Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:12, контрольная работа
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Введение 3
1. Характеристика инноваций 5
2. Классификация инноваций 7
3. Понятие «Инновационный проект» 10
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОЛЬСКИЙ ФЕЛИАЛ
Классификация и виды инноваций
доц. Цукерман В.А.
Апатиты
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Характеристика инноваций
2. Классификация инноваций
3. Понятие «Инновационный проект» 10
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный менеджмент -
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его
целью является определение основных
направлений научно-
В работе в качестве объекта рассмотрения выступает понятие инновации. Предметом рассмотрения являются направления инновационного развития в РФ. Цель работы – составить представление об инновациях и родственных им понятиям. Задачи – определить понятие «инновация», выделить виды инноваций, рассмотреть понятия «инновационный процесс».
Данная тема является актуальной. Очень важное место занимают инновации во всех сферах деятельности общества, в т.ч. совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных.
Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. 4. 114 стр.
Разработка, внедрение в
производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство
повышения
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). 5 .
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновации можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической). 5 .
Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
- используются частично или полностью охраняемые результаты интеллектуальной деятельности;
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
- обеспечивается выпуск товаров и услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта. 2. 10 стр.
Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат.
Поскольку новшествами, как
правило, нельзя воспользоваться без
специальных знаний, важную роль в
деле их реализации играют "ноу-хау"
- информация, необходимая для их
практического применения (технологические
и конструкторские секреты
Любое новшество имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:
1. Периода от начала разработки до выхода на рынок (при этом новшество может устареть, а само нововведение еще не начаться);
2. Периода от выхода на рынок до снятия с производства;
3. Периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуатации у потребителей. 2. 15 стр.
Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основные стадии – его создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух стадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания. Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность и установившееся "статус-кво". 2. 17стр.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению 17 которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло». Существует несколько подходов к классификации инноваций. 2. 16стр.
1. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны:
В зависимости от вида объекта инновации делятся на:
А) предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;
Б) процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства. 2. 17 стр.
2. По месту в системе предприятия инновации делятся на:
А) инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;
Б) инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии.
В) инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель. 2. 17 стр.
3. В зависимости от степени новизны выделяют инновации:
А) радикальные (базовые) – например, новый продукт на основе изобретения;
Б) улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение;
В) модификационные (частные) – например, новый продукт на основе рацпредложения. 2. 17 стр.
Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.
Открытие – установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний. 2. 18 стр.
Рациональное предложение – “техническое” решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.
Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники. Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. 2. 18 стр.
В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям. В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.
Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами:
- она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;
- она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.
2. 18 стр.
3. ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ»
В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями. 4. 112стр.