Методы отбора инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание инновационного проекта 4
2. Методы выбора инновационного проекта для реализации 7
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации и управление в экономике. Методы отбора инновационных проектов.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Сущность и содержание  инновационного проекта 4

2. Методы выбора  инновационного проекта для реализации 7

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

Введение

Инновационный менеджмент сравнительно  новое  понятие  для  научной  общественности и  предпринимательских  кругов  России.  Именно  в  настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним  формам  и  методам управления  экономикой  приходят  другие.  В  этих  условиях   инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации,  все  субъекты хозяйствования от государственного уровня  управления  до  вновь  созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Под   инновациями в  широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного  или  иного характера. Период времени от зарождения  идеи,  создания  и  распространения новшества  и  до  его  использования  принято  называть   жизненным   циклом инновации. С  учетом  последовательности  проведения  работ  жизненный  цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный  и научно-технический  результат  продукт  интеллектуальной  деятельности,   на который  распространяются  авторские  и  аналогичные  права,  оформленные  в соответствии с действующими международными, федеральными,  корпоративными  и другими законодательными и нормативными актами.

Рынок чистой конкуренции  нововведений.  Рынком  чистой  конкуренции называется совокупность  продавцов  и  покупателей,  совершающих  сделки  со сходным товаром в  ситуации,  когда  ни  один  покупатель  или  продавец  не оказывает большого влияния на уровень  текущих  цен.  Использование  понятия «чистой» конкуренции позволяет нам уйти от  рассмотрения  вопросов  ценовой, неценовой,  недобросовестной  и  других  видов  состязания  и  борьбы  между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы  приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и  результаты  научной  и  научно-технической деятельности.

 

1. Сущность и содержание  инновационного проекта

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:

1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее  осуществление

комплекса   каких-либо   действий,    обеспечивающих    достижение определенных целей;

1.  Как   система   организационно-правовых   и   расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Каждый проект независимо от сложности и объема  работ,  необходимых для его выполнения, проходит в своем  развитии  определенные  состояния:  от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта  уже  нет». Согласно сложившейся практике, состояния,  через  которые  проходит  проект, называют фазами. Каждая фаза разработки  и  реализации  проекта  имеет  свои цели и задачи (таблица 1).

Таблица 1. Содержание фаз  жизненного цикла проекта.

Предъинвестиционная фаза проекта

Инвестиционная фаза проекта

Предынвестицио нные исследования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта

Завершение проекта

1. Изучение прогнозов

1. Разработка плана проектно-изыскательских работ

1. Заключение контрактов

1. Разработка плана реализации проекта

1. Пусконаладочные работы

2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта.

2. Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО.

2. Договор на поставку оборудования.

2. Разработка графиков.

2. Пуск объекта.

3. Предпроектное обоснование  инвестиций.

3. Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО.

3. Договор на подрядные работы.

3. Выполнение работ.

3. Демобилизация ресурсов, анализ результатов.

4. Выбор и согласование места размещения.

4. Выдача задания на проектирование.

4. Разработка планов.

4. Мониторинг и контроль.

4. Эксплуатация.

5. Экологическое обоснование.

5. Разработка, согласование и утверждение.

 

5. Корректировка плана проекта.

5. Ремонт и развитие производства.

6. Экспертиза.

6. Принятие окончательного решения об инвестировании.

 

6. Оплата выполненных работ.

6. Закрытие проекта, демонтаж оборудования.

7. Предваритель ное инвестиционное решение.

       

Любой инновационный  проект  нуждается  в  финансировании.  Проекты могут   финансироваться   по   линии   Государственной    научно-технической программы,  путем  получения  грантов   (Российский   фонд   фундаментальных исследований; Российский гуманитарный  научный  фонд;  конкурсный  центр  по экономике Министерства общего и  профессионального  образования;  Российская программа экономических исследований и др.).

Каждый проект должен иметь  четкое название, сопровождаться  краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения  (год начала  и год окончания); объем финансирования  в  расчете  на  год.  Важное значение  придается  информации  о  руководителе  и  основных   исполнителях проекта,   организации,   через   которую   осуществляется   финансирование; организации, в которой выполняется работа.

В информации о руководителе проекта  и  основных  исполнителях  (на каждого человека отдельно)  указывается  полностью  Ф.И.О.,  дата  рождения, ученая  степень,  год  присуждения  ученой  степени;  ученое   звание;   год присуждения ученого  звания;  полное  и  сокращенное  название  организации; должность; область научных интересов  (ключевые  слова,  но  не  более  15); общее число публикаций; адресные данные и др.

В  проекте  должно  быть  указано  полное  и  сокращенное  название организации, через которую производится  финансирование,  и  организации,  в которой  выполняется  работа  (кроме  адресных   данных,   бюджетный   счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).

Далее  следует  содержание  проекта  в  соответствии  с   пунктами, изложенными выше.

Если проект представляется на конкурс, оформляется  соответствующая заявка. Условия конкурсов публикуются  в  печати  (главным  образом,  газете "Поиск").

Должна быть обоснована смета  расходов на выполнение проекта:

Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

    • заработная плата (не более 50% общего объема);
    • начисления на заработную плату;
    • приобретение оборудования и материалов;

4. услуги сторонних организаций  (в том числе на издание   трудов  по данному проекту);

    • командировочные расходы;
    • экспедиционные расходы;
    • накладные расходы (не более 20% общего объема).

Проведение  работ  осуществляется  в  соответствии  с  договором  с финансирующей организацией и техническим заданием.

В техническом задании  указываются тема  работы  (название  проекта, год, организация, в которой выполняется  работа,  исполнители,  руководитель темы, сроки выполнения, стоимость  работ,  цель  работы,  имеющийся  научный задел, ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая  ценность, содержание  работы  (этапы),  наименование  этапов,  сроки  их   выполнения, стоимость, результат и  вид  отчетности,  перечень  представляемой  научной, технической и  другой  документации  по  окончании  работ,  рекомендации  по использованию результатов.

Особое  внимание  нужно  обратить   на   характеристику   ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма  их  изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.

Завершение   работ   по   проекту   оформляется   актом    закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

Проекты,   представленные   на   конкурс,   проходят   многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение  по  объему финансирования проекта.

2. Методы выбора инновационного  проекта для реализации

Затяжной экономический  кризис  в  России,  в  значительной  степени снизивший   заинтересованность   реального   производственного   сектора   в инновациях,  одновременно  обострил  проблему   эффективного   использования выделяемых государством и отдельными предприятиями финансовых  ресурсов  при формировании  и  отборе  инновационных  проектов.  Известно,  что   качество формирования отечественных инновационных проектов и подготовки на их  основе инвестиционных  проектов  по  освоению  нововведений  крайне  невысока.  Оно определяется  используемой  информационной   технологией   и   квалификацией аналитиков   при   подготовке   проектов,   а   доля   успешно   завершенных инновационных  проектов,  предлагаемых   для   формирования   инвестиционных проектов не превышает 20%.

Для  повышения  качества  подготовки  инновационных  проектов,   их сопоставимости и снижения затрат и сроков обоснования  технико-экономических требований    к    проектам    предположена    информационная     технология прогнозирования и анализа технико-экономических показателей.  Информационная технология  сопоставления  экономических  оценок  эффективности  проектов  и технических требований к проектам представлена в виде определенного  порядка действий, который условно назван методикой.

Основной идеей методики служит  механизм  поэтапно  структуризации, анализа, оценки, ориентации и  согласования  интересов  участников  процесса разработки, изготовления и тиражирования новшеств на конечные  экономические результаты  их  освоения  и   использования.   Базовой   последовательностью действий является следующая:

1.  На  основе   анализа   сферы   деятельности   рассматриваемой производственной  системы,   как   составной   технологической структуры   экономики,    устанавливаются    «узкие    места», формируются  проблемные  ситуации,  конкретизируется  проблема развития, возможные пути ее решения и соответствующие им новые перспективные объекты.  Для  решения  этой  задачи  разработан компьютерный вариант информационной технологии.

2.  После  системного  рассмотрения   и   анализа   иерархической структуры  прогнозных  решений  выделяется  множество  базовых перспективных объектов, для которых формируются  требования  и граничные  экономические  условия  прибыльности  процессов  их разработки и тиражирования.

3.  Для  каждого   перспективного  объекта  формируется   перечень потребительских   свойств,   а    также    состав    известных отечественных и  зарубежных  аналогов.  Невозможность  ,  либо низкая эффективность  использования  выявленных  аналогов  (по цене,  производительности,  надежности,  исходному   сырью   и комплектующим  и  т.д.)  определяет  необходимость  заказа  на разработку и изготовление нового варианта объекта.

4. На  основе  анализа   научно-технического  задела  определяется потенциальный  разработчик,  которому  предъявляется  перечень анализов, характеристики их потребительских свойств,  а  также приоритет потребительских свойств  с  точки  зрения  получения наибольшей прибыли у потребителя.

5.  Потенциальный  разработчик   формирует  перечень  показателей, характеризующих технический уровень перспективного  объекта  и генерирует множество  возможных  вариантов  его  разработки  и изготовления. Для  каждого  возможного  варианта  определяется ожидаемый набор (вектор)  потребительских  свойств,  стоимость разработки   и   изготовления   новшества,    уровень    риска (вероятности успешного завершения).

6. Полеченные заказчиком  варианты и их  оценки  используются  для формирования    оценок    сравнительной прибыльности при тиражировании нововведений, затем выбирается  предпочтительный вариант с учетом наибольшей прибыли и фактора риска.

7. для выбранного предпочтительного  варианта  формируются  нижняя граница цены и  прибыльности  при  тиражировании  новшеств,  а также  формируются  согласованные  условия   перераспределения прибыли между разработчиком, изготовителем и потребителем.

8. На основании полученных  оценок нижней границы цены  и ожидаемой прибыли формируются допустимые  оценки  затрат  на  разработку новшеств.

9.   Полученные   оценки   желаемых    потребительских    свойств прогнозируемого  новшества,  требования  к  его   техническому уровню,  а  также  оценки  распределяемой  прибыли  и   оценки допустимых затрат с учетом фактора риска служат  основой  доля заключения договора между разработчиком и заказчиком.

При выборе проекта,  оценке  его  эффективности  следует  учитывать факторы неопределенности и риска.

Информация о работе Методы отбора инновационных проектов