Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:47, контрольная работа
1. Виды инноваций и их классификация.
2. Сущность инноваций и их классификация.
3.Типы инновационных стратегий.
4. Теория длинных волн и циклов Кондратьева.
5. Факторы инновационной активности.
6. Наукограды, их особенности.
Необходимо различать:
- инновации и несущественные
видоизменения в продуктах и
технологических процессах (
- расширение номенклатуры
продукции за счет освоения
производства не выпускавшихся
прежде на данном предприятии,
но уже известных на рынке
продуктов, с цель
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают:
- применение новых материалов;
- новых полуфабрикатов и комплектующих;
- получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации
означают новые методы организации
производства (новые технологии). Процессные
инновации могут быть связаны
с созданием новых
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного
предприятия (группы
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе
с предприятия (изделия,
3. Инновации системной структуры предприятия:
- управленческой;
- производственной;-
технологической.
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского
института системных
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
Классификация инноваций по А. И. Пригожину:
1. По распространенности:
- единичные
- диффузные.
Диффузия - это распространение
уже однажды освоенного новшества
в новых условиях или на новых
объектах внедрения. Именно благодаря
диффузии происходит переход от единичного
внедрения новшества к
2. По месту в производственном цикле:
- сырьевые
- обеспечивающие (связывающие)
-продуктовые
3. По преемственности:
- замещающие
- отменяющие
- возвратные
- открывающие
- ретровведения
4. По охвату:
- локальные
- системные
- стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные
- комбинаторные
- совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций.
Инновации, т.е. новшества или нововведения – это объект, успешно внедренный в производство и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" тесно связаны друг с другом.. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.
Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Управление инновационной
деятельностью может быть успешным
при условии длительного
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие
(фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие
(изменения в выборе и использовании
сырья, материалов, машин и оборудования,
информации и др.); 2. Инновации на
выходе с предприятия (изделия, услуги,
технологии, информация и др.); 3. Инновации
системной структуры
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).
Российскими учеными из научно-исследовательского
института системных
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
единичные, диффузные. Диффузия -
это распространение уже
2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие),продуктовые.
3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.
4. По охвату: локальные, системные, стратегические.
5. По инновационному потенциалу
и степени новизны:
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
2. Оборонительная - направлена
на то, чтобы удержать конкурентные
позиции фирмы на уже
Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".
Теория длинных волн (theory of long waves) — это теория экономических циклов, продолжительностью от 40 до 60 лет, разработанная русским экономистом Николаем Кондратьевым.
По меньшей мере со времени промышленной революции в Англии на экономическое развитие существенное влияние оказывают большие экономические циклы, известные еще под названием "длинных волн Кондратьева" - в честь крупнейшего их исследователя, русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева. Эту честь Н. Кондратьев должен был бы разделить с другим выдающимся экономистом XX века Й. Шумпетером, автором фундаментальных трудов "Деловые циклы" и "Теория экономического развития". Кондратьев и Шумпетер не были первооткрывателями больших циклов. Их существование было замечено У. Джевонсом (1884), К. Викселлем (1898), М. Туган-Барановским (1894) и многими другими. В чем же заслуга Н. Д. Кондратьева? В своем анализе он охватил всю историю капитализма, используя статистику Англии, Германии и других стран. Кондратьев выделил две группы экономических процессов: волнообразные (обратимые) и эволюционные (необратимые), разработав тем самым теорию длинных волн. Именно последние и определяют общую направленность развития (тренд), тогда как первые носят циклический характер. Он сделал серьезную попытку объединить циклические процессы в единую систему, выделив:
сезонные циклы (до 1 года);
малые (2-4 года);
торгово-промышленные (7-11 лет);
большие циклы (50-60 лет).
Такой подход получил в
настоящее время широкое
Именно широта и универсальность подхода и предопределили высокую оценку его работ выдающимися экономистами XX века Дж. Кейнсом, С. Кузнецом, У. Митчеллом, И. Фишером, Й. Шумпетером. Благодаря Кондратьеву большие циклы конъюнктуры получили всеобщее признание.
Следующий шаг в развитии теории длинных волн сделал Й. Шумпетер, который связал циклы с нововведениями (инновациями) и их неравномерностью. Тем самым получили объяснение проблемы неравномерности темпов экономического роста, активности государства и его воздействия на темпы экономического роста и многие др.
Что же представляют собой
большие экономические циклы? Большинство
экономистов сходятся в том, что
большие циклы свойственны
В каждой волне выделяются
два основных этапа: повышательный
и понижательный (по Н. Кондратьеву).
Какие закономерности им свойственны?
Перед началом и в начал? каждой
волны наблюдаются глубокие изменения
в технике и технологиях
Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"