2 Методы поддержки малых
инновационных предприятий в
зарубежных странах
2.1 Государственные программы
Следует заметить, что во
множестве развитых и динамично
развивающихся стран применяются
различные методы государственного
стимулирования инновационной деятельности
в секторе малых предприятий.
Здесь и ряд государственных
программ финансирования и технической
поддержки инновационных разработок
малых предприятий по тематике правительственных
организаций. Кроме того, имеется
множество законодательных, финансовых,
налоговых и имущественных рычагов
на государственном и региональных уровнях,
способствующих развитию инновационной
деятельности во всех сферах бизнеса.
В мировой практике сложились следующие
основные формы стимулирования инновационной
деятельности малых и средних предприятий:
Государственные программы
финансовой и технической поддержки
инновационных малых предприятий,
выполняющих НИОКР по тематике
правительственных организаций
(США, Япония, Великобритания, Индия,
Китай и др. страны);
Прямое финансирование
(субсидии, займы), которые достигают
50% расходов на создание новой
продукции и технологий (Франция,
США и другие);
Предоставление ссуд,
в том числе без выплаты
процентов (Швеция); безвозмездные
ссуды на покрытие 50% затрат на
внедрение новшеств (Германия);
Целевые дотации на
научно-исследовательские разработки
(практически во всех развитых
странах);
Создание фондов внедрения
инноваций с учетом возможного
коммерческого риска (Англия, Германия,
Франция, Швейцария, Нидерланды);
Снижение государственных
пошлин для индивидуальных изобретателей
и представление им налоговых
льгот (Австрия, Германия, США,
Япония и др.), а также создание
специальной инфраструктуры для
их поддержки и экономического
страхования (Япония);
Отсрочка уплаты пошлин
или освобождение от них, если
изобретение касается экономии
энергии (Австрия);
Бесплатные услуги
патентных поверенных по заявкам
индивидуальных изобретателей, освобождение
от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия,
Япония, Индия);
Облегчение налогообложения
для предприятий действующих
в инновационной сфере, в т.ч.
исключение из налогообложения
затрат на НИОКР, льготное налогообложение
университетов и НИИ (США, Великобритания,
Индия, Китай, Япония);
Законодательное обеспечение
защиты интеллектуальной собственности
и авторских прав (во всех развитых
странах);
Государственные программы
по снижению рисков и возмещению
рисковых убытков (США, Япония);
Создание широкой сети
фондов венчурного капитала используемого
для реализации инновационных
проектов силами малых предприятий
(во всех развитых и развивающихся
странах);
Создание сети научных
парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического
развития (во всех развитых и развивающихся
странах);
Создание мощных государственных
организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих
всестороннюю научно-техническую, финансовую
и производственную поддержку инновационных
малых предприятий (США, Япония, Индия,
Китай и др. страны);
Информационно-поисковые
специализированные сайты по
прогрессивным технологиям и
инновационным разработкам, позволяющие
заинтересованным предприятиям
быстро найти необходимые технические
решения и возможных партнёров.
Кроме того, во многих
странах одним из важнейших
финансовых инструментов поддержки
инновационных малых предприятий,
являются государственные контракты
от различных организаций на
проведение НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы. Такие контракты, предполагают
тщательное согласования всех основных
характеристик ожидаемого результата,
сроков исполнения и необходимых затрат
на выполнение. Обычно цена фиксируется
до начала работы, а окончательный расчёт
осуществляется после их завершения. Субсидии
и субвенции обычно предоставляются для
поддержки радикальных и рисковых проектов,
реализуемых инновационными малых предприятий,
входящими в реестр предприятий, обладающих
опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные
контракты обязательно предусматривают
следующие важнейшие требования:
получение исполнителем
необходимых результатов по решению
научно-технической проблемы, заявленной
заказчиком, в течение определенного
срока;
предоставление заказчиком
кредитования, необходимого исполнителю
на весь период выполнения
работ;
гарантии заказчика
на приобретение будущих результатов
работы исполнителя.
С целью государственного
регулирования инновационной деятельности
малых предприятий созданы следующие
механизмы:
Формы кредитования
крупных инновационных проектов
(на примере SBIR и STTR).
Обоснованная государственная
научно-техническая политика на перспективный
период, определение стратегических приоритетов
инновационного развития и их ресурсное
обеспечение.
Предоставление государственных
гарантий по привлеченным в
инновационную сферу кредитам.
Развитие механизмов
консолидации финансовых ресурсов
государственного и частного
секторов экономики для реализации
приоритетных научно-технических
задач.
Содействие формированию
и регулированию партнёрского
взаимодействия государственных
структур, НИИ, ВУЗов, венчурных
фондов и общественных некоммерческих
организаций, специализирующихся
в инновационной сфере деятельности.
Создание действенной
государственной системы защиты
интеллектуальных прав собственности
и механизмов противодействия
производству и продаже подделок
и контрафактной продукции.
Включение инновационных
задач в основные программы
экономического и социального
развития на федеральном и
региональном уровнях.
Разработка государственных
программ закупки результатов
НИОКР и наукоемкой продукции,
выполняемых в инновационных
малых предприятиях.
Разработка и сертификация
прогнозных методов оценки эффективности
инновационных программ и проектов
с учётом мирового опыта венчурного
финансирования.
Содействие в создании
центров технического содействия
и передачи технологий малому
бизнесу при университетах и
исследовательских центрах.
Содействие развитию
частных организаций в сфере
экспертизы инновационных проектов.
2.2 Организационные мероприятия
Наиболее существенными
шагами государственных органов
зарубежных стран в отношение создания
условий развития малых инновационных
предприятий является:
Определение количественных
критериев оценки инновационной
активности предприятия, например,
таких как степень вовлечённости
(в % от общего объема деятельности) в НИОКР,
в создание новых продуктов и услуг, их
производство; модернизацию ранее производимых
продуктов и услуг, обновление и модернизацию
оборудования, внедрение новых технологий.
Разработка и реализация
программ финансирования инновационных
разработок и НИОКР, нацеленных
на обеспечение преемственности
между стадией исследований и
этапом последующей разработки
рыночного продукта в целях
ускоренной коммерциализации передовых
разработок.
Оказание всесторонней
помощи (финансовой, материально- технической
и консультационной) только предприятиям,
осуществляющим инновационную деятельность
в соответствии с действующими
приоритетами социально-экономического
развития (страны, региона, города).
Необходимость оказания
всесторонней помощи (финансовой, материально-
технической и консультационной)
только таким предприятиям, которые
осуществляют инновационную деятельность
в соответствии с действующими
приоритетами социально-экономического
развития (страны, региона, города) и
получили экспертное заключение
уполномоченной комиссии.
Финансирование инновационных
проектов осуществляется из соответствующих
бюджетов (федерального, регионального,
местного) с привлечением внебюджетных
средств (включая средства частного
капитала), при обязательном вкладе
не менее 30% (в форме финансовых,
материальных и нематериальных
активов) собственных средств предприятия,
реализующего данный проект.
Предоставление государственных
гарантий по инвестициям и
кредитам, привлеченным для реализации
инновационных проектов.
Для стимулирования
инновационной деятельности в
малых предприятий обеспечивается
возможность:
Получения субсидий (до
50% от стоимости проекта) или
льготных кредитов на длительные
сроки (5-10 лет), либо на период
завершения работ по утверждённому
проекту;
Упрощённого оформления
таможенных процедур и освобождение
от таможенных, пошлин при импорте
необходимого оборудования, комплектующих
изделий и материалов;
Предоставление налоговых
каникул, освобождение от налогообложения
затрат, связанных с реализацией
утвержденных проектов (разработка
или приобретение проектной документации,
закупка оборудования, его монтаж
и ввод в эксплуатацию, обучение
персонала, проведение необходимых
исследований по НИОКР, изготовление
опытных образцов и макетов,
консультационные услуги, патентование,
сертификация товаров и услуг,
а также оплату услуг других
организаций);
Предоставления налоговых
льгот для стимулирования создания
совместных инновационных малых
предприятий на базе академических
структур, университетов и отраслевых
НИИ в целях осуществления
межведомственных и междисциплинарных
исследований и НИОКР;
Установления ускоренных
сроков амортизации (~5 лет), на
все закупленное в рамках реализации
проекта оборудование, приборы и
вспомогательную технику;
Компенсации затрат
на услуги по патентованию
разработок и проведение других
мероприятий по обеспечению защиты
авторских прав;
Оказания бесплатной
государственной технологической
поддержка малых предприятий,
включая предоставление результатов
научно-технических разработок, выполненных
в государственных НИИ и лабораториях,
а также путём своевременной
информационной и консультационной
поддержки предпринимателей;
Обеспечения преимущественного
доступа в технопарки, бизнес-инкубаторы
и в производственные зоны для реализации
проектов;
Предоставления каникул
по подоходному налогу сроком
до 10 лет. технопаркам и бизнес-инкубаторам,
а также находящимся в них предприятиям,
занятым инновационной деятельностью;
Оказания технической
и финансовой поддержки выдающимся
индивидуальным новаторам, изобретателям
и предпринимателям, включающей
меры экономического и социального
страхования при возникновении
критических ситуаций;
Получения на льготных
условиях технической и организационной
помощи при осуществлении экспортных
операций и при продвижении
экспортируемых товаров и услуг
на внешние рынки;
Получения возможности
на льготных условиях осуществлять
регулярное повышение квалификации
управляющего персонала в специализированных
учебных заведениях в целях
активного продвижения новейших
методов управления предприятиями.
Необходимость интенсивного
развития и поддержки инновационной
деятельности в секторе малых
предприятий ставит на первый
план задачи финансирования этих
работ и обеспечения взаимодействия
между разработчиками, НИИ, университетами
и испытательными лабораториями.
В мировой практике достаточно
много примеров объединения финансовых
ресурсов различных государственных
ведомств в целях выполнение
НИОКР по государственной тематике.
Наиболее ярким примером может
служить программы «Инновационные
исследования в малых предприятий»
(SBIR) и «Распространение технологий
малых предприятий» (STTR), реализуемые
в США. Следует заметить, что
подобные программы существуют
и успешно реализуются во многих
развитых странах.
Мощным стимулирующим
фактором экономического и инновационного
развития многих стран стало
формирование кластеров, объединяющих
наиболее эффективные и взаимосвязанные
предприятия различных размеров,
которые образуют лидирующую
группу компаний и обеспечивают
конкурентные позиции на отраслевом,
национальном и мировом рынках.
Кластерный подход стал активно
применяться для формирования
общегосударственной промышленной
политики при разработке программ
регионального развития и стимулирования
инновационной деятельности на
основе тесного взаимодействия
крупного и малого бизнеса.
Опыт передовых и развивающихся
стран показал, что кластерный
подход служит основой для
конструктивного взаимодействия
частного сектора, государства,
торговых ассоциаций, исследовательских
и образовательных учреждений
в инновационном процессе.