Национальная инновационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Многие страны делают оценку инновационной политики частью своей национальной инновационной стратегии. Государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, занимаются этим на регулярной основе в течение многих лет, благодаря чему ОЭСР накопила огромный опыт - как планирования инновационного развития и управления им, так и его оценки - методической, технической и иной.

Содержание

Введение. 3
1. Национальная инновационная система. 4
2. Национальная инновационная система во Франции. 6
3. Национальная инновационная система в Финляндии. 8
4. Национальная инновация в России 11
Заключение. 13
Список использованной литературы: 14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Формирование национальных инновационных систем зарубежный опыт (на примере отдельных стран)-1.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение. 3

1. Национальная инновационная система. 4

2. Национальная инновационная система во Франции. 6

3. Национальная инновационная система в Финляндии. 8

4. Национальная инновация в России 11

Заключение. 13

Список использованной литературы: 14

 

 

Введение.

Многие страны делают оценку инновационной политики частью своей национальной инновационной  стратегии. Государства, входящие в  Организацию экономического сотрудничества и развития, занимаются этим на регулярной основе в течение многих лет, благодаря  чему ОЭСР накопила огромный опыт - как  планирования инновационного развития и управления им, так и его оценки - методической, технической и иной.

Человеческая  цивилизация стоит на пороге нового научно-технологического прорыва. Скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. В этой связи значительно возросла роль, которую играет национальная инновационная система каждого развитого и развивающегося государства. 

1. Национальная инновационная система.

Национальная  инновационная система — совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

Основой динамичного  развития любой экономической системы  выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень  ее конкурентоспособности. Инновационная  сфера создает основу устойчивого  экономического роста, является необходимым  условием полноправного участия  страны в мировом разделении труда. Развитие инновационных процессов  во второй половине ХХ века привело  к тому, что уже в 80-е годы в  ряде зарубежных стран были сформированы национальные инновационные системы (НИС) — институционально-структурные  образования, обеспечивающие инновационное  качество развития национальной экономики.

Генерация новых  идей, воплощаемых в высоких технологиях, сегодня во многом определяет качество социально-экономического развития стран  и благосостояния их граждан. От уровня инновационной активности и положения  страны на мировом рынке наукоемкой продукции непосредственно зависит  и её национальная безопасность. Поэтому  инновационный путь развития экономики  страны признается магистральным и  даже единственно возможным для  укрепления позиции национальной экономики  в условиях усиливающей международной  конкуренции и глобализации.

Активизация инновационной деятельности требует  фундаментальных изменений в  структуре общественного производства, образовании и составе рабочей  силы. Новым базисом экономического роста становятся информация и знания. Это требует существенного преобразования институциональных условий ведения  бизнеса, формирования благоприятного инновационного климата, прорыва в  сфере использования современных  информационных и коммуникационных технологий, как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения.

В практике инновационного развития многих стран, особенно европейских, несмотря на процессы интеграции, создания различных сетей и повышения  уровня глобализации хорошо просматривается  региональная составляющая инновационности.

В странах  ЕС приоритетными задачами являются развитие в регионах наукоемких производств  и инновационное расширение сферы  услуг. В связи с важностью  этих задач в Евросоюзе разработана  специальная программа RITTS (Regional Innovation and Technology Transfer Strategies and Infrastructures Project) - программа  развития региональных стратегий и  инфраструктур трансфера технологий и инновационной деятельности, охватывающая 21 регион. Содержание работ состоит  в оценке существующих условий для  развития инновационных процессов  в субсидируемом регионе, разработке предложений по формированию и оптимизации  региональной стратегии, политики, инфраструктуры, которая будет способствовать их реализации, в целях поддержки  инноваций и трансфера технологий. Проекты финансируются из бюджета  Инновационной программы и относятся  к конкретному региону, учитывают только его нужды.

При региональных торгово-промышленных палатах создаются  региональные агентства научно-технической  информации (ARIST), специализирующиеся на информационно-аналитической работе в области науки, технологии и  экономики. Помимо обычного набора консультационно-информационных услуг агентства осуществляют для  своих клиентов мониторинг деятельности конкурентов в трех направлениях - технологическом, экономическом и  коммерческом.

В каждой стране ЕС имеется свой подход к развитию инновационной системы в регионах, учитывающий традиционное размещение исследовательских и образовательных учреждений, объектов промышленности и другие особенности.

 

 

2. Национальная инновационная система во Франции.

Во Франции традиционно сформировалась более централизованная структура инновационных исследований. Франция, в отличие от многих европейских стран, отказывается от проведения глобальной политики в сфере науки и технологий с помощью административно-правовых рычагов и занимается перестройкой инфраструктуры с целью создания наиболее благоприятных условий для кооперации науки и производства. Во Франции создан мощный комплекс поисковых и прикладных исследований.

Инновационная политика этой страны развивается по нескольким направлениям: поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий, снятие ограничений на пути венчурных  инвестиций, стимулирование кооперации между научными организациями, вузами и промышленными предприятиями.

Несмотря на относительную централизованность научно-технической деятельности четко  просматривается и региональный подход в инновационной сфере. При  этом в зависимости от особенностей регионов (провинций, департаментов) реализуются  различные региональные инновационные  стратегии: например, в экономически развитом регионе Лион, где функционируют  промышленные зоны и научные парки, используется стратегия консолидации, в промышленно развитом регионе (провинции) Сан-Дизье - стратегия диверсификации. Стратегия создания, которая предусматривает  формирование научных парков, развитие инновационной инфраструктуры и  т.д., используется в промышленно  слаборазвитом районе Лазурный берег  в департаменте Приморские Альпы.

Продвижением инноваций в промышленность призвано заниматься Инновационное  агентство Франции, которое находится  в двойном подчинении - Министерству промышленности и Министерству научных исследований. Для агентства характерна децентрализованная структура с широким представительством на региональном уровне.

В правовом плане основой инновационной  политики является закон Франции  об инновациях и исследованиях от 12 июля 1999 г., действие которого направлено на трансфер результатов исследований, финансируемых государственным  сектором экономики, в промышленность и создание малых инновационных  предприятий. Во Франции наибольшее развитие получили различные системы  поддержки инновационной деятельности. На региональном уровне созданы специализированные структуры инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства  и центры трансфера технологий). Министерством научных исследований Франции создано более 150 специализированных центров региональных инноваций  и трансфера технологий. Каждый центр  специализируется в определенной области  знаний и отрасли производства.

В отдельных регионах (провинциях, департаментах) Франции инновационное  развитие в рамках формирования современных  НИС осуществляется посредством  создания технопарков высоких технологий, причем они формируются не только в промышленно-развитых департаментах, но и там, где экономика имела  монопродукговую ориентацию (например, виноделие, туризм), а продукция высоких  технологий составляла менее 2-3 % ВРП. В  качестве примера можно привести эффективно функционирующий технопарк  высоких технологий «София-Антиполис» около Ниццы (регион Лазурный берег, департамент Приморские Альпы).

При создании технопарка «София-Антиполис» решались следующие задачи: переход  от традиционной модели моноориентированной  экономики (туризм) к модели инновационной  экономики; новые технологии становятся базой для роста экономики  региона; отработка механизмов взаимодействия структур разного уровня - государственного, регионального, местного, а также  механизма бюджетного инвестирования и субсидирования, направленного на стимуляцию инновационной деятельности компаний. Технопарк в своем развитии прошел несколько этапов, последний из которых завершился реализацией новой стратегии развития, основанной на диверсификации поисковых и прикладных исследований (2001-2006).

К 2007 г. технопарк «София-Антиполис» являлся одним из крупнейших в  Европе. В нем функционировали 1300 крупных и мелких компаний, НИИ  и университетов (около 1000 фирм являются компаниями с иностранным капиталом), было создано около 27000 рабочих мест. Основные направления деятельности технопарка - информационные технологии, биотехнологии, науки о Земле. В 2007 г. продукция высоких технологий составила 50 % ВРП департамента Приморские Альпы (против 3 % до создания технопарка).

По своим параметрам этот технопарк  представляет крупную региональную инновационную систему, его характерная  черта - научная ориентированность. Заслуживают внимания принципы организации, обустройства технопарка «София–Антиполис». Применяются следующие критерии отбора компаний: научно–исследовательский характер деятельности; отсутствие загрязняющих и шумовых факторов; общая сумма инвестиций, тип и количество планируемых рабочих мест; пропорция занимаемой земли с количеством планируемых рабочих мест. В бюджете технопарка доля государства составляет около 30 %, региона Лазурный берег - более 40 %.

 

 

3. Национальная инновационная система  в Финляндии.

C точки зрения вопроса формирования  инновационной системы интересен  пример Финляндии и ее губерний (регионов). В настоящее время доля высокотехнологичной продукции в промышленном экспорте составляет 22 %, а доля наукоемкой продукции в общем объеме промышленной продукции - более 50 % (в России - 4 и 5-6 % соответственно). Однако еще в начале 1990-х гг. финская экономика была неконкурентоспособна на мировом рынке, поскольку 50 % ее экспорта приходилось на СССР.

В течение 8-10 лет после развала  СССР Финляндия превратилась в одну из инновационно развитых стран. Такое  положение было достигнуто за счет: развития фундаментальных и поисковых  исследований, финансируемых преимущественно  государством в университетах; создания сети региональных центров трансфера  технологий; развития элементов инновационной  инфраструктуры в регионах (губерниях); участия по линии глобальных сетей.

За 5-6 лет была создана сеть центров  трансфера технологий, целью которых  стал анализ технологических преимуществ  всех губерний Финляндии, включая Лапландию. В результате были определены конкурентные преимущества страны и ее регионов, правительство выделило деньги на стимулирование конкретных разработок. Сейчас, например, в Лапландии инновационной технологией, приносящей доход, является производство оленины.

Основными элементами подсистемы инновационной  инфрастуктуры в губерниях (регионах) являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры  и др. В Финляндии уделяется  большое внимание развитию региональных технопарков, которые рассматриваются  как один из важнейших элементов  инновационной инфраструктуры страны и губерний, который способствует углублению сотрудничества государственных  исследовательских центров и  университетов с промышленностью.

Одним из основных критериев оценки эффективности деятельности технопарков  является количество новых высокотехнологичных  предприятий, которые начинают самостоятельную  деятельность без государственной  помощи и вовлекают смежные организации  в экономическую активность, основанную на знаниях.

На базе 20 университетов в Финляндии  муниципальными органами власти созданы 22 технопарка, которые в большинстве  принадлежат региональным властям. Все технопарки объединены в Ассоциацию научных парков Финляндии «Текел». Всего в научных парках осуществляют свою деятельность 1600 инновационных  компаний, в которых работают 32000 специалистов и ученых.

Примером успешного развития в  регионе (губернии) новых наукоемких производств является Савония. Этот регион имел слабый экономический сектор по ряду причин: недостаток человеческих ресурсов, энергии, сырья, транспортных коммуникаций. Он традиционно относился  территориям, которые живут за счет сельского хозяйства или туризма. Технопарк «Microteknia» в г.Куопио был организован с целью координации  действий по развитию технологий в  этом регионе. На начальном этапе (этап создания инфраструктуры) финансирование осуществлялось только за счет бюджета  региона Савония. Часть средств  на развитие инфраструктуры была выделена решением Европейской комиссии по программе  развития экономики территорий стран  Евросоюза.

Сейчас в «Microteknia» работает более 2300 экспертов из 200 компаний, среди  которых «Siemens» и другие. «Microteknia»  находит покупателей, технологии, продавцов  и других партнеров для компаний и научно-исследовательских институтов. Сегодня «Microteknia» способствует успешному  развитию новых направлений в  экономике (электронный бизнес, мобильная  связь, интернет-услуги). На территории парка компаниями ежегодно открывается  около 500 рабочих мест. Ведущими направлениями  работы в настоящее время являются здравоохранение и защита окружающей среды, много внимания уделяется  высоким технологиям в области  медицины (диагностическое оборудование и пр.). Из 3800 предприятий г.Куопио 150 являются экспортными. Они обеспечивают почти 40000 рабочих мест.

Инновационные системы в регионах Финляндии в основном относятся  к промышленно-ориентированным, за исключением региона (губернии) Савония, где инновационная система характеризуется научно-промышленной ориентацией.

 

 

4. Национальная инновация в России

Модернизация экономики России невозможна без вывода на рынок высокотехнологичных продуктов, технологии и инновации должны приносить прибыль. Для этого необходимо создание инфраструктуры поддержки инноваций. В регионах на бюджетные деньги в рамках различных программ создаются элементы инновационной инфраструктуры. Это бизнес-инкубаторы, центры прототипирования, лабораторные комплексы. Такие проекты необходимо реализовывать в комплексе, и лучший способ для этого – создание экосистемы технопарков в сфере высоких технологий.

Информация о работе Национальная инновационная система