный Университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра Управления проектами
РЕФЕРАТ
На тему
Как я вижу развитие науки и инноваций в России
Выполнил:
студент 2 курса,
группы 2104
Совалев М.Ю.
Научный руководитель:
Хозяинов М.С.
Дубна 2012
Введение
Россия на данный момент находится в рядах развивающихся стран. Инновации и научная деятельность являются неотъемлемыми частями этого развития. В нашей стране идут постоянные дискуссии по поводу необходимости инновационного развития. Но все же, в настоящее время Россия перспективы развития научной деятельности не соответствует должному уровню, по сравнению с другими активно развивающимися странами. Это все не соответствует настоящей стратегии по преодалению отставания от супердержав – лидеров. Реализация программ конечно же присутствует, но уровень реализации не сопоставим даже с развивающими странами, не говоря уже о развитых.
Главные проблемы государственной научной и инновационной политики Российской Федерации — неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты, непоследовательность. Снижение объемов финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован. В результате многократное отставание от стран- лидеров в масштабах научных исследований и разработок по наиболее важным направлениям, в реальном обеспечении объявленных государственных приоритетов России за прошедшие 10-15 лет углубилось и может сохраниться и в будущем.
Но
все же предсказать
точно развитие невозможно,
поэтому стоит
разделить варианты
на три варианта –
неэффективный, умеренный
и эффективный.
Эффективный вариант развития
Шанс того, что результат развития окажется действительно эффективен очень мал, по сравнению с остальными двумя вариантами. Этот вариант развития подозревает создание мощнейшего ядра, основы. Эффективное развитие high - tech сферы сделает РФ крупной производительницей конкурентно способной, качественной продукции.
Умеренно эффективный вариант развития
Умеренно эффективный вариант предполагает возможность увеличения своевременной положительной динамики в государственном секторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.
Неэффективный вариант развития
К
сожалению, является
наиболее вероятным.
Сохраняя текущие
тенденции низкой
приоритетности инноваций
в практическом смысле,
как у государства,
так и у частного
сектора. Это приведет
к деградации научного
сектора и в
общем итоге окажется
крахом для всей системы
научно исследовательской
деятельности и инноваций
в целом.
Проблемы перспектив развития России в сфере науки и инноваций
Инновации на сегодняшний день у всех на слуху, очень часто это слово звучит из уст высших лиц нашего правительства. Развитие научной деятельности просто необходимо на данный момент. Но прежде всего для развития необходима достойная база. В России для этого создают особые экономические зоны, научно исследовательские центры. Но не все особые экономические зоны не смогли начать свою непосредственную деятельность, так как просто напросто не находилось компаний – резидентов для сотрудничества.
Так же хотелось бы особенно отметить положение России на рынке результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации – патентов. Ниже приведена таблица затрат и поступлений за лицензарование \ продажу патентов в России и других развивающихся и развитых странах.
Страна|год |
1980 |
2000 |
2004 | ||||||
млн. $ |
поступления |
затраты |
поступления |
затраты |
поступления |
затраты | |||
США |
6937 |
768 |
43230 |
16470 |
52640 |
23000 | |||
Япония |
351 |
1328 |
10230 |
11010 |
15700 |
13640 | |||
Великобритания |
1203 |
927 |
8150 |
6640 |
12020 |
8370 | |||
Германия |
612 |
1445 |
3800 |
5670 |
7880 |
5670 | |||
Китай |
Нет данных |
Нет данных |
187 |
1742 |
490 |
4497 | |||
Россия |
Нет данных |
Нет данных |
59 |
69 |
256 |
1094 |
Из этой таблицы мы видим, что у РФ заметное отставание в этом плане. Эти числа ни в какую не сопоставимы с данными остальных стран. А использование патентов крайне важно.
Заключение
В последние десятилетия роль мирового рынка высоких технологий становится определяющей в выборе направлений экономического развития лидеров мировой экономики. К основным особенностям рынка высокотехнологичной продукции относятся: сохранение доминирующего положения США; снижение роли Японии, возрастание роли КНР и Южной Кореи.
Развитие прогрессивных направлений инновационных процессов и функционирование мирового рынка высоких технологий нуждается в регулировании со стороны национальных государственных структур и международных организаций как путем совершенствования правовой базы интеллектуальной собственности и информационного законодательства, так и путем создания специальных программ содействия нововведениям, направленных на разрешение глобальных проблем мировой экономики, в том числе освоения космоса, мирового океана, решение экологических проблем, ресурсного обеспечения и т.д.
Информация о работе Как я вижу развитие науки и инноваций в России