Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 11:03, автореферат
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка технологии каталитического риформинга бензина с блоком промежуточного разделения риформата и комбинированного процесса переработки бензиновых фракций, позволяющего получать современные высокооктановые автобензины с пониженным содержанием аренов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1 Исследование влияния основных технологических параметров последней стадии процесса каталитического риформинга с межступенчатым разделением катализата на выход и качество риформата.
2 Изучение влияния качества сырья последней стадии на показатели процесса.
* - по заводским данным.
Анализ качества сырья и продуктов процесса осуществлялся стандартными аналитическими методами. Индивидуальный углеводородный состав исходного сырья и продуктов реакций указанных процессов риформинга и гидрирования определялся методом газовой хроматографии.
В третьей главе проведен анализ экспериментальных результатов, полученных при исследовании предлагаемой технологии каталитического риформинга бензина с блоком межступенчатого разделения риформата перед последним реактором. Было исследовано влияние ряда технологических факторов (фракционный состав сырья, температура, объемная скорость подачи сырья) на выход и качество риформатов двух вариантов указанного ступенчатого риформинга и традиционного процесса (для сравнения).
Технологическая схема каталитического риформинга с блоком межступенчатого разделения риформата (ступенчатого риформинга) приведена на рисунке 1. Первые три реактора риформинга (при четырехреакторной схеме процесса) условно объединены в первую ступень, а последний реактор является второй ступенью предлагаемого процесса. Гидроочищенная сырьевая бензиновая фракция 85-180ºС на первой ступени I подвергается традиционному каталитическому реформированию в трех последовательно расположенных реакторах, а затем на блоке разделения II полученный катализат разделяется на 3 фракции: НК-85ºС, 85-150ºС и 150ºС-КК. Фракция 85-150ºС, содержащая значительное количество низкооктановых алканов С7-С10 (30,7 % масс.), направляется на дальнейшую конверсию в последний реактор риформинга III - реактор второй ступени. Фракции НК-85ºС и 150ºС-КК после блока разделения перед последним реактором выводятся с установки и могут быть в дальнейшем компаундированы с риформатом второй ступени с целью получения товарного автобензина.
I – три реактора риформинга первой ступени; II – блок межступенчатого разделения риформата; III - реактор риформинга второй ступени
Рисунок 1 - Схема процесса каталитического риформинга бензина с межступенчатым разделением риформата на 3 фракции
Извлечение фракции НК-85ºС, содержащей 56,3 % масс. сравнительно высокооктановых алканов С5-С6, из сырья последнего реактора риформинга позволяет предотвратить интенсивный гидрокрекинг данных углеводородов и заметно повысить выход риформата (~на 6-8% масс.).
Удаление фракции 150ºС-КК из сырья реактора II ступени целесообразно, так как содержащиеся в данной фракции наиболее тяжелые арены понижают степень конверсии (в том числе ароматизации) низкооктановых алканов С7-С10 более легкой части сырья за счет более интенсивной адсорбции на активных кислотных центрах катализатора риформинга и усиленного закоксовывания данных центров. Кроме того, в условиях пониженных давлений процесса (~1-1,5 МПа), отвечающих технологическому режиму работы современных установок каталитического риформинга, фракция 150ºС-КК не подвергается существенным целевым химическим изменениям в составе сырья последнего реактора риформинга ввиду небольшого содержания в ней парафино-нафтеновой части (~1,5 % масс.), а следовательно, фактически является балластом. Также при риформинге фракции 150ºС-КК в последнем реакторе (по традиционной схеме) ароматические углеводороды данной фракции (~98,5 % масс.) подвергаются нежелательным реакциям деалкилирования, повышающим газообразование и снижающим выход и октановое число риформата.
Извлечение фракций НК-85ºС и 150ºС-КК из сырья реактора II ступени (см. рисунок 1) вызывает соответствующее сокращение массового расхода сырья через данный реактор (~на 50 %), что предполагает два варианта осуществления процесса риформинга с межступенчатым разделением риформата. Первый вариант предложенной технологии предусматривает уменьшение загрузки катализатора в последнем реакторе пропорционально сокращению потока сырья через него, что оставляет объемную скорость подачи сырья в данном реакторе неизменной (в условиях эксперимента - 1,5 ч-1).
Однако если проблема получения
более высокооктановых
Определение границы разделения риформата I ступени на среднюю и нижнюю фракции было выполнено на основании экспериментальных данных по ректификации указанного риформата, графически представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 – Содержание алканов С9-С10 в концевых фракциях риформата I ступени (с Л-35-5)
Как видно из рисунка, с точки зрения выхода фракции и допустимого содержания в ней низкооктановых алканов С9-С10 (не более 1,5 % масс.) оптимальной является температура начала кипения хвостовой фракции 150ºС, соответствующая массовому выходу фракции риформата 31%. Таким образом, в качестве фракции, отводимой с низа колонны разделения катализата перед последним реактором, согласно данным опыта, целесообразно выбрать фракцию 150ºС-КК, являющуюся 98,5%-ным концентратом аренов.
На рисунке 3 представлены экспериментальные кривые зависимости выхода аренов на сырье от температуры в последнем реакторе для риформинга, проводимого по традиционной технологии, и предложенной технологии ступенчатого процесса. Из данного рисунка вполне очевидно, что риформинг с блоком межступенчатой ректификации риформата (ступенчатый риформинг) является более предпочтительным в плане целевой ароматизации сырья в сравнении с традиционным риформингом, а при отдельном сопоставлении двух вышеприведенных вариантов ступенчатого риформинга наибольший выход ароматических углеводородов дает процесс с меньшей объемной скоростью подачи сырья (0,75 ч-1) в последнем реакторе, отвечающий кривой 1.
Рисунок 3 – Выход аренов (% масс.) на сырье риформинга в условиях эксперимента (490-510ºС, 1,0 МПа, 0,75-1,5 ч-1)
Значительным преимуществом предлагаемой технологии риформинга с межступенчатым разделением риформата по сравнению с традиционной схемой осуществления процесса является то, что концентрация аренов в продуктах усовершенствованного риформинга растет не только за счет реакций гидрокрекинга парафино-нафтеновой части и соответствующего концентрирования ароматики (что характерно для стандартного риформинга), но и в значительной мере благодаря сравнительно интенсивному протеканию целевых реакций дегидроциклизации низкооктановых алканов С7-С9, что увеличивает выход риформата.
В связи с указанным
заметным увеличением доли реакций
дегидроциклизации алканов
Рисунок 4 – Содержание
алканов в риформатах исследуемых
процессов каталитического
Данная закономерность подтверждается во всем интервале экспериментальных температур.
Высокий выход пентанов и гексанов в условиях риформинга с межступенчатым фракционированием риформата важен тем, что данные углеводороды, имеющие относительно хорошие антидетонационные свойства, являются ценными составляющими головных бензиновых фракций.
На рисунке 5 показаны зависимости суммарного выхода аренов и алканов С5-С6 (% масс.), составляющих высокооктановую часть стабильного риформата, от температуры в последнем реакторе риформинга для двух рассматриваемых разновидностей ступенчатого риформинга и традиционного процесса.
Сравнение полученных данных подтверждает существенное преимущество обоих видов ступенчатого риформинга перед традиционным процессом, а также показывает некоторое повышение выхода рассматриваемых углеводородов (~на 1,5-2%) при проведении ступенчатого риформинга с меньшей объемной скоростью в последнем реакторе по отношению ко второму варианту предлагаемой модернизированной технологии во всем интервале температур эксперимента (490-510ºС).
Рисунок 5 - Выход аренов и алканов С5-С6 (% масс.) на сырье риформинга в условиях эксперимента (490-510ºС, 1,0 МПа, 0,75-1,5 ч-1)
Обобщенным критерием оценки эффективности процесса каталитического риформинга является показатель октан-тонн, представляющий собой произведение октанового числа риформата на его массовый выход. Сопоставление данных показателей (октан-тонн) вышеупомянутых технологий риформинга является необходимым для выявления наиболее эффективной схемы осуществления данного процесса (рисунок 6). Как видно из данного рисунка, показатель октан-тонн ступенчатого риформинга с объемной скоростью в последнем реакторе 0,75 ч-1 во всем диапазоне температур опыта (490-510ºС) превышает аналогичный показатель не только стандартного риформинга, но и ступенчатого риформинга с большей объемной скоростью.
Рисунок 6 – Зависимость
показателя октан-тонн исследуемых
технологий каталитического риформинга
от температуры в последнем
Основные показатели предлагаемых вариантов риформинга с межступенчатым разделением риформата и стандартного процесса представлены в таблице 2. Помимо заметного увеличения выхода риформата (8,4-9,1 % масс. на сырье) и соответствующего повышения показателя октан-тонн (на 9,2-10,6 пунктов) в сравнении с традиционной технологией (см. таблицу 2), первый предлагаемый вариант осуществления ступенчатого каталитического риформинга позволяет снизить загрузку дорогостоящего платиносодержащего катализатора в последнем реакторе на 50-55%, что в пересчете на общую загрузку по процессу означает снижение количества используемого катализатора на 20-25%. Это обстоятельство ощутимо увеличивает экономический эффект от применения предлагаемой технологии.
Таблица 2 – Основные показатели технологии традиционного риформинга и предлагаемых вариантов процесса ступенчатого риформинга
Показатель |
Риформат традиционного риформинга при температуре последнего реактора,ºС |
Риформат первого варианта ступенчатого риформинга* при температуре реактора II ступени,ºС |
Риформат второго варианта ступенчатого риформинга** при температуре реактора II ступени,ºС | ||||||
490 |
500 |
510 |
490 |
500 |
510 |
490 |
500 |
510 | |
ОЧИМ |
97,8 |
101,1 |
103,5 |
99,0 |
102,9 |
104,3 |
104,0 |
105,2 |
106,0 |
Выход на сырье, % масс. |
79,0 |
76,8 |
74,7 |
87,4 |
85,8 |
83,8 |
85,8 |
84,9 |
83,5 |
Прирост выхода (по сравнению с традиционным риформингом), % масс. |
- |
- |
- |
8,4 |
9,0 |
9,1 |
6,8 |
8,1 |
8,8 |
Октан-тонны (на сырье) |
77,3 |
77,6 |
77,3 |
86,5 |
88,2 |
87,5 |
89,2 |
89,3 |
88,5 |
Прирост октан-тонн (по сравнению с традиционным риформингом) |
- |
- |
- |
9,2 |
10,6 |
10,2 |
11,9 |
11,7 |
11,2 |
* - данный риформат получен
** - объемная скорость подачи сырья в последнем реакторе – 0,75 ч-1.
Второй вариант ступенчатого риформинга, являющийся, как указывалось ранее, предпочтительнее первого с точки зрения получения более высокооктанового риформата (см. таблицу 2), дает возможность еще более заметно повысить показатель октан-тонн (на 11,2-11,9 пункта) по сравнению со стандартным риформингом.
В четвертой главе изложены результаты исследований процесса гидрирования отдельных фракций риформатов, полученных по предлагаемой в данной диссертации технологии ступенчатого риформинга и путем традиционного риформинга (для сравнения).
Гидроизомеризация слабоароматизированных бензолсодержащих фракций (например, НК-85ºС) риформатов (процесс РЕГИЗ), как уже было доказано ранее, может быть использована для уменьшения в них концентрации бензола, но не слишком эффективна для требуемого снижения общего содержания аренов (до 55 % по ГОСТ Р 11502-97 и до 42 % об. по стандарту Евро-3) в высокоароматизированных жидких продуктах риформинга при их компаундировании с данными гидроизомеризатами. Таким образом, очевидна необходимость вовлечения в сырье процесса гидроизомеризации более тяжелых и ароматизированных фракций риформатов (например, НК-115ºС, НК-125ºС) для получения необходимого снижения концентрации ароматических углеводородов в компаундированных товарных бензинах.
Основной целью проведенных исследований по гидроизомеризации (гидрированию) катализатов риформинга было определение возможности производства высококачественных автомобильных бензинов, по содержанию ароматических углеводородов отвечающих современным российским и зарубежным экологическим требованиям, на базе риформатов предлагаемого ступенчатого риформинга и их гидроизомеризатов (гидрогенизатов).
Указанный процесс гидроизомеризации риформатов был экспериментально осуществлен в две стадии: 1 - гидрирование фракций риформата, 2 - дополнительная изомеризация полученных гидрогенизатов.
Осуществление первой стадии (при P = 3,0 МПа, t = 250-300ºС, объемной скорости 1 ч-1) не представляло особых трудностей, так как процесс гидрирования на современных платиносодержащих катализаторах риформинга (один из которых использовался и в данном лабораторном эксперименте – RG-482) позволяет добиться глубокой степени деароматизации бензол- и толуолсодержащих фракций риформатов (~99-99,5%) при указанных условиях.
Информация о работе Каталитический риформинг с блоком межступенчатого разделения риформата